Правда Севера
14 февраля 2006 (26)
Сергей ГРИГОРЬЕВ.
"Порато": год новый - проблемы старые...
Казалось бы, еще совсем недавно мы с "упоением" читали об Устьянском
ликеро-водочном заводе "Порато" - и источник воды у них уникальный, и технологии
самые передовые и экологически чистые, и продукция два года подряд (в 2003 и
2004гг.) становилась дипломантом конкурса "Лучшие товары Архангельской области",
и с социальной ответственностью бизнеса все было нормально, но ...
к сожалению, трудная полоса в жизни завода, начавшаяся в 2005 году, оказалась
настолько широкой, что заставляет предположить системный характер кризисных
явлений. Если бы дело касалось одного конкретно взятого предприятия, можно было
бы и не обращать на это внимание. Но в условиях архангельской глубинки, где
каждое рабочее место - практически на вес золота, а источников пополнения
бюджета крайне мало, в самую пору говорить о надвигающемся социальном взрыве в
отдельно взятом районе.
А начиналось все так хорошо
Строительство современного компактного производства в недрах северной глубинки -
Устьянском районе - длилось более двух лет, и в октябре 2002 года второй в
области ликеро-водоч-ный завод "Порато" произвел первую продукцию.
Удачные и лаконичные брэнды быстро начали завоевывать симпатию северных
поклонников, продукция была удостоена дипломов лауреатов регионального этапа
Всероссийского конкурса "100 лучших товаров России".
Самое главное, у предприятия "Порато" есть огромный потенциал - технологии,
оборудование и источник чистейшей воды. Все это вместе сулило заводу прекрасные
перспективы. Но, как оказалось, справиться с навалившимся на них "золотыми
горами" владельцы бизнеса так и не смогли.
Сегодня совершенно очевидно, что явные просчеты в организации маркетинговой
политики и сбыта, допущенные с самого начала выпуска продукции, предопределили
незавидную судьбу столь выгодного для районного и областного бюджетов
производства.
Кроме того, в этой истории поражает абсолютная пассивность руководства
агропромышленного комплекса области, показавшего полное пренебрежение к
интересам регионального производителя. Иначе чем можно объяснить тот факт, что в
2004 году при ежемесячном объеме продаж в области 6 миллионов бутылок водки (без
коньяка, вина и прочего) на долю "алвизовской" продукции приходилось 30
процентов всех продаж, а устьянской - до 80 тысяч бутылок, или менее двух
процентов легального рынка горячительных напитков?
При этом, несмотря на столь малую долю продукции завода "Порато", суммы
бюджетных отчислений Устьянского ЛВЗ за 2003-2004 годы составили 47 миллионов
рублей. (Для сравнения: это - ценовой эквивалент леса, ежегодно вырубаемого во
всем районе).
Таким образом, за короткое время своего существования "Порато" стало одним из
главных налогоплательщиков района и подписало с районной администрацией договор
о социальном партнерстве. Естественно, что при планировании бюджета и социальных
программ Устьянского района на 2005-2006 годы учитывался вклад и данного
предприятия. Но события стали развиваться совсем по другому, незапланированному
сценарию.
Кризис подкрался незаметно
Справедливости ради нужно отметить, что руководство департамента АПК еще в марте
2005 года отметило резкое снижение объемов выпуска продукции на Устьянском ЛВЗ.
Однако это была лишь констатация факта, которая, к сожалению, не стала
руководством к действию ни для сельхозчиновников, ни для владельцев бизнеса.
В мае 2005 года газета "Устьянский край" сообщила о загрузке мощностей завода
"Порато" на уровне всего 10 процентов, а в сентябре выпуск устьянской водки был
"временно" приостановлен. Пресловутые "лучшие времена" для завода не наступили
до сих пор: за почти полтора месяца 2006 года жители Архангельской области так и
не попробовали "свежей" устьян-ской водки.
На конец 2005 года предприятие оказалось практически в "замкнутом круге": нет
производства - нет доходов, при этом хроническая налоговая задолженность в
бюджеты всех уровней только увеличивается. Дополнила картину трехмесячная
задолженность по заработной плате, которая для 60 работников завода и их семей,
проживающих в окрестных селах Орлово, Бестужево и Коптяево, является основным
средством к существованию.
Что будет дальше с заводом "Порато", сегодня не знает, наверное, никто. Одним
из лучших выходов для предприятия и его владельцев, пожалуй, могло бы стать
вхождение в какой-нибудь крупный производственный холдинг. По крайней мере так
бы удалось сохранить уникальные конкурентные северные марки, а местных жителей
обеспечить стабильной работой и заработной платой.
Подобные сценарии укрупнения бизнеса сейчас происходят по всей стране, и это
совершенно объективные процессы. Наиболее яркий пример - ситуация с "АЛВИЗом",
который после вхождения в группу компаний "Синергия" смог на 3 процента
увеличить выпуск собственной "брэндовой" линейки, что при растущей конкуренции с
привозной продукцией и отсутствии каких-либо административных рычагов выглядит
вполне неплохо.
Однако ситуация с заводом "Порато" выявила другую проблему - безразличие власти
всех уровней к проблемам развития производства на селе. И до тех пор, пока
"слуги народа" не поймут, что инвестиции в такие районы, как Устьянский, и есть
реальный ключ к развитию региональной ("национальной") экономики, мы так и будем
начинать каждый новый год со старых проблем.
|