Пресса Архангельской области
 


Версия для распечатки  
  

Правда Севера
16 марта 2006 (46)
Дмитрий СОКОЛОВ-МИТРИЧ.

Гайдар и пустота

Тимуровцы будут защищать в суде миф о "всаднике, скачущем впереди"

На днях члены городского штаба школьников имени Аркадия Гайдара заявили через региональные СМИ, что начинают сбор средств на судебный процесс по защите чести и достоинства их кумира. Возмущение школьников вызвал фильм "Аркадий Гайдар" (документальный цикл "Гении и злодеи уходящей эпохи"), произведенный телекомпанией "Цивилизация". В трактовке автора фильма красногвардеец Аркадий Голиков предстает кровавым убийцей, палачом тысяч мирных жителей, алкоголиком и человеком, страдающим психическим расстройством. Обе стороны в этом конфликте руководствуются знаменитым гайдаровским принципом: "Рядом с ложью жить нельзя. Ее необходимо разоблачать".

"Снятся мне убитые мною на войне люди"

Установить историческую истину о военном периоде жизни Аркадия Гайдара суду будет очень непросто.

Истцы-тимуровцы представят экспертное заключение историков о том, что документально возможно подтвердить лишь один кровавый эпизод из жизни Голикова. В 1922 году во время боевых действий в горах Хакасии он отдал приказ расстрелять четверых пленных из отряда "императора тайги" Ивана Соловьева. За это впоследствии был исключен из партии. Однако вменялась ему в вину вовсе не жестокость, а нарушение приказа, согласно которому Голиков должен был сначала доставить пленных в штаб, где бы их допросили и лишь потом расстреляли. Свой поступок красноармеец объяснял тем, что не имел возможности выделить для конвоя трех бойцов из своего отряда.

Ответчики потребуют приобщить к делу факты, изложенные в повести Владимира Солоухина "Соленое озеро". Именно на это произведение опирается весь фильм Гузалии Гатаулиной. Солоухин первым в начале 90-х попытался развеять миф о "всаднике, скачущем впереди". Опираясь на воспоминания жителей Хакасии, местный фольклор, а также собственные аналитические выводы, он создал образ кровавого палача, сыгравшего роковую роль в судьбе хакасского народа. Нельзя не признать, что многие аргументы писателя весьма убедительны.

Истцы в ответ возразят, что Солоухин - не следователь и даже не историк, а всего лишь писатель, причем с весьма предвзятой позицией. И намекнут, что появление "Соленого озера" в 1992 году, когда премьер-министром России был внук писателя Егор Гайдар, весьма не случайно.

Ответчики вспомнят знаменитую фразу из дневника самого Гайдара: "Снятся мне убитые мною в юности на войне люди".

Истцы ответят, что на войне убивают все и помногу. И тот факт, что Гайдару убитые все-таки снились, как раз доказывает, что он не был хладнокровным убийцей. Впоследствии он смог стать замечательным детским писателем, а значит, мы имеем моральное право забыть о страшной молодости Гайдара и помнить о нем только хорошее.

Юриспруденция в этом споре будет бессильна. В конце концов суду придется делать нравственный выбор между оптимистичным мифом и опустошающей правдой. Интересный будет судебный процесс.

"Средь нас был Кудрин-барабанщик"

Нынешний министр финансов, оказывается, в детстве очень любил играть на барабане. Владимир Дурнев, руководитель Архангельского городского штаба школьников имени Аркадия Гайдара, был тому свидетелем не раз.

- Алексей Леонидович жил в Архангельске несколько лет и закончил здесь школу, - рассказывает Дурнев. - Он не был активным членом нашего штаба, но играл на ударных в школьном ВИА, участвовал во всевозможных конкурсах, а потому мы часто пересекались. И Кудрин не раз вместе с нами повторял девиз штаба: "Наша цель - счастье людей! Мы победим. Иначе быть не может!" В 90-е годы мы решили отказаться от второй половины девиза и теперь говорим только "Наша цель - счастье людей!"

- А я бы лучше вторую половину оставил. В ней больше драйва.

- Но меньше правды. Мы поняли, что уже не победим. Но от счастья людей отказываться не стали. Разве это плохо - счастье людей!

Владимир Дурнев возглавляет штаб уже 27 лет. Ему без году 60, но выглядит он как генерал американской армии - худощавый, подтянутый, бодрый, с живым блеском в глазах. Единственное, что не вписывается в этот образ, - полное отсутствие цинизма. Но и в этом Владимир находит большой практический смысл. Он считает, что без идеала в душе человек не способен сделать ничего. Того же мнения придерживаются его воспитанники.

- В советское время в нашем штабе состояло около 80 человек, - вспоминает Дурнев. - Сегодня - чуть больше полусотни, ребята от 14 до 20 лет. Но и тогда, и сейчас число активных ограничивалось двумя-тремя десятками. Причем сегодняшние штабисты даже более настоящие, чем прежние. Мы берем не самых умных, а самых ярких. Они идут сюда не из-за престижа - его теперь здесь нет, а потому что ищут смысл в жизни, хотят найти какие-то ориентиры.

Следы этих поисков видны на стенах штаба, расположенного в городском Доме детского творчества. Кроме портрета Гайдара, на них - десятки цитат из великих людей и не очень.

"Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость". Антон Макаренко.

"Человек - это маленькая звездочка. И важно, как она будет светить. Ей надо помочь загореться". Кто-то сам придумал.

А есть и такое: "Мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания...

Литература, театры, кино - все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - словом, всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху... И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества... Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. Будем браться за людей с детских, юношеских лет, главную ставку всегда будем делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее... Вот так мы это и сделаем".

Ален Даллес, бывший шеф ЦРУ. "Размышления о реализации американской послевоенной доктрины против СССР", 1945 год.

Крупными буквами на огромном куске ватмана - во всю стену.

- Вы, наверное, думаете, что фильм про Гайдара - часть реализации этого плана? - спрашиваю у ребят.

- Мы не думаем, мы уверены.

Я попробовал их разубедить - бесполезно. Чуть сам не поверил.

"В наше время оптимистом быть безнравственно"

С Гузалией Гатаулиной мы встретились в Москве, в здании Центральной студии документальных фильмов. Настроение у Гузалии Ильгизовны паршивое, как и у всех ее коллег. Студия - банкрот, на днях ее выселяют из здания, где она располагалась 70 с лишним лет. Куда - пока неизвестно.

Когда-то работать здесь было мечтой многих выпускников ВГИКа. Гатаулина закончила этот вуз 13 лет назад. С тех пор сняла несколько десятков документальных фильмов, получила много престижных наград, но каждый новый ее фильм был все более депрессивным. Вот фильм "Посторонняя". Про девочку, которую зовут Алла Пугачева. Она хорошо поет, приехала из Воронежской области покорять Москву. Но все двери перед ней закрыты. Чтобы пробить себе дорогу, ей нужно поменять фамилию, отказаться от самой себя. А вот фильм "Рабочий и колхозница". Гатаулина исследует образ знаменитого монумента Веры Мухиной - вплоть до античности. И оказывается, что образ этот наполнен зловещим смыслом. Один из последних фильмов - про то, как мешали жить дирижеру Евгению Светланову.

- Я считаю, что в наше время быть оптимистом безнравственно, - это главное, что мне сказала Гузель.

Если бы мы с ней встретились в каком-нибудь московском кафе, эти слова прозвучали бы неубедительно. Но внутренности комнаты, в которой мы с ней общаемся, больше напоминают место обитания гастарбайтеров на стройках Москвы. И эта обстановка - вроде как аргумент.

- Сейчас я снимаю фильм о детях-беспризорниках. - Гатаулина глубоко затянулась сигаретой, а выдохнула совсем чуть-чуть. - Общаясь с этими детьми, я окончательно убедилась, что ничего хорошего нас не ждет.

- Гузель, а как вам такая формулировка: знания мои пессимистичны. Но вера моя оптимистична. Альберт Швейцер, кажется сказал.

- Хорошо сказал. Но только верят не потому, что красиво, а потому, что верят. Я не вижу в будущем никакого просвета. К будущему сегодня никто не хочет прикладывать усилий.

- Гузель, но ведь и вы тоже не хотите. Нельзя ведь назвать вкладом в будущее ваш невеселый фильм про Гайдара. После него жить не хочется.

- Над этим фильмом я задумалась еще четыре года назад. Я сама предложила тему. Не потому, что страстно желала разоблачить Гайдара. Просто хотелось для самой себя понять этот парадокс - как 14-летний подросток вершил судьбы других людей и даже целых народов России. А потом, пройдя сквозь такую кровь, смог писать чистейшие детские книги?

- Вы удовлетворили собственное любопытство, а тысячи подростков потеряли веру. Может, оно того не стоит? Ведь любое общество питается какими-то конструктивными мифами, без них оно превращается в толпу отчаянных и обреченных. Отнимите у американцев американскую мечту и посмотрите, что с ними станет через 20 лет. Достоинство любого человека держится на мифах. А если ему каждый день колоть глаза правдой о его грехах, преступлениях предков и рисовать безрадостную картину будущего, он пойдет и повесится. Может, ну ее, такую правду?

- Все зависит от того, о каких грехах идет речь. Вы знаете, миф - это очень специфическое лекарство. При грамотном употреблении он помогает жить. Но в неумелых руках он превращается в наркотик, который способен сделать человека чудовищем, а общество - безумным. Мальчику Аркадию Голикову взрослые дяди дали в руки оружие, а сознание заразили мифом о прекрасном будущем, ради которого можно пролить море крови. Мой фильм - прививка от этого мифа. Я считаю, что она необходима.

"Попробовали постоять в карауле возле знамени. Знаете, как торкает!"

- Мы все очень обрадовались, когда прочитали анонс фильма про Гайдара, - рассказывает Таня Ковалева, член штаба. - Но когда посмотрели - были в шоке. На следующий день собрались и стали обзванивать специалистов-литературоведов со всего бывшего СССР. Они нас заверили, что фильм - клеветнический. И тогда мы решили подавать в суд.

- Правда, юристы нас тут же обломали, - продолжает другой активист Иван Васильев. - Оказывается, подавать в суд за клевету на покойного могут только родственники того, кого оклеветали. Но мы решили не сдаваться. Нашли телефон Евгении Гайдар, дочери писателя, и она согласилась выступить в качестве официального истца. Но фактически судиться будет штаб. Мы уже начали сбор средств на судебные расходы и рассчитываем к лету подать иск. И мы победим. Иначе быть не может. Просто потому, что судья тоже в детстве читал Гайдара.

Владимир Дурнев говорит, что еще год назад Иван двух слов связать не мог и не понимал, как вообще можно хоть что-то организовать. А сегодня - вон какую деятельность развил.

- А почему бы вам не обратиться за деньгами в КПРФ? - подкидываю штабистам идею.

- Мы думали об этом, но решили отказаться, - отвечает гайдаровец Володя Голубев. - Это было бы оскорбительно для Аркадия Петровича.

- Не понял. Он же воспевал советскую Родину.

В ответ Володя взял с полки "Чука и Гека": "...надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь ту огромную счастливую землю".

- Что-то нам не верится, что в КПРФ сегодня придерживаются этих правил. А что касается советской Родины, то для нас в этом сочетании важнее второе слово, чем первое. Мы вообще далеки от политики. Думаю, и Гайдар был от нее далек. Он ведь так и не попытался снова вступить в партию после того, как его из нее исключили. А красное знамя в нашем штабе лишь потому, что оно было таким 45 лет. Это традиция.

- Вот вы на коммунистов наезжаете, а сами-то много ли трудитесь?

- Не очень. Но стараемся. За последние три года 4000 деревьев посадили. Летом ездим на сборы в полевой лагерь, работаем в колхозе, точнее, на его осколках. Люди там в полной депрессии, но говорят, что когда нас видят, какая-то надежда в них просыпается. Издаем справочник абитуриента. По праздникам ходим поздравлять ветеранов с улицы Гайдара.

- Длинная улица?

- От центра города до самой окраины. Ветеранов, правда, все меньше и меньше. Но главный наш принцип - делать хоть что-то. Не терять контакт с миром. Не уходить в аут. Иногда для этого достаточно даже просто в карауле возле знамени постоять. Мы на прошлых сборах попробовали. Знаете, как торкает! Соня даже плакала в карауле.

- Соня, ты чего плакала? - спрашивают у девушки с брекетами.

- Не могу объяснить, - отвечает девушка с брекетами. Действительно не может.

Тимур и его корпорация

На минуточку зашел в штаб Андрей Репневский. Сегодня он завкафедрой всеобщей истории Поморского госуниверситета, профессор и доктор исторических наук. А 40 лет назад тоже был активным гайдаровцем. Он частенько заходит сюда на минуточку. Как и сотни других бывших штабистов.

- Вообще в Архангельской области люди, которые вышли из этого штаба, - это отдельная диаспора. - Репневский на свои 55 не выглядит. У них с Дурневым какой-то общий детский блеск в глазах. Потом этот же блеск я замечал и у других взрослых штабистов. - Будь наш Владимир Николаевич похитрее, он бы уже стал самым влиятельным человеком в регионе. В бизнесе, например, бывших штабистов очень много. Они порой даже договоры между собой не заключают: верят друг другу на слово. Половина архангельских банкиров - наши люди. В науку многие пошли. А вот во властных структурах наших сегодня мало. Пожалуй, один лишь мэр Северодвинска.

- А почему так?

- Мы привыкли во что-то верить. В советское время и в перестройку верить было во что, и многие из наших сделали карьеру чиновников. Но сегодня все по-другому. Вон недавно штабист Игорь Орлов устроился на хорошую должность в мэрию Архангельска. четыре месяца проработал и ушел: "Не могу, - говорит, - ничего не делать".

- А в бизнесе во что верить? Там же один холодный расчет.

- В бизнесе можно ставить цели и их достигать. А в жизни это самое интересное. И этому мы учились здесь, в штабе. Когда сегодня нам жужжат про западные бизнес-тренинги, мне смешно. Мы все это проходили 40 лет назад вот в этой комнате. И мы тогда даже не осознавали, насколько все это пригодится.

Андрей Репневский посадил меня в машину и отвез в компанию "АСЭП" - одну из многих архангельских фирм, костяк которой составляют бывшие тимуровцы. Эта фирма предоставляет услуги ЖКХ во всем Октябрьском районе города. В кабинете Андрея Рудова, председателя совета директоров, тут же собрались шесть бизнесменов, воспитанных на "Тимуре и его команде".

- Я чем больше живу, тем больше убеждаюсь, что эта книга - готовое пособие по менеджменту, - говорит Андрей Рудов. - Там все просто: вот цель, вот поиск ее достижения, вот удача, а если неудача, то вот анализ этой неудачи.

- У этой школы менеджмента есть только один недостаток,- говорит гендиректор фирмы Андрей Вилков. - В ней нельзя делать гадости. Нам в жизни это часто мешало.

- Ты знаешь, Андрей, я еще года три назад тоже так думал, а потом понял, что в конечном счете это помогло. На определенном этапе можно действовать как мальчиш-плохиш и получить преимущество перед другими. Но где теперь те, кто так поступал? Большинство сошли с дистанции. А те, кто руководствовался хоть какими-то моральными принципами, медленно, но верно развиваются. Я недавно узнал, что мой ребенок без всякой моей подсказки оказался в штабе имени Гайдара. И что самое интересное - после того как посмотрел тот самый фильм. Назло, наверное.

"Известия" (26 февраля 2006 года).



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя