Правда Севера
28 февраля 2006 (35)
Камилл Вольский.
Нужна ли такая вертикаль власти?
Главная тема внутриполитического обустройства страны - претворение в жизнь
принципов местного самоуправления, заложенных в федеральном законе 131. Цель
этого закона - во всяком случае, так ее объясняют представители законодательной
и исполнительной власти - приблизить власть к народу.
Вне всякого сомнения, это прогрессивная идея для становления действительно
демократического принципа управления на местах.
Но первые шаги местному самоуправлению даются очень трудно. Да и как не
спотыкаться, если до настоящего времени на местах ничего не знают о нормативных
правовых актах, определяющих порядок разграничения и передачи имущества и
земель, включая их кадастровую оценку.
Между тем в ст. 85 131-го закона говорится, что до 1 января 2006 года органы
государственной власти субъектов РФ "обеспечивают безвозмездную передачу в
муниципальную собственность... имущества, предназначенного для решения вопросов
местного значения..." Но такая работа в Плесецком районе только начинается. 14
февраля Собрание депутатов МО "Плесецкий район" утвердило окончательный перечень
объектов муниципальной соб-ственности, передаваемых с баланса МО "Плесецкий
район" на баланс МО городских и сельских поселений.
Надо ли говорить о том, в какой ситуации оказались главы вновь созданных МО?
Вместо того, чтобы в полной мере заниматься социальными проблемами,
благоустройством территории, они ведут рутинную работу по проверке достоверности
информации о существовании имущества, предлагаемого им в утвержденном перечне.
Вот и глава администрации МО "Североонежское" М.Я. Куйбин сетует на положение,
сложившееся с передачей имущества в его административной епархии.
Так, например, администрация МО "Североонежское", единственная из 17 МО в районе
осталась без собственного административного здания. На попытку обратить внимание
главы района О.В. Ежковой на такой откровенный ляпсус Куйбин получил ответ, что
здание, в котором в настоящее время располагается администрация, передано "на
праве хозяйственного ведения МУП "Уют-2". А потому вопрос о передаче может быть
решен только в случае согласия на это со стороны руководства МУП "Уют-2".
Но логика главы администрации района никак не вяжется с последующими
предложениями по передаче имущества. В Североонежске более 50% всего жилья в
многоквартирных домах является приватизированным, есть дома, в которых эта цифра
увеличивается до 70%. И тем не менее эти дома включены в перечень передаваемого
имущества. Как так? Районная собственность не может быть отчуждена в пользу
вновь созданного МО, а частная собственность граждан передается... Следуя этой
логике можно было включить в перечень передаваемого имущества и частные
индивидуальные дома на территории поселения МО "Североонежское".
Но более всего тревожит Куйбина судьба более 400 жителей поселка Икса, в котором
19 домов жилого фонда передаются МО "Североонежское".
Стоит заметить, что с момента передачи жилого фонда Иксы в муниципальную
собственность района (1997 год) на его ремонт и содержание не было израсходовано
ни рубля. Износ домов здесь составляет 80%. На четыре дома уже имеются акты о
непригодности их для проживания, на остальные дома согласно комиссионному
обследованию от 10.02.2006 года также готовятся акты о признании их ветхим
жильем. И зная такую ситуацию, глава района О.В. Ежкова, обещавшая во время
своей предвыборной кампании переселить всех жителей Иксы в кратчайшие сроки в
благоустроенное жилье, даже не ставила перед собой цель о включении этого
поселка в федеральную программу "Ветхое жилье".
Вот и получается: вертикаль власти вплотную приблизилась к народу в заботах о
его благополучии, сваливая на его плечи и никуда не годное имущество, и
ответственность за содержание жилья индивидуального пользования.
Можно было бы на этом поставить точку, но как не заметить, что в перечень
передаваемого имущества МО "Североонежское" было включено здание несуществующей
библиотеки в Североонежске и отсутствует в этом перечне 48-квартирный дом в
поселке Строитель. И от этого еще более непонятным становится принцип, которым
руководствовалась районная администрация, составляя перечень передаваемого
имущества. Как непонятно, почему здание, в котором находятся администрация МО
"Североонежское" и иные учреждения, обеспечивающие всестороннюю
жизнедеятельность данного МО, не попало в этот перечень?
Другой сложнейшей проблемой в складывающейся ситуации, по мнению депутата
районного Собрания В.В. Чернова, становится проблема имущественных отношений
между администрацией и существующими предприятиями ЖКХ.
В законе четко обозначено, что в собственности поселений может находиться
имущество, "предназначенное для элект-ро-, тепло-, газо- и водоснабжения
населения...", но на сегодня повсеместно сложилась такая ситуация, что
существующие предприятия ЖКХ имеют в своем полном хозяйственном ведении или в
долгосрочном пользовании все имущество для оказания коммунальных услуг и
проведения работ по содержанию жилого фонда. Практически это означает, что они
обладают монопольным правом по предоставлению услуг населению.
И здесь, как считает В.В. Чернов, чтобы обойти проблему монополизма, необходимо
передать имущество ЖКХ в собственность власти. А уж потом Советы депутатов
передадут это имущество той или иной управляющей компании, создадут конкурентную
среду в сфере коммунальных услуг.
Без решения обозначенных проблем новая власть ничего положительного для
населения сделать не сможет. Более того, она не сможет приступить к своей
основной работе. Реалии сегодняшнего дня показывают, что выстраиваемая в России
"вертикаль власти" пытается всю ответственность за социальное благополучие
населения в самой глубинке России взвалить на плечи вновь созданных на местах
органов власти, оставляя их без должного финансирования и с одряхлевшим
имущественным багажом.
|