Пресса Архангельской области
 


Версия для распечатки  
  

Правда Севера
2 февраля 2006 (18)
Алексей КРАСНОСЕЛЬСКИЙ.

Не найдя понимания с властью,

владельцы частного пассажирского транспорта в областном центре поднимают с субботы, 4 февраля, цены на проезд в работающих на городских маршрутах автобусах, считая это поправкой на инфляцию. Но разве это на самом деле не так?!

Архангелогородцы встревожены неожиданным известием: с 4 февраля повышается стоимость проезда на городском коммерческом общественном автотранспорте. Информация об этом идет от самих частных предпринимателей. В конце прошлой недели они собирались, чтобы выработать единое мнение: быть ли общественному транспорту в городе Архангельске и дальше, или он, начиная с февраля, начнет потихоньку "разваливаться". Причин для этой тревоги оказалось более чем достаточно...

- Прошедший месяц наглядно показал: в себестоимость проезда пассажира 6 рублей на автобусе частный предприниматель не укладывается, - говорит представляющая интересы частных автоперевозчиков Вера Савватеевна ДУРАНДИНА (на снимке она в центре). - Автобусы у нас (в основном, хорошо известные всем ПАЗы) в настоящий момент - 1999-2000 годов выпуска, им исполняется по 6-7 лет. Срок нее эксплуатации подвижного состава - 10 лет, то есть ПАЗы на городских маршрутах почти что "пенсионеры".

Главное, с чем мы сейчас столкнулись, - необходимость приобретать на смену "ветеранскому автокорпусу" новый подвижной состав, на который... нет средств. Ведь цена автобусов не стоит на месте - меняется в сторону увеличения каждый год, каждый квартал! В 1990 году тот нее "пазик " стоил, к примеру, 60 тысяч рублей, три года назад - уже 300 тысяч, а сейчас стоит почти шестьсот. То есть стоимость этих автобусов повышается ежегодно на 100 тысяч рублей, и нетрудно себе представить, куда при таких условиях можно прийти дальше. Тем более что итоги января наглядно показали: мы остались без амортизационных начислений, необходимых для обновления подвижного состава.

КАЧЕСТВО ПАЗов тоже оставляет желать лучшего, и они требуют постоянного технического ухода, поддерживающего ремонта. А на это тоже уходит немало денежных средств. Запчасти, резина для шин подорожали, горюче смазочные материалы подорожали, коммунальные услуги (свет, горячая и холодная вода, отопление в автомобильных боксах), заложенные в себестоимости перевозок, опять нее подорожали... А чем старее автомобильный парк, тем ремонт его более затратный.

Здесь уместно будет добавить, что ПАЗы - далеко не самые лучшие автобусы. Но зато наиболее доступные по цене для индивидуального перевозчика. Мы не можем позволить себе купить за валюту за границей или за 1,5-2 миллиона рублей в России более приглянувшиеся нам транспортные средства. А если при цене 6 рублей за поездку продолжать работать и дальше, то и этот транспорт не будет поступать для города. Так и будем на старой технике продолжать ездить?

Подорожало еще и топливо - статья расходов, занимающая треть себестоимости проезда. За последние три года цена бензина повысилась аж на 70 процентов! А в морозные дни его расход подпрыгнул сразу на четверть.

Словом, все подорожало и за все плати, если хочешь возить людей, выполняя социальный заказ. А мы его действительно для города выполняем. В нынешних условиях частные автобусы берут на себя более 80 процентов от общего пассажиропотока на городских маршрутах! Мы так нее, как и "муниципалы ", возим теперь по социальным проездным льготные категории пассажиров, предоставляем бесплатный проезд детям дошкольного возраста...

ПОСКОЛЬКУ финансирование от государства идет без особых сбоев, мы не отказываемся от дальнейшей перевозки льготников. Будем держать принятые на себя обязательства. Только цена проезда пассажира в частном автобусе уже не покрывает эксплуатационные затраты по перевозке пассажиров. Стоимость билета остается на прежнем уровне - 6 рублей! Считайте, что частные предприниматели занимаются "благотворительностью" для архангелогородцев и гостей областного центра. Забывая при этом на самом деле о своих работниках, своих трудовых коллективах...

Возьмем, к примеру, водителей и кондукторов автобусов. Поскольку все кругом в стране дорожает, мы должны были бы давно поднять им (а по сути, проиндексировать) заработную плату. Если пенсия ветеранам сегодня, скажем, индексируется, то зарплата работающим получается без роста, ее уровень реально падает! А у кондукторов ведь тоже свои семьи, которые надо кормить, да и работа их далеко не сахар... Тем не менее зарплату кондукторам, как и водителям, за прошедшие три года мы не поднимали.

Естественно, что притока свежих кадров в этих условиях у нас нет. Не интересна людям при низкой оплате труда эта профессия, и они не спешат ейю обучаться. Подобная ситуация, впрочем, касается не только кондукторов и водителей, но и вообще любого из нас, так что люди, я думаю, нас понимают. По крайней мере, должны бы понимать.

В такой ситуации нет порой возможности выбирать, кого приглашать работать на общественном транспорте, - приходится брать того, кто идет. Вот и жалуются порой пассажиры на грубость тех нее кондукторов... Чтобы выжить самим, сохранить рабочие места для себя и своих коллективов, поневоле начинаем экономить. К примеру, на запасных частях. В результате искусственного сдерживания рыночных цен у нас, естественно, начинает страдать теперь уже и безопасность перевозок, и качество обслуживания пассажиров! А этого ни в коем случае допускать нельзя.

ЕЩЕ полтора года назад частные перевозчики готовились перейти на стоимость поездки 7 рублей. Но в условиях "дикого рынка" установить этот объективно складывающийся тариф не позволило так называемое "государственное регулирование" цен. Вышло распоряжение губернатора области, запрещающее повышать стоимость проезда на общественном транспорте свыше установленного тогда максимума 6 рублей. Мы, конечно нее, подчинились, и все осталось на прежнем, разрушительном для частных перевозчиков, уровне. Вот и вынуждены были работать, не имея возможности накапливать средства для дальнейшего обновления существующего подвижного состава.

Если все будет продолжаться так и дальше, через три-четыре года Архангельск может остаться без частного пассажирского транспорта, как, по сути, остался сейчас без муниципального. Трамвайное движение в городе уже приказало долго жить, троллейбусный парк наполовину развален, автобусный в АПАП-1 на грани выживания... И все из-за не продуманного до конца "государственного регулирования" цен на городском общественном транспорте.

Кстати, насколько нам известно, привычный для пассажиров 6-рублевый тариф остался только в Архангельской области. Соседствующие с нами регионы давно уже перешли на 8-рублевый рубеж. То есть там индексирование цен происходило своевременно, а не редкими скачками. В Ярославле общественный транспорт работает по 8, а частный - даже по 10 рублей! Хотя в этом городе на верхней Волге затраты на перевозки гораздо ниже, чем в климатически суровом Архангельске.

ОБО всем этом мы давно уже заявляли представителям областной власти, муниципальным властям. Ходим к ним со всеми нашими выкладками, расчетами... Но власть имущие почему-то никак не могут, не желают понять частного перевозчика. Ну сколько можно ждать, когда они созреют для понимания объективной реальности? Рынок пассажирских перевозок - такой нее рынок, и всякое администрирование должно быть разумным. Если так все пойдет и дальше, город к 2010 году останется без автобусов, люди будут, как раньше, по 20-30 минут ждать его на остановках. Что скажут тогда мэр и губернатор области, как они оправдаются перед многочисленными пассажирами? Ведь развал этого рынка, не без участия властей, начинается сегодня!

Мы ничего лишнего для себя, кстати, не просим. Если в 2003 году общественный транспорт перешел на 6-рублевый тариф, доказав свои эксплуатационные затраты, то сейчас 6 рублей - уже чисто номинальная стоимость проезда. Реальная цена по сравнению с прошлым периодом, учитывая индекс инфляции, всего лишь четыре рубля. То есть деньги обесцениваются, вот и все. Выходит, дело вовсе не в том, что сегодня, как, может быть, кому-то покажется, нам захотелось поднять стоимость своих услуг. Нет, это не так, нам просто хотя бы на прежнем уровне сохранить установленный ранее 6-рублевый тариф надо! И это можно назвать не повышением цен, а обычной индексацией. Индексацией, вызванной дальнейшим обесцениванием рубля, которое происходит повсеместно.

Вот почему частные предприниматели на этот раз в одностороннем порядке, не спросив господина губернатора, решили поднять стоимость проезда до восьми рублей. Об этом в минувшую субботу они повесили в салонах своих автобусов предупреждающие объявления.

РАЗГОВОРЫ о высокой рентабельности рынка пассажирских перевозок идут едва ли не с самого начала образования данного рынка. К сожалению, это всего лишь разговоры: реального понимания проблем ни у кого, по сути, нет, все остается без ощутимых перемен к лучшему. Поэтому для того, чтобы вовсе не загубить этот рынок, нам и пришлось пойти на непопулярные для пассажиров и населения Архангельска меры.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя