|
Правда Севера
21 марта 2006 (49)
Татьяна ДЕМЧЕНКО.
Игровые автоматы: к чему играть на популизм?
Вопрос об игорном бизнесе, который обсуждался на последней сессии областного
парламента, вызвал большой ажиотаж. Особенно поправка к закону, предложенная
мэром Архангельска: взять да и вытеснить объекты игорного бизнеса за пределы
населенных пунктов.
Действительно, от игровых автоматов, искушающих мечтателей о крупном выигрыше,
страдают многие. Но, несмотря на слезные письма женщин, чьи сыновья и мужья
"подсели" на азартные игры, на традиционно организованный у входа в Собрание
пикет, депутаты приняли решение, которое оказалось непопулярным среди
поклонников радикальных мер. Убрать автоматы с глаз долой - заманчиво, конечно,
но так ли легко и просто решается проблема, как кажется на первый взгляд?
Мы попросили депутатов, не поддержавших инициативу мэра Архангельска, но
отдавших предпочтение другому предложению (депутата Андрея Аннина),
прокомментировать свой выбор.
- Радикальными и популистскими по сути своей мерами можно сделать только хуже, -
уверен руководитель рабочей группы по этому спорному вопросу заместитель
председателя областного Собрания Александр Поликарпов. - В лучшем случае закон
просто не будет действовать, вот и все. Много шуму было, например, по поводу
пивного алкоголизма, которым страдает молодое поколение. Законопроект по пиву
приняли. Ну и что, ситуация разве изменилась? Практика доказывает, что идти на
поводу у эмоций не нужно. Только постепенные, продуманные действия дают
результат. Недаром есть поговорка: тише едешь - дальше будешь.
Если федеральная власть легализовала этот бизнес, то как мы можем его запретить,
убрать, закрыть? Это будет просто незаконно и закончится судебными
разбирательствами. Мне, конечно, самому странно и непонятно, как это Федеральное
агентство по физической культуре и спорту может выдавать лицензии на открытие
игорных заведений, но ничего не попишешь, так есть.
Во всяком случае, можно, я считаю, более-менее навести порядок и в рамках
существующих условий. В Архангельске полторы тысячи нелегальных игровых
автоматов! Но есть ли у нас судебная практика, когда кого-нибудь из
предпринимателей лишили лицензии, есть ли вообще такие дела в работе у
правоохранительных органов? Уверен, что нет. А ведь землю под автоматы, игровые
залы выделяет муниципальная власть. Так почему мэрия не использует имеющиеся у
нее рычаги, чтобы контролировать этот бизнес, почему не сотрудничает с
федеральными структурами, осуществляющими контроль?
На рабочей группе был найден компромисс, воплотившийся в поправку депутата
Аннина, которая и была принята на сессии. Мы ограничили число мест, где можно
размещать объекты игорного бизнеса и делегировали муниципальной власти право
устанавливать дополнительные ограничения в своем городе или поселке. Я считаю,
что это логично, потому что в каждом муниципальном образовании области свои
условия: где-то двадцать игровых автоматов, а где-то - один. Если Александру
Викторовичу Донскому хочется сделать рядом с областным центром "Лас-Вегас" -
пусть делает. Но начать надо, наверное, с определения места - куда администрация
города предлагает "переехать" игорным заведениям?
- Формулировка "на расстоянии до 1 км от населенных пунктов" очень расплывчата,
- поддерживает Александра Поликарпова депутат Любовь Анисимова. - Архангельск
растянут, он плавно переходит в пригородные поселки, в деревни Приморского
района. Даже трудно себе представить, где при таких условиях может обосноваться
игорный бизнес. К тому же если даже допустить, что такое злачное местечко
создадут, не станет ли оно еще более привлекательным для тех же подростков или
азартных мужчин, которые уносят зарплату из семьи? Автобусы у нас ходят во все
направления, а владелец игрового зала может и бесплатный рейс организовать,
чтобы привлечь клиентов.
Вообще вопрос возник не сегодня, а еще когда определялись ставки налога на
игорный бизнес. Это эффективный экономический метод регулирования, и конкретно я
была сторонницей максимального завышения ставок. Думаю, если увеличить налог,
игровые залы не будут так быстро множиться. Но тогда нашлись противники такой
идеи, и она не была поддержана.
Решили, что лучше регулировать этот бизнес жесткими правилами размещения. Но и
тут надо все взвесить и продумать. Что касается поправки А. Донского, то,
считает Анисимова, она даже составлена некорректно, потому что затрагивает не
только такое явное зло, как игровые автоматы, но и вообще "объекты игорного
бизнеса", то есть и игорные столы, и казино, в которые пенсионеры и дети,
безусловно, не ходят - там своя клиентура.
И не надо забывать, что идет финансовый год. А игорный бизнес приносит очень
ощутимые деньги в бюджет. Если мы сейчас эти доходы изымаем из бюджета области,
то нужно будет соответственно сокращать какие-то расходы. Да еще и придется
компенсировать эти выпадающие доходы бюджетам муниципальных образований, которые
также собирают мзду с каждого легально поставленного игрового зала или
отдельного автомата.
В общем, на мой взгляд, Собрание приняло правильное решение. На уровне субъекта
должен быть взвешенный закон. А уж муниципальному образованию виднее, какие
ограничения возможно ввести на его территории. Мэр сетовал на то, что депутаты
горсовета его не поймут - дескать, среди них есть владельцы игорного бизнеса и
договориться будет сложно. Но ведь депутаты несут ответственность перед своими
избирателями, и раз люди считают игровые автоматы злом, то горсовет просто
обязан как-то решать проблему.
| |