Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
15 февраля 2006 (27)
Валерий ЩИПУНОВ,

Блудит собственник по лесу

Владея одним из крупнейших в мире природных запасов "зеленого золота", наше государство не может создать эффективной системы управления богатством

актуально!

Лесную отрасль России давно чувствительно трясет. Госдума, правительство все никак не могут окончательно установить понятные всем и стабильные правила ее поведения в условиях рыночной экономики. Принятие новой редакции Лесного кодекса РФ вот уж несколько лет витает в воздухе. Не разрядили нервозную обстановку и принятые Госдумой 31 декабря 2005 года очередные поправки в действующее лесное законодательство. Федеральные власти, оставляя за собой право на владение огромными лесными ресурсами, великодушно делегируют свои полномочия по их пользованию, распоряжению, охране и приумножению на регионы страны. Правда, зачастую без адекватного финансового подкрепления. О проблемах лесного хозяйства идет речь в сегодняшней беседе редактора "Деловой среды" с главным лесничим Федерального агентства лесного хозяйства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Дмитрием ТРУБИНЫМ.

- Сейчас мы работаем в обычном режиме - начинает разговор Дмитрий Владимирович. - Она начала стабилизироваться с тех пор, как Министерство природных ресурсов в соответствии с принятым в 2005 году законом 199 "развело" свои службы и отдало созданным федеральным агентствам организационную самостоятельность - Рослесхозу, Росприроднадзору и прочим подведомственным структурам. Полностью снята мелочная опека, лесникам в том числе предоставлены широкие полномочия. Рослесхоз передал нашему региональному агентству часть своих полномочий. В том числе по организации лесных аукционов и инвестиционных конкурсов по передаче лесов в долгосрочную аренду. Нам также поручено удовлетворять потребности в лесе местного населения, бюджетных и сельскохозяйственных организаций. А раньше такие решения принимал своим решением только сам губернатор.

Перемены произошли и в регулировании земельных отношений. Нашему агентству было предоставлено право и вменено в обязанность готовить документы, принимать решения по переводу лесных земель в нелесные в лесах третьей группы, право администрирования лесных платежей (арендной платы, лесных податей - раньше эту функцию выполняла налоговая служба).

Правда, сокращены контрольные полномочия, например, по охране лесов. Здесь мы поделили ответственность с Росприроднадзором. Хотя получилось не совсем логично: люди и техника сосредоточены в одном агентстве, а контрольные права - в другом. Москва теперь решает эту принципиальную проблему: то ли нормальную, полноценную службу охраны лесов формировать в региональной структуре Росприроднадзора либо оставить ее в Рослесхозе.

Что отрадно, в этом году начал нарастать авторитет лесного хозяйства. У нас складываются хорошие деловые отношения с Рослесхозом. Во многом благодаря тому, что новый руководитель нашего регионального агентства Виктор Гладышев сумел наладить в Москве необходимые профессиональные и личные контакты, найти взаимопонимание. А это, поверьте, многое значит. В результате защитили удовлетворяющие наши запросы бюджетные планы на текущий год, а Рослесхоз даже пообещал дополнительную финансовую помощь.

Если продолжать разговор о положительных тенденциях, то обязательно следует упомянуть о реализации в Архангельской области пилотного проекта Всемирного банка, благодаря которому мы получили более ста единиц противопожарной техники - тягачей, вездеходов, специально оборудованных тракторов, высокопроходимых пожарных машин, бульдозеров... Всего более ста единиц. Такого еще не бывало. Материально-техническая база лесхозов окрепла не менее чем в два раза. Поступившая техника будет в основном сосредоточена в наиболее пожароопасных местах. На подходе - создание регионального информационного центра для аэрокосмического мониторинга мест рубок. В рамках реализации пилотного проекта мы надеемся еще получить современное компьютерное оборудование. Работать бы и развиваться в таком направлении...

- А что мешает?

- Лесная политика в России какая-то труднопредсказуемая. Ее официальная стратегия все еще находится в стадии проекта. Каждый год что-то реформируем, а желаемых результатов - кот наплакал. Нет уверенности в завтрашнем дне - вот что очень беспокоит. Практически никакой разницы в двух 199х федеральных законах нет. Леса остаются в федеральной собственности. Последним законом от 31 декабря 2005 года вносятся лишь поправки в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе - в новую редакцию Лесного кодекса. А в этот основополагающий законопроект внесены поправки по земельным делам и по разделению полномочий в лесном хозяйстве между федеральным центром и субъектами РФ.

К первой поправке, принятой законом от 31 декабря, претензий нет. Она введена в действие уже с 1 января 2006 года и регулирует земельные отношения по переводу лесных земель в нелесные в первой группе лесов в связи со строительством так называемых линейных объектов - например, автодорог, линий электропередачи, газопроводных трасс... Напомню, что в соответствии с предыдущим законом вопросы с отводом лесных земель третьей группы под строительство таких объектов решало наше региональное агентство, а первой группы - Федеральное агентство по лесному хозяйству. Теперь полномочия по принятию таких решений по лесам третьей группы переданы на региональный уровень - в администрацию области, а по нелинейным объектам первой группы - федеральному правительству.

Я считаю это разумным действием: меньше будет путаницы, дополнительных согласований. Лишь бы все правильно, по закону было сделано, а чья подпись стоит под разрешительным документом - в принципе, не так уж и важно. Но все равно специалисты нашего агентства, я надеюсь, будут принимать самое непосредственное участие в подготовке таких документов.

Механизмы взаимодействия с заинтересованными сторонами уже определяются. На подготовительную работу нам установлен срок до 1 января 2007 года. Но пока неизвестно, как будет складываться реальная ситуация. Не исключено, что за это время будет принят проект новой редакции Лесного кодекса РФ. А он полностью перечеркнет федеральный закон о внесении поправок в действующее лесное законодательства. При коренном реформировании лесных отношений можно слишком много дров наломать...

- Но ведь вполне возможно, что новая редакция Лесного кодекса в ближайшее время так и не выйдет в свет...

- Тогда будет действовать недавно принятый закон. А он гласит, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации относится тушение лесных пожаров, осуществление права пользования и распоряжения лесами. принятие решений о предоставлении участков лесного фонда в аренду - в безвозме-здное пользование и кратко-срочное (то есть организация и проведение лесных конкурсов и аукционов), определение ставок лесных податей, выдача лесорубочных билетов. То есть все эти функции теперь уходят от Федерального агентства в исполнительную власть субъекта Федерации. И наше территориальное агентство лесного хозяйства (включая лесхозы и лесничества), видимо, будет передано под "крыло" губернатора.

- Вы хотите сказать, что в администрации области будет создан еще один новый департамент - лесного хозяйства?

- Я этого не знаю. Но факт, что переданные ей полномочия не могут осуществлять неспециалисты лесного дела.

- У соседних скандинавских стран не хотите ли поучиться ведению лесохозяйственных дел? Скажем, у Финляндии...

- А мы уже давно с финнами сотрудничаем. Они поставили лет десять назад оборудование для Вельского питомнического комплекса. Там ежегодно по 0,5 млн сеянцев выращивают с закрытыми корнями, а потом высаживают на вырубках. Растут они быстро, уже вымахали выше человеческого роста. В Вельском районе появились уже целые участки такого молодого леса, в основном - сосны. Таких комплексов в России по пальцам можно пересчитать, а в Архангельской области - только один. По обычной российской технологии сеянцы в два-три раза медленнее растут. К сожалению, пилотный проект Всемирного банка не предусматривает поставку в Архангельскую область таких теплиц. Ведь мы должны еще разработать свою лесную стратегию. В том числе - и лесовосстановления. Финляндия же нарастила леса столько, сколько им нужно. Они же в пять раз больше нашего заготавливают с одного гектара площадей лесопользования.

- Это потому что большинство лесов там находится в частной собственности?

- В Финляндии более 300 тысяч лесовладельцев. Средний размер владения - около 15 гектаров. Я как-то спросил у финских коллег: сколько леса нужно иметь в частной собственности, чтобы не работать, а жить только за счет лесной ренты? Они стали подсчитывать. Один назвал цифру 100 гектаров, другой - 120, третий - 90. По нашим меркам это мелочь, так что можете себе представить масштабы наших лесных потерь.

- в Финляндии каждому гражданину предоставлено законом право гулять по любым лесам. Общение с природой не представляет для нее никакой опасности У финнов с детства в крови заложено правило не захламлять лес, не разжигать костров, а тем более оставлять их не потушенными. У них редко когда лесные пожары случаются. А народу в финских лесах увидел много. Все - не курящие, пищу приносят с собой в термосах. Грибов не собирают, рассказывают, что ими питались только в годы войны и после нее - от голоду.

- Тогда же чем в лесу граждане финны занимаются?

- Просто отдыхают, фотографируются. Кстати, в Финляндии сейчас развивается новый вид лесопользования - рекрационный. Мелкие лесовладельцы не заготавливают древесину, а строят такие теремки-дачки для отдыхающих. При каждом - обязательно банька. А лесные озера облагораживают, расчищают берега, вылавливают всю мусорную рыбу запускают в озера форель. Для инвалидов отведены специальные места, чтоб им удобнее было рыбачить. Согласитесь, что для нас, россиян, это какое-то чудо. Мы же умеем только топором направо да налево махать.

А потом жалуемся, что денег ни на что не хватает.

- В заключение беседы к вам, Дмитрий Владимирович, последний и очень актуальный сегодня вопрос: почему вовремя не предупредили арендаторов об усыхании ельников в междуречье Северной Двины и Пинеги? Не получается ли так, что при оформлении права пользования этим лесфондом лесопромышленникам, попросту говоря, всучили кота в мешке?

- Когда эти леса отводились в долгосрочную аренду, о нынешней ситуации никто даже не помышлял. Тамошним разновозрастным ельникам, по мнению ученых, ничего не угрожало, шел естественный и равномерный процесс отмирания старых деревьев и замещения их нормальным подростом молодняка.

Однако, к сожалению, эта распространенная теория не подтвердилась историей развития леса. Я не считаю объективной версию и о том, что в связи со сплошными рубками в лесах Верхнетоемского, Холмогорского и Пинежского районов сверх меры нарушился гидрологический режим. Почвы нельзя там признать пересушенными.

Мы создали небольшую научную группу под руководством профессора АГТУ Цветкова, несколько кварталов сырьевой базы леспромхоза для научно-исследовательских целей передали предприятию в бесплатное пользование. Года через два группа Цветкова представила нам обстоятельный отчет и свои заключения о причинах усыхания лесов в междуречье Северной Двины и Пинеги. Эти документы были переданы Рослесхозу. Москва направила в область мощную лесопатологическую партию специалистов. Затем последовала еще одна высадка крупного исследовательского десанта. В результате выяснились поистине огромные масштабы лесной беды, которая реально угрожает и другим районам Архангельской области.

- Неужели тогда не было никакой возможности помочь лесу предотвратить распространение тяжелой болезни?

- Не было. Мы не могли противостоять внутренним процессам, протекающим внутри дерева. Если ему 200-250 лет, то просто пришло время упасть и умереть, чтобы дать пищу жукам, полчища которых потом атакуют, впиваются в подрастающие деревья.

Тем не менее был разработан план борьбы с последствиями усыхания ельников, предотвращения в них лесных пожаров. Впрочем, о принимаемых мерах не раз писала "Правда Севера", так что не буду повторяться. Но предоставление арендаторам права проводить бесплатно слошные санитарные рубки в местах усыхающего древо-стоя не решит проблемы. Лесозаготовители, на мой взгляд, справедливо требуют снижения попенной платы в тех местах рубок, где сохранились еще живые деревья.

Мы идем им навстречу. В правительстве тоже не против. Однако окончательное решение вопроса упрется в отсутствие производственных мощностей для переработки сухостойных деревьев. Небольшую часть такого леса смогут принять целлюлозно-бумажные комбинаты, а лесопильным такое сырье никак технологически не подходит. Впрочем, сухо-стойный лес можно использовать в производстве биотоплива, синтетического дизельного топлива, строительного бруса (после пропитки).



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя