Правда Севера
11 февраля 2006 (25)
Ирина СОКОЛОВА.
"Баские лоскутки" Ирины Антипиной
Однажды я зашла по делам в школу народных ремесел Владимира Бурчевского.
Поднялась на второй этаж и увидела... Солнышко! Солнышко сияло не с внешней
стороны окна, а с внутренней. Сияло ярко и приветливо, несмотря на то, что было
тряпичным. Солнечные занавески с лоскутными лучами понравились мне так, что я
непременно решила обзавестись такими же. А недавно мне повезло познакомиться с
их автором.
Специалист с... трехдневным стажем
Зовут автора Ирина Антипина, она работает в школе Бурчевского - преподает
лоскутное шитье. Ирина Васильевна носит почетное звание "Народный мастер России"
и является лауреатом премии президента РФ в области образования за 1998 год.
- Корни у меня вологодские. Прадед, как рассказывают родственники, был
творческим человеком, росписью по дереву занимался, - рассказывает мастерица. -
Я с детства любила кропотливую работу - из мелких лоскутков мастерила одежду для
кукол. А вот большие вещи не сразу получаться стали. Мама мне говорила: "Ох,
Ирина, швея из тебя еще та!"
После школы девушка поступила учиться на товароведа. Но через три месяца ушла:
"Не мое!" Подала документы в училище, стала осваивать профессию "портной
женского платья". Получив диплом, поехала в Витебск, в индустриальный техникум.
Успешно его окончила и вернулась домой.
Как Ирина Васильевна оказалась в школе народных ремесел - история необычная.
Перед уходом в декрет Антипина работала в обкоме партии секретарем. А как
настало время из "детского отпуска" возвращаться, уже ни партии не было, ни
обкома. Где работать?
- И тут встречаю на улице бывшую коллегу по обкому, которая к Бурчевскому
перешла, - рассказывает мастерица. - Зовет: "Давай к нам, на лоскутное шитье!" А
я никогда раньше им не занималась! Пришлось брать иголку в руки и три дня кряду
- по наитию, без подсказок специалистов и методичек - делать первый в жизни
коврик! Причем сразу презентационный, для показа Владимиру Николаевичу.
А как приятельница представила новичка-претендента известному мастеру! "Ирина
уже ОЧЕНЬ ДАВНО лоскутным шитьем занимается!"
Не знает Ирина Васильевна, поверил ли ей тогда Бурчевский. Но работа, ему,
наверное, понравилась. Антипину взяли в штат. И сразу попросили на бревенчатую
стенку в коридоре панно сделать и сшить занавески (получились те самые
"солнышки", что глянулись "Обывателю" и до сих пор висят). А вот панно кто-то
умыкнул. Наверное, от такой красоты случился у человека приступ клептомании.
Учитель - светлый человек
Учиться лоскутному делу Ирине Антипиной пришлось прямо в "процессе
производства". Сначала вместе с детишками они рисовали узоры на бумаге в
клеточку и придумывали цветовую гамму - это один из самых сложных этапов работы.
Потом была экспедиция в Каргополь, где педагоги дополнительного образования
работали в музейных фондах. В Каргополе Ирина Васильевна по-знакомилась с
удивительным человеком, со своим Учителем - народным мастером Ниной
Александровной Крехалевой.
- Нина Александровна была необычайно доброй и светлой русской женщиной. Я очень
ей благодарна!
Какие уникальные вещи делала Крехалева! Как чувствовала цвет! Иногда разложит
заготовки для будущего коврика на полу. Смотрят люди - идеальная гамма! А Нина
Александровна начинает один за другим лоскутки отбрасывать - не те, дескать:
выбиваются.
Поначалу Ирина сильно сомневалась, что ей цветные премудрости освоить удастся.
Крехалева видела это и всегда подбадривала: "Точно говорю: все у тебя
получится!". И искусство свое передавала: "Я с цветом как работаю? Выхожу на
берег Онеги и смотрю, какие в природе есть сочетания. Сначала река, потом
песочный берег, потом зеленый лужок, темно-зеленый лес, голубое небо... Всегда
бери за основу природу - там полная гармония".
- Но не только хорошим мастером была Нина Александровна, - продолжает Антипина.
- Была она мудрым человеком. Учила: то, что умеешь, в себе не держи, людям
передавай. Чем больше отдашь, тем больше к тебе вернется. И даже если твои
работы кто-то копировать станет, не злись и не обижайся. Вперед двигайся. И
всегда ищи новое!
После учебы у Крехалевой Ирина Васильевна воспряла духом. И у нее, и у детишек
все помаленьку стало получаться. И получается уже 14 лет. За это время
архангельские лоскутницы успели поучаствовать во всероссийском фестивале
лоскутного шитья в Иванове, съездить в Витебск на "Славянский базар", провести
не один всероссийский мастер-класс...
Оберег от нечистой силы
Искусствоведы до сих пор спорят, когда и где появилось лоскутное шитье. Есть
предположение, что пришло оно с некогда отечественной Аляски. Американцы, с
которыми архангельские мастера давно дружат, это подтверждают. Как-то раз в
одном из американских городов к Ирине Васильевне подошел индеец в одежде из
лоскутков и признался: "Да мы же ваши!"
В Архангельской губернии предметы из "баских кусочков" стали появляться с
развитием купеческой торговли. Коврики активно использовали как обереги.
Покрывалом из лоскутков застилали постель - святое место, где начиналась и
заканчивалась жизнь, где молодожены проводили первую брачную ночь (для
плодовитости в узоре обязательно должны были присутствовать красные кресты).
Оконное междурамье прокладывали цветными кусочками - чтоб всякая нечисть не
пробралась. Лепачок - мохнатый лоскутный коврик - клали под ноги: постоишь на
нем несколько секунд и входишь в избу уже совершенно "чистым". А еще
разноцветные тряпочки радовали глаза бесцветными северными вечерами.
Цель работы, как считает Ирина Антипина, - сохранить лоскутное шитье. Может,
звучит несколько пафосно, но гордость за северных людей и за родной город
испытать. А на "классической базе" можно пробовать создавать какие-нибудь
авангардные направления.
Ну а какие возможности откроются для девочек, освоивших мастерство! Можно стать
художником по текстилю. Можно навсегда забыть предпраздничный вопрос "что
подарить?" и даже обеспечить себя материально - хорошая лоскутная вещь стоит
сейчас несколько тысяч рублей.
Переделала 50 заготовок
Работа с новичками (курс лоскутного дела в школе ремесел рассчитан на четыре
года) начинается с того, что они выкладывают из "баских кусочков" свои чувства -
любовь, печаль, радость... Для педагога это не только возможность увидеть, на что
способен ребенок, но и психологический тест его души.
Работа над одной вещью занимает месяцы. Придумывается узор, выбирается цвет,
подбираются ткани. Лишь затем идет раскрой элементов, их сшивка в блоки и ряды...
- Некрасивое, наверное, сравнение, но шить из лоскутков - все равно что семечки
грызть. Затягивает! - улыбается Ирина Антипина. - Наше ремесло продлевает
детство и воспитывает внутреннюю культуру.
Всем лоскутным шедеврам здесь даются имена. Тут можно приметить и пески "Пустыни
Кара-Кум", и кружащиеся в ритме "Осеннего вальса" желто-красные листочки, и
блестки "Северного сияния"...
Ошибки в творчестве? Конечно, бывают. Однажды делала Ирина Васильевна с ученицей
ковер. Уже было готово больше пятидесяти блоков, когда обе заметили, как
нехорошо "вырывается" ярко-желтый цвет. Просчет учительница взяла на себя:
вовремя перекос не заметила. Что делать? Пришлось все 50 заготовок распарывать и
перешивать. Времени ушло! Зато исправленная работа получила грамоту
Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства.
...Лишь раз в жизни задумывалась Ирина Васильевна о том, чтоб оставить
педагогическую карьеру. С детьми очень хорошо, интересно, но - безденежно. А так
сидела бы себе тихонько, шила коврики, продавала их и нужды не знала. Поделилась
мыслями с коллегой из Москвы. Та предостерегла: "Крепко подумай! Богатство - это
не деньги. Богатство - то, что детям отдаешь!"
Ирина Васильевна подумала и - осталась.
- Я поняла, что менять ничего не надо. Потому что я и так - счастливая!
|