Пресса Архангельской области
 
175212881 175212881 175212881 -->


Версия для распечатки  
  

Правда Севера
16 февраля 2006 (28)
Беседовал Олег ХИМАНЫЧ.

За каждой фотографией - судьба

Александр Сидоров - экономист, но его осведомленности о прошлом нашего края может позавидовать иной историк. Столь широкими, а порой уникальными познаниями Александр Иванович во многом обязан своему давнему пристрастию коллекционера, ведь тот, кто по-настоящему увлечен этим занятием, стремится не к простому собирательству старинных вещей, а к исследованию истории каждого раритетного предмета. В данном случае, встретившись, мы вели речь о старых фотографиях.

- Александр Иванович, пришлым словом "хобби" я бы ваше занятие не назвал - настолько все у вас профессионально. С чего все начиналось?

- Коллекционером я стал давно. А началось классически - с почтовых марок. Старший брат на день рождения подарил мне свой альбом, и я продолжил его коллекцию. В то же время была у нас дома известная историкам фотооткрытка "Пожар на Смольном Буяне". Вот ее-то я и выменял на несколько марок. Позднее в серии открыток старого Архангельска вдруг увидел такую же. Тогда и появился у меня интерес не только к маркам, но и к старым фотографиям. Ведь за каждой из них чья-то судьба. Далеко не каждый снимок имеет ясную историю. Случается, что о попавшей в руки фотографии вообще ничего не известно.

Скажем, есть старинный групповой снимок людей. А кто они, где, в какой момент жизни, по какому поводу запечатлелись на фото - остается тайной. В том и состоит суть исследовательской работы, чтобы это выяснить. Хотя "работа" - не совсем то слово, когда есть живой интерес загадку разгадать.

Бывает, находишь во всех отношениях хорошую фотографию. Но владелец про нее не может ничего пояснить. Его деды уже ушли, а сам он никогда не знал своей родословной. В лучшем случае покажет на снимке: вот, мол, мой дед, бабушка. И все! А кто остальные люди?

- Владельцы фотоснимков, которые не знают собственной родословной, - насколько это частое явление? Вероятно, случается, снимки приходят к вам и другими путями...

- О людях, "не помнящих родства", как о явлении мне судить трудно. Большинство фотографий приходит к коллекционерам не от них, а через руки перекупщиков. Эти тем более ничего не могут объяснить. Для примера. Как-то предложили мне серию старых почтовых открыток, штук десять. Смотрю, хозяева ручкой заштриховали так называемую "оборотку", ту сторону, где пишется сообщение. Так делают наследники, которые добрались до дедовых, отцовских архивов, но их интересует лишь рыночная стоимость "наследства". А бывает, владельцы зачеркивают текст, чтобы сообщение перед чужими глазами не раскрывало сугубо личные отношения.

Но с течением времени любое имя, любая фраза может стать ключом для разгадки. Отсутствие фамилий, имен, дат на той же открытке принижает ее историческую ценность, обрывает всякие связи, по которым можно выяснить легенду фотоснимка. Правда, порой такие зачеркивания сделаны карандашом и текст удается восстановить. Хуже, когда чернилами. Тут уж ничего не поделаешь.

- То есть люди не понимают, какую ценность могут представлять их старые вещи?

- Был такой случай - женщина принесла к букинисту подержанные детские книги. Всем им - грош цена! Когда случайно разговорились, выяснилось: дома у нее было два альбома старых фотографий. Они достались по наследству от родственника, который в свое время был сослан в Архангельскую губернию. Так она, представляете, эти альбомы отправила в мусорный контейнер, совершенно уверенная, что они не представляют никакого интереса! Да что там контейнер! Из-за неосведомленности люди порой такие ценные вещи в печках жгут!

Хотя есть пример иного свойства - не так давно появилось такое понятие, как "интеллектуальные бомжи". Это чисто условное понятие. Такой человек имеет определенное и постоянное место жительства, суть в том, что он подобно бомжам ищет в мусоре ценные с точки зрения коллекционера вещи. Те же старые фото.

- Хочу поинтересоваться у вас творческим наследием Калестина Коробицына, и вот почему. Именно он сделал первые снимки на строительстве поселка Судострой, его по праву можно назвать первым летописцем Северодвинска.

- Пожалуй, его снимков в ходу немного. При этом порой затруднительно установить, его ли это снимок или же другого автора. Калестин Степанович, к сожалению, зачастую не помечал свои работы ни автографом, ни именным штампом, как делают это сейчас. Вот вам пример. В 60-х издавали на продажу небольшие наборы фотографий с видами Архангельска. Снимки малоформатные - 6 на 9, всего в наборе их десять. А тираж приличный - 10000 экземпляров. Указана серия N 2, то есть, по крайней мере, был еще один такой набор... В авторах значится некая артель "Фото", а вот конкретного авторства нет, хотя, похоже, делал их Коробицын. Может быть, вместе с ним еще кто-то - на то она и артель. К тому же куда "ушел" архив Калестина Степановича после его смерти, я не знаю.

- Спрошу еще об одном патриархе архангельской, но уже дореволюционной фотографии - Якове Ивановиче Лейцингере.

- А вот его снимков сегодня "ходит" много. Точнее сказать, снимков под его "маркой". Я имею в виду и те, что сделал сам Яков Иванович, и те, что ему приписываются. В период его жизни в Архангельске были и другие фотографы. Есть документы, которые подтверждают, что за несколько лет до приезда Лейцингера в наш город здесь уже работали несколько ателье. А многие убеждены, что первое из них открыл именно Лейцингер.

История его появления на Севере такова. Отец Якова Ивановича был швейцарским сыроделом, которого "выписал" в Россию один из вологодских промышленников. После смерти Лейцингера-отца этот предприниматель счел себя обязанным участвовать в судьбе сына. Благодаря этому Яков получил образование и начал в Вологде первые свои фотографические опыты.

С вологодским периодом его жизни связана одна из загадок. Есть серия из восьми снимков Вытегры, выполненных в конце ХIХ века. Некоторые приписывают их Якову Ивановичу. У меня по этому поводу есть сомнения хотя бы потому, что Вытегра тогда не была вотчиной вологжан. Она относилась к Олонецкой губернии.

Архангельск в жизни Якова Ивановича был позже... Надо отдать ему должное, память о себе Лейцингер - и как большой души человек, и как городской глава, и как фотограф - оставил будущим поколениям добрую.

- Признаться, в свое время меня восхитила фотография начала ХХ века, где среди выпускников мореходки вы отыскали будущего полярника Александра Кучина. Много ли коллекционеров, увлеченных морской тематикой?

- Еще совсем недавно старинные снимки на тему о море и моряках были большой редкостью. Снимок с выпускниками мореходного училища, фотографии, где изображен ледовый капитан Воронин, и некоторые другие ко мне попали через коллекционера, который был знаком с семьей одного из моряков ледокола "Сталин". Тот некоторое время работал в экипаже, которым командовал Владимир Иванович. Один из снимков 1929 года побывал в семейном альбоме капитана Воронина: об этом свидетельствует дарственная надпись.

Сейчас в обществе появился устойчивый интерес к истории российского флота, к истории освоения Арктики. Морские фотографии из сундуков и комодов возвращаются на белый свет. Поэтому и у коллекционеров их стало значительно больше.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя