Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
27 февраля 2006 (34)
Нина ДИТЯТЕВА.

Эхо Двадцатого съезда

Синдром жестокости

По-большевистски лихо осудив сталинские репрессии, сама партия осталась диктатором

ПЯТЬДЕСЯТ лет прошло со времени Двадцатого съезда партии. С позиции истории - это миг. С позиции одного-двух поколений - срок огромный. Как сейчас помню старый деревянный Дом политического просвещения на углу улиц Энгельса (ныне Воскресенской) и пр. П. Виноградова (ныне пр. Троицкий) с его одной из лучших библиотек города и уютным лекционным залом. Мы, молодые, были его постоянными посетителями.

Многие мои сверстники до сих пор помнят лекции Николая Петровича Рыбакова, одного из самых лучших лекторов того времени. Высокий, красивый, с хорошо поставленным голосом, он умел увлечь аудиторию, не уходил от острых вопросов, умел убеждать, не довлея над слушателем. Среди партийных лекторов это было большой редкостью. На выступления Николая Петровича всегда приходило много молодежи.

В первой половине марта в школу, где я работала, по-звонил секретарь райкома комсомола Толя Лапин: "Зайди, возьми пропуск, Рыбаков будет читать лекцию". Я удивилась - пропусков никогда не было.... В тот мартовский вечер в лекционном зале Дома политпросвещения не было свободных мест. За кафедрой непривычно взволнованный, сосредоточенный Рыбаков, рядом с ним двое незнакомых мужчин. Обращаясь к залу, он попросил ничего не записывать. вопросы и дискуссии неуместны, все, что будет сказано, принять к сведению.

Наступила непривычная гнетущая тишина. Читал Николай Петрович часа полтора, очевидно, как я сейчас понимаю, сокращенный вариант доклада Н.С. Хрущева. Расходились мы молча, подавленные услышанным. Много позже я спросила Николая Петровича, как он оценивает этот доклад. Он скупо, но уверенно ответил: "Время рассудит".

ЭЙФОРИЯ прошла. Пришло время все расставить на свои места. Да, Н.С. Хрущев совершил мужественный поступок, сказав страшную, мучительную правду о сталинских репрессиях. Их жертвой стала сама партия, пострадали чекисты, высший офицерский корпус армии, интеллигенция и крестьянство. Пострадал генофонд нации, прервалась преемственность в кадровой политике. Ушла в небытие почти вся политическая элита того времени.

Чудовищный страх поселился в душах миллионов людей. Репрессии породили недоверие и подозрение. Произошла переоценка нравственных ценностей. Донос - это благо или предательство? Жестокость - это норма или грех? Добро побеждает или гибнет в схватке с врагами народа? Пройдут столетия, а эхо сталинских репрессий еще будет слышно.

Спустя полвека я думаю, что можно было донести эту страшную правду не так лихо, по-большевистски, а учтя и просчитав все возможные последствия этого события. Сделать аккуратнее, сохраняя уважение к народу, к истории своей страны и ее будущему. Французы, памятуя о Великой французской революции, время которой Ф. Миттеран назвал великой трагедией страны, сумели сохранить для будущего имена Марата, Дантона, Робеспьера. Англичане не вычеркнули из истории Кромвеля. Испанцы, португальцы, китайцы сумели сказать страшную правду и сохранить достоинство нации.

СТРАШНАЯ правда о Сталине расколола общество, стала началом конца коммунистического и национально-освободительного движения. А в целом привела к распаду страны. Большевистский дух до сих пор царит в расколотом обществе.

Было бы правильным проводить десталинизацию постепенно, улучшая жизнь людей, перестраивая экономику страны, бережно сохраняя лучшие традиции нации и укрепляя ее авторитет. Надо было пройти через покаяние, сохранив при этом достоинство народа.

К сожалению, после ХХ съезда партия не пересмотрела свою стратегию, свою роль и место в обществе. Она по-прежнему оставляла за собой момент истины, не допуская никакой критики в свой адрес, не смогла освободиться от диктаторского тона, от лицемерия и ханжества. Мы не хотели признать законность идеи правового государства, уважения к закону и равенства всех перед законом. Не осознавали, что процесс десталинизации - процесс длительный и трудный. Мало было сказать народу правду о Сталине, надо было показать ему путь к обновлению страны.

Мы наивно полагали, что вместе с осуждением сталинизма уйдут в прошлое и семена жестокости. Но наивность наказуема. Сейчас мы говорим и пишем о системном моральном кризисе, о моральном уродстве, когда можно сделать инвалидом солдата, публично унизить губернатора и мэра, переступить закон, оставить в беде старика, инвалида, ребенка. Если сегодня мы не остановим жестокость, то завтра она может перерасти во всеобщее национальное бедствие и стать страшнее того, что мы пережили в ХХ веке.

Нина ДИТЯТЕВА.

Председатель комиссии по правам человека при главе администрации области.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя