Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
16 февраля 2006 (28)
Ирина ПОЛЯКОВА.

А наши школы "вне закона"

Полчаса на автобусе до приморской Лявли, потом пять минут через реку, и вот он, край земли - Княжеский остров.

Цель, ради которой мы забираемся в эту "близлежащую глухомань", Княжестровская малокомплектная школа - местное "градообразующее" учреждение. Пока фотокорреспондент делает снимки (обратите внимание, на групповом школяры в полном(!) составе), мы беседуем с директором Дмитрием Ханталиным о нашумевшем национальном проекте "Образование" и о том, чего ждет от него провинциальный педагогический корпус.

- Чего мы на селе ждем от проекта "Образование"? - улыбается Ханталин. - Да ничего особенного не ждем! Если бы мы были средней школой, была бы надежда, что на нас обратят внимание. Но мы - малокомплектники, и вообще находимся "вне закона".

Страну втягивают в очередной эксперимент. Помните обществоведение? Есть производительные силы и производственные отношения. Когда они не соответствуют друг другу, начинаются волнения в обществе. Чтобы разрешить конфликт, либо сверху что-то меняют, либо снизу революция начинается. Мне кажется, власть своими манипуляциями старается делать так, чтоб народ у нас успокоился, чтоб его замудрить и затемнить, чтоб он ничего не понимал.

Эксперимент воспринимается многими учителями настороженно. В школе он не первый, и кто ответил за последствия? Сейчас снова никакой четкости, никакой продуманности. Есть хорошая поговорка: "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги!" У нас в России почти всегда так...

- Но ведь государство обещает помочь образованию материально, ведь именно нехватка денег - сегодня одна из самых больших проблем. Вот и классным руководителям за воспитательную деятельность предусмотрены дополнительные выплаты...

- Одной тысячей рублей проблему воспитания в школе не решить! По большому счету, классный руководитель - не столько воспитатель, сколько организатор: классные часы ведет, дневники проверяет, за графиком дежурства следит... Система же воспитания гораздо шире. Она проходит через учителей-предметников. Именно они занимаются нравственным, культурным, трудовым, физическим воспитанием. Но где найти высококлассных специалистов? Ребята, которые заканчивают институты и приходят работать, получают крохи. Чтобы жить на такую зарплату, надо иметь гражданское мужество!

Кроме того, тысяча дается из расчета на 25 учеников. Если учеников 40 - все та же 1000, а не 1200. Если 10 - гораздо меньше! А что, с этими десятью заниматься не надо? Или надо заниматься хуже? Мы предварительно прикинули по пропорции - один ученик "стоит" 40 рублей. У меня в самом большом классе три человека. Умножаем!..

А ведь кроме ребенка надо еще и с родителями работать.

Вот еще интересный момент. Примерно полгода назад вместо 120 рублей на приобретение методической литературы учителям стали выплачивать 100. Давая одной рукой деньги на воспитание, второй рукой государство пытается на нем же экономить. Мое глубокое убеждение: экономить на воспитании нельзя!

- Но самым лучшим педагогам проект "Образование" дает возможность получить 100-тысячную премию...

- Что значит "лучшим"? В обычной, средней школе, где несколько человек преподают один и тот же предмет, есть критерии типа квалификационной категории. Там можно сравнивать кого-то с кем-то. А если в моей школе один математик, то он у меня лучший, потому что он один!

Надо налаживать методическую службу, чтобы нашу школу сравнивать, например, с Лявлинской. Но каким образом? Опять нет механизма!

- В проекте есть еще такой пункт, как компьютеризация школ...

- Страна уже рапортовала о всеобщей школьной компьютеризации. Но у нас как не было ни одного ПК, так до сих пор и нет. Сейчас, думаю, мы в лучшем случае получим одну машину - на сей счет уже звонили из "Россвязи".

Компьютер, конечно, дело хорошее. Надо детям современные технологии осваивать. Но давайте говорить правду: нас кто кормить через 5 лет будет? У нас сегодня бухгалтеров всяких и юристов полно, а газосварщиков и трактористов не хватает! Рабочим специальностям мало где учат. Может, на эту проблему стоило бы обратить внимание?

- Дмитрий Рудольфович, как же вы собираетесь выживать, если вам от национального проекта ничего не светит?

- Мы, если помните, год работали с немцами - ребята из-за границы приезжали к нам на перевоспитание. Два года сотрудничали с центром социальной реабилитации. И решили, что теперь самостоятельно можем принимать участие в судьбах детей, попавших в сложные жизненные ситуации. Появилась идея открытия на острове школы-интерната.

Сюда съедутся оставшиеся без родительского внимания, контроля и ласки мальчишки-девчонки со всего Приморского района. Мы будем помогать им адаптироваться в обществе. Опыт есть. У нас в седьмом классе учится 17-летний паренек, на котором в обычной школе поставили клеймо: "раздолбай". Уже удалось его чуть-чуть "собрать и подправить". Недавно приехала комиссия по делам несовершеннолетних - он сидит, книжку читает. Члены комиссии глазам своим не поверили: "Быть такого не может!"

Если все нормально, Княжестровскую школу-интернат планируем открыть с 1 сентября. Обучаться здесь начнут 15-20 человек.

- И все-таки что, по-вашему, надо сделать, чтобы национальный проект "Образование" принес реальную пользу?

- При всех недостатках хорошо то, что идет какое-то движение, появляются новые мысли. Руководство только не знает, куда идти. А надо спуститься вниз, изнутри узнать, чем дышат педагоги. Съездили бы представители министерства образования на месячишко в сельскую школу, увидели, как живут Лешуконье, Мезень и Каргополь, тогда бы многое прояснилось.

Ирина ПОЛЯКОВА.

Фото Виталия Крехалева.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя