Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
24 февраля 2006 (33)
Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА.

"Мезень - дыра, Каменка - заплата"

Лесное "сердце" поселка: пульс нитевидный...

- Приезжая? А хотите, я вам свою квартиру за пять тысяч рублей продам? - Нормальный, трезвый мужчина. Сидит на кузове у лунки посреди реки - между Мезенью и поселком Каменкой. Ловит корюшку. Горизонт венчают грустные подъемные краны и законсервированный причал ЛДК 3.

- Весь поселок знает, что завод-то тю-тю, - поясняет рыбак. - Леса нет - склады пусты. И технику с задней двери распродают. У меня пособие по безработице чуть больше тысячи рублей. Детей трое, а за одни коммунальные надо заплатить больше двух тысяч. Сижу вот рыбе зубы заговариваю, чтобы без ужина не остаться. Про квартиру-то я так, от отчаяния. К тому говорю, что уезжают из Каменки люди. В нашем доме уже целый подъезд опустел. Поселок без завода - что проказная резервация.

"Сердце" не выдержало

Раньше в этих местах говорили: "Мезень - дыра, Каменка - заплата". В 70-80-х годах район ездил в поселок за сгущенкой и колбасой. Завод обеспечивал людей дровами, держал добрую часть "социалки" и почти всю "коммуналку" да еще и подсобное хозяйство на сто голов. В общем, давал все: от превосходной экспортной доски (в среднем по 300 тысяч кубов в год) до молока.

В воспоминаниях местных жителей, неизменно начинающихся словами "а вот когда завод работал", тот период кажется социалистической сказкой. Одних только ясельных групп в компактной Каменке было пять!

В частные руки комбинат перешел в начале 90х годов. С собственниками ЛДК не везло: как-то легко он доставался столичным фирмам ("Рюрик-лес" и др.), представители которых в Каменке почти не показывались, деньги в развитие производства не вкладывали и, похоже, решали свои налоговые и кредитные проблемы.

Нынешний собственник по имени "Арктик-лес" принципиально отличается от прежних только тем, что при нем долги, в том числе по зарплате, объемы производства и количество рабочих мест в сумме стали тянуть на бесповоротный кризис. "Арктик-лес", пояснила заместитель главы районной администрации Надежда Рядчина, хоть и солидное предприятие, но никаких спасительных вариантов не предлагает. На все запросы без подробностей отвечает, что собирается сделать ручкой.

В очередной раз на ЛДК введено внешнее управление. Кредиторская задолженность предприятия, как сообщил его директор Петр Кондратьев, - 160 миллионов рублей. В январе заводчане получили зарплату за октябрь и больше пока ничего.

В Каменке, почти поголовно живущей на пособия по безработице и бабушкины пенсии, распространяется тихая паника. Люди узнали, что архангельский ЛДК 3, выручавший мезенский сырьем (все-таки товарищи по собственнику), потерпел относительную неудачу на конкурсе лесных участков и заготовил только-только для себя. Есть, правда, и другое мнение на этот счет: для ЛДК-3 это предлог, чтобы снять с хвоста неудобного "друга". Виктор Гладышев, руководитель агентства лесного хозяйства по Архангельской области и НАО, поговаривают, перед судьбоносными торгами в Шенкурском районе лично приглашал генерального директора ЛДК-3 Артема Силуянова и с участием спрашивал: "Какой лес вам нужен?"

Слухи - слухами, но сырья нет. Последние несколько лет завод работает по 2-3 месяца. Всем, в том числе внешнему управляющему Андрею Безрукову, снятся 15 тысяч кубов леса, заготовленные в Лешуконском районе: как бы мимо Каменки не провезли! Хватит на месяц работы. Вообще-то это лес для ЛДК-3, но раз собственник один и учитывая давление общественности...

Область напугала коттеджами и клюквой

А общественность, прежде всего активисты от рабочих завода, взбодрила областную администрацию. Сначала через открытые письма в прессе. Потом инициативной группе на своей территории назначил встречу заместитель губернатора Владимир Войков. Ну принято у нас так: сначала оставлять собственнику предприятие на "растерзание", а потом создавать рабочие группы или комиссии, которые уже ничего не решают, по выводу его из кризиса.

Войков дал задание составить подробный список сидящих без работы заводчан с точным указанием профессий и стажа. Чем породил новую волну слухов.

- А это правда, что Киселев сказал: построю две девятиэтажки в Архангельске и вывезу всю Каменку, чтобы на задворках не саднила? - не раз спросили у меня в поселке. - Он же по жилищной программе только коттеджи по канадской технологии из картона строит! Неет, фигушки - не поедем.

Через народный телеграф Владимир Анатольевич Войков неожиданно стал "автором" еще одной рекомендации населению поселка: живите, мол, рыбой, ягодами и грибами, а также фермерством. Рыбой мезенцы действительно могут рассчитаться почти за все, как в свое время китайцы чаем. Но надежды на "чешуйчатых" греют только жителей побережья Белого моря. В районе дорог почти нет.

- Рыба из Койды даже до Каменки провозом слишком дорога, - сказали мне в поселке на рынке. - Нам вот по знакомству подешевле семгу дали, а так - безнадежно. Им самим в Койде есть нечего.

Каменка труда не боится, но и крестьянствовать там негде: нет выгонов и пастбищ. Островки леса, болото и тундра. Немногочисленных буренок возят пастись на мезенские "кошки" и к соседним селам. Не раз бывало, что хозяева коров в непогоду тонули на плотах и карбасах. Грибы-ягоды тоже не прокормят.

- Положим, принесу я клюквы даже несколько ведер, - рассуждает Анна Голубцова, ставя передо мной миску крупных ягод с мороза. - Но ведь ее принимают по 25 рублей за килограмм. Выходит рублей семьсот на зиму. Больше клюквы не собрать - народ толпами бегает. Я стою на учете по астме, но уже четыре года в Архангельск не езжу и лекарства не пью - не по карману. Да и лекарств в нашей больнице мало. Если группа есть - еще можно получить. А я вот книжку купила по нетрадиционной медицине со всякими ауто-тренингами...

Аутотренингами "я сыт и здоров", похоже, занимается не одна Анна Петровна. Средняя баночка тушенки, к примеру, в Каменке стоит 46 рублей. Еще в 2004 году поселок жил на "горабачевской валюте" - талонах на хлеб, сахар. Только называли их "кондрашками" в честь директора ЛДК. Когда Петр Владимирович боролся с Игорем Заборским за пост главы районной администрации, через речку от Мезени даже веселились на голодный желудок: неужели Кондратьев и в городе именные карточки введет? Заборский одолел конкурента, о чем конкретно Каменка, голосовавшая за директора завода, жалеет. А вдруг бы легче комбинату было, кабы...

Закрылась и столовая при ЛДК, где рабочие брали кашу и суп в баночки для детей и стариков.

А сейчас розничные торговцы продуктами, по словам нынешнего главы поселковой администрации Сергея Михеева (бывшего главного инженера завода), уловив обвал платежеспособности людей, стараются перебазировать точки на тот берег - в Мезень. И та тропинка, на которой я встретила щедрого на квартиры рыбака, становится для Каменки дорогой жизни. Многие видят один выход: по-любому устроиться на работу в райцентре. С тех пор, как завод начало лихорадить, население Каменки сократилось почти втрое. На дрова уже разобрали 12 домов по 12 квартир.

На заводе в период консервации работают от силы 50-60 человек: контора, охрана, гараж, мебельный цех...

- Вы бы видели, какие шкафы, карнизы, стулья делали в нашем мебельном! - рассказывает еще одна моя знакомая Анна Петрова. - Теперь только гробы колотим. Помещение из экономии не отапливается. Один рабочий, немой, хорошо так жизнь цеха иллюстрировал - руки сложит на груди и будто трясется: гробы делать, мол, о-очень холодно!

Местное профучилище закрывает курсы специалистов для завода: рамщиков, слесарей, бракеров. Остались водители, повара и продавцы.

- Никакого производства, кроме как связанного с ЛПК, в Каменке не организовать, - подводит итог Михеев. - Местный бюджет - всего два миллиона рублей без субвенций и дотаций. Из них завод дает налогами половину. Без ЛДК нам не поднять ни социальную сферу, ни ЖКХ. Как я ни приеду в город, наша мигрировавшая молодежь спрашивает: когда уже пилить-то будете? Они бы сразу вернулись! Здесь и родные, и жилье.

Прожить на тысячу в месяц с детьми нереально. Корову заведешь - кормить нечем. Дрова не знаешь где взять. И жилье не продать, и далеко не уехать... А теперь представьте, с какими чувствами Каменка смотрит на полумертвые краны ЛДК.

Кому лес как лес, а кому - деликатес

Производственные мощности завода пусть и близки к пенсионному возрасту (есть действующий токарный станок 1893 года), но работать, даже на новом рынке, в состоянии. При этом почти все спасительные для Каменки идеи связаны с Лешуконьем. Испокон веку так было: в Лешуконском районе лес рубили, в Мезенском - пилили. И по какой такой непростительной оплошности ЛДК не попал в программу развития трех (плюс Пинежский) районов?

В Лешуконье, кстати, лес осваивается лишь на пять процентов от возможного. С прежним главой, по разговорам, Игорь Заборский контакт наладил. А новый, Иван Фатьянов, по мнению мезенцев, смотрит в сторону Архангельска и республики Коми. Уже принято решение о строительстве ТЭЦ на отходах ЛПК. Собираются лешуконцы и лес сами пилить.

Есть предложение Мезенскому ЛДК сделать упор на производство дров. В районе каждая "деловая" елка на учете. Приходится возить печной сугрев из того же Лешуконского.

- Только не надо увлекаться дровами. Делать из этого пусть и ходового, но сопутствующего продукта ЛДК едва ли не основной, - возражает заместитель главы администрации Мезенского района Александр Соснин. - Переведем котельные с угля на дрова и через пару лет останемся без топливных инвестиций из областного бюджета. А обратно на уголь дорога длинная.

Кстати, о дорогах. Завод построил 50 километров противопожарного проезда к Юромской лесосырьевой базе в Лешуконском районе. Если достроить эту дорогу, ЛДК не будет так зависеть от рек, по которым в основном и транспортируется сырье. Чистого времени поставок леса водой за год - всего около шести месяцев да еще усушка и утруска... Доступ к этому участку в значительной мере решил бы сырьевые проблемы завода.

Андрей Безруков продвигает SOS-план на 18 месяцев. Придется воспользоваться уже привычной фишкой: реорганизовать предприятие в новое, дабы избежать хомута долгов. Рассчитываться с рабочими и кредиторами решено за счет продажи неиспользуемого имущества ЛДК. В Каменке, к примеру, у завода есть чуть недостроенный 8-квартирный дом. Хотя кому он, положа руку на сердце, нужен - пустующего жилья в поселке полно.

Есть в плане управления и сырьевая лазейка на Юрому...

* * *

- Мне Архангельск не нравится, - сказал мне восьмилетний Ваня, помогавший родителям продавать койдинскую семгу на рынке в Каменке. - Что, весь класс туда поедет? Я хочу потом на заводе работать.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя