Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
15 февраля 2006 (27)
Владимир СОКОЛОВ,

"Колхозники" опять остались без квоты

промысел

На минувшей неделе траулер "Крупино" впервые за свое трудовое тридцатилетие прибыл в "родной" порт - Архангельск. В 1985 году он был построен в Киеве, на заводе "Ленинская кузница", и торжественно передан в состав промыслового флота Архангельского рыбакколхозсоюза.

Принадлежность судна юридически была оформлена на колхоз имени Ленина Онежского района. То есть и по документам, и по общепринятым нормам считается архангельским траулером, на котором работает архангельский экипаж. Но это далеко не так.

Согласно правилам регистрации промысловых судов портом приписки СРТМ "Крупино" мог стать и, конечно, стал Мурманск. Там была база флота и отдел кадров архангельских рыбаков-колхозников. А судовладелец из Тамицы, что под Онегой, и знать не мог, где и чем занимается траулер. Регулярные заходы рыбацкого флота в российский порт Мурманск продолжались только до середины 90х годов.

Командный метод руководства промысловыми предприятиями себя не оправдал. Директорский аппарат практически всех флотских организаций решил: для междурейсовых стоянок траулеров лучше норвежского Киркенеса ничего не найти. От промысловых районов туда восемь часов ходу. В порту - глубоководные причалы, склады, подъездные пути. До границы с Россией всего семь километров. Рейсовый автобус до Мурманска ходит ежедневно. Пограничный пост и таможню, сорок километров дороги среди проволочных заграждений и казарм принимали как неизбежное зло. Зато во время стоянки нет никаких проблем. Пришвартовался, выгрузил рыбу, вежливому клерку из местного сервисного агентства дал заявку на работы. Очень скоро прямо на судно привезут продукты, снабжение, зарплату. Сбор за пользование причалом, фарватером - минимальный. Отход в рейс по готовности судна, среди провожающих ни одного инспектора, только дежурный швартовщик.

О том, как траулер "Крупино" в середине суровой зимы оказался в Архангельске, рассказывает старший механик Игорь Агафелов:

- О том, что последние семь - десять лет норвежские порты стали для нас, поморов, роднее, чем российские, трудно спорить. Мне, отработавшему 32 года на судах Архангельского рыбакколхозсоюза, это хорошо видно. Кстати, на учебу в рыбопромышленный техникум меня - жителя деревни Кянда - посылал колхоз.

Еще будучи третьим механиком, я принимал и перегонял "Крупино" из новостроя сюда, на Север. Сегодня в результате ссоры между председателями колхозов собственной квоты на вылов рыбы мы не имеем. Треску ловили для кого угодно - только не для себя, рыбопродукцию везем куда угодно - только не домой.

Вышли мы на промысел по договору аренды с одним из мурманских частных предприятий 16 января. Обратите внимание: несмотря на все старания, даже частнику не удалось получить документы, разрешающие промысел с первого дня нового года.

Прямо скажу: с рыбалкой нам не повезло. Баренцево море штормило, а крепкие морозы добавляли неприятности рыбакам - постоянно приходилось окалывать лед. Уловы были такие, что мы не смогли даже отработать топливо, которое тратили. Наконец получили распоряжение: прекратить промысел и следовать в Архангельск - на ремонт.

Рассказ "деда" продолжает капитан судна Юрий Рева:

- Руководство рыбакколхозсоюза, убежден, приняло правильное решение, направив "Крупино" в Архангельск. Конечно, можно было делать большой ремонт и в Норвегии, но стоимость рабочей силы, запчастей, электроэнергии там значительно выше. По российским правилам будет необходимо внести таможенный сбор за все установленные на судне механизмы, который увеличивает расходы еще на треть. И, наконец, пора от призывов "вернуть судостроение и судоремонт в Россию" переходить к конкретным делам.

Негативную сторону возвращения на родину мы уже почувствовали: ожидание ледокола для проводки в горле Белого моря, несмотря на своевременную оплату ледокольного сбора, несколько проверок инспектирующими органами.

В Архангельск привезли 26 тонн рыбы, столько всего удалось выловить в период штормов. Документы Регистра заканчивают действие в марте. Рассчитываем начать ремонт раньше с тем, чтобы к маю его завершить.

Летом, и это известно, взять квоту будет легче. К сожалению, хотя все мы на это надеялись, так и не решилась проблема распределения океанической квоты для пяти рыболовецких колхозов. Это примерно шесть тысяч тонн рыбы донных пород. Очередной суд, состоявшийся в Москве, обязал Федеральное агентство по рыболовству выделить нам рыбу. Возможно, судьям невдомек, что на это имеет право только правительственная комиссия, которая собирается раз в пять лет. Сомневаюсь, что такое заседание будет проведено ради нескольких деревень в архангельской глуши.

Чуть-чуть прибавляет оптимизма известие, что у рыбаков-колхозников есть право выловить полторы тысячи тонн рыбы в прибрежной (12мильной) зоне. Кроме "Крупино" к прибрежному промыслу готовятся другие наши траулеры - "Пурнема" и "Луда". Согласно правилам всю рыбу (до килограмма) мы должны привозить в Россию. Значит, "колхозники" приходить в Архангельск будут часто. А пока в море нет ни одного нашего судна.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя