Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
15 марта 2006 (45)
Владимир СОКОЛОВ,

Порт реорганизовали...

Но меньше ли стало проблем?

Год назад, по распоряжению Федерального агентства морского и речного транспорта, в Морской администрации порта Архангельск прошла реорганизация. У службы его капитана остались обязанности, прописанные в Кодексе торгового мореплавания: обеспечение безопасности плавания и порядка в порту. Хозяйственные же функции (навигационные, лоцманские, ледокольного сопровождения судов, техобслуживание) были переданы архангельскому филиалу предприятия "Рос-морпорт". Однако реорганизационные новации не решили, по мнению администрации порта, всех его проблем. А в чем-то их даже прибавили. Почему? Наш собеседник - капитан порта Архангельск Сергей ЯСТРЕБЦЕВ.

- Сергей Сергеевич, давайте начнем наш разговор с экономической статистики. Сколько и каких грузов за минувший год прибыло в наш порт, сколько из него отправлено?

- В 2005м Архангельский порт переработал около шести миллионов тонн грузов, традиционных для нас - экспортного пилолеса, картона, целлюлозы. Это и импорт контейнеров на линии Гамбурга и Роттердама, а также каботажные генеральные грузы на Дудинском направлении. Прибавьте также наш вклад в выполнение планов северного завоза.

В прошлом году Архангельский порт, также впервые, начал отправку на экспорт каменного угля. Положительную роль в этом сыграло решение Морской коллегии РФ. В федеральном правительстве последовательно добиваются выполнения поставленной цели - российские грузы перевозить через российские порты, а не через ставшую заграницей Балтику.

В связи с этой ситуацией перед нами поставлена задача - создать наиболее благоприятные условия для грузовладельцев. То есть уменьшить время стоянки судов, увеличить количество принимаемого на борт груза, применять (по возможности) льготный тариф. В результате контракт на перевозку 300 тыс. тонн угля продлен и на 2006 год. Продолжается также рост объемов перевозок нефтепродуктов, причем - многократно.

Раньше в Талагах была бункерная база, которую строили для завоза нефтепродуктов на Север: в Хатангу, Тикси, Певек. Ее мощность позволяла обслуживать по четыре - пять танкеров в год. Соответственно, и углубление канала в реке Кузнечиха проводили по проекту, который рассчитан на такое же количество судозаходов. А сегодня, после реконструкции, на нефтебазе появилась возможность отправлять по три танкера грузоподъемностью по шестнадцать - двадцать тыс. тонн в неделю.

- Но, наверное, в новой ситуации не обходится без проблем?

- А как же! Вот одна из них. Фарватер Кузнечихи узкий. Здесь множество поворотов. Лоцманам и капитанам приходится управлять судном длиной до полутора сотен метров, в стесненных условиях. Чтобы свести к минимуму риск посадки судов на мель, сделать плавание по фарватеру безопаснее и легче, мы настаиваем на перепроектировании канала.

- Кроме того, повышение интенсивности движения судов влияет и на гидрологию этой реки: изменениям подвержены бровки канала, речное дно.

- Как поправить ситуацию?

- Нужен новый проект. Но для его разработки и реализации потребуются немалые деньги. Найти их можно, если объединить усилия двух заинтересованных компаний - "Роснефти" и "Росморпорта".

Государственный контролирующий орган, каким являемся мы, по закону не имеет права взимать плату за свою деятельность. Вот поэтому у нас и появился местный филиал большого, с центральным офисом в Москве, компании "Росморпорт". За свою работу он получает, в качестве портовых сборов, немалые деньги. Но при всех положительных сторонах реорганизации нельзя забывать, что у "Росморпорта" (как и у любой коммерческой структуры) на первом месте стоит получение наибольшей прибыли. А уже потом решается задача обеспечения безопасности плавания судов.

Между тем сегодняшнее состояние фарватеров, створных знаков, буев, берегового радиолокационного оборудования явно отстает от современных требований. Вот один из примеров. За прошлый год ледокольный сбор составил свыше 200 млн рублей, на техобслуживание и ремонт ледоколов потрачено значительно меньше. Однако руководство архангельского филиала "Росморпорта" предпочитает ждать указаний из Москвы. А столичное начальство далеко не всегда хочет знать о наших, архангельских, проблемах. Считаю, что деньги, заработанные в Архангельском порту, должны расходоваться в экономических интересах местных судовладельцев грузоотправителей и грузополучателей.

Можно, конечно, делать поправки на то, что "Росморпорт" - предприятие новое, не все получается сразу. Но уж слишком такие огрехи дорого обходятся! Прошлым летом, например, на внешнем рейде порта Мезень скопилось несколько баржебуксирных караванов. Причина - на реке не выставлены буи навигационного ограждения. Тем временем уровни воды в Мезени начали падать, возникла угроза срыва завоза топлива в Лешуконский район. Дело дошло до губернатора. Когда же представители "Росморпорта" начали ему объяснять, что, мол, нужно указание из Москвы, даже всегда спокойный Николай Киселев отреагировал резко: "Буи выставить немедленно!"

- Реорганизация прошла и в других портах региона - в Онеге, Мезени... Какие трудности в связи с этим появились?

- В свое время морские администрации были созданы в ряде крупных портов - в Мурманске, Новороссийске, Калининграде, Владивостоке. В маленьких - таких, как Онега или Мезень, еще год назад существовали управления местных портов, ставших после приватизации акционерными обществами. И капитан порта числится управленцем этих, по сути, частных предприятий. Однако так быть не должно: ведь капитаны находятся на службе у государства!

Понимаю: реорганизация малых портов России - это продолжение укрепления административной вертикали власти. В апреле прошлого года мне было дано задание создать филиалы Морской администрации порта Архангельск в Онеге, на Соловках, Нарьян-Маре, Мезени, Игарке. Впору было за голову схватиться: ни методик, ни опыта нет, спросить совета не у кого. Но раз поручено - так надо приказ выполнять.

На первом этапе моим заместителям, специалистам отделов часто приходилось ездить в командировки. На месте консультировали работников малых портов по самым разным вопросам, учили их. Готовились к регистрации филиалов, к передаче имущества, к изменению штатного расписания.

Возникали самые неожиданные вопросы. Так, в Онеге до реорганизации службы в ее штате числились двадцать человек, сейчас работают восемь. Нагрузки стало больше, но и заработок у людей стал выше! В Мезени осталось два сотрудника плюс бухгалтер, работающие только в период навигации. Приходилось объяснять: больше персонала и не надо, поскольку объемы перевалки грузов через порт слишком малы.

В принципе, у нас уже создана бассейновая администрация морских портов Беломорья. По существующей концепции развития и становления портовых властей, со временем бассейновые администрации будут также созданы и в других регионах страны. Планируется также передача в управление Архангельска порта Витино. В отличие от других портов региона грузооборот здесь достаточно высок. В Витино есть сегодня современные причалы и перегрузочное оборудование. В перспективе, по всей видимости, недалекой, - создание филиалов нашего порта в Кеми и на Варандее. Положительная сторона реорганизации видится в том, что Беломорским штабом ледовых операций будут объединены ледокольные силы. До сей поры караваны судов разобщены: они отдельно идут из Кандалакшского залива, из Кеми, Онеги, Архангельска.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя