|
Правда Севера
21 марта 2006 (49)
Владимир ФОКИН,
Взгляд из деревни
Две ночи в... Париже
В салоне комфортабельного междугородного автобуса Василий впервые за последние
15 лет почувствовал себя человеком!..
О поездке за границу Василий давно уже не мечтает. Какое там "забугорье" для
пенсионера, если на поездку в областной центр деньги нужно копить полгода, а то
и год, отрывая от пенсии каждый раз по пятисотке. Да и что там ему делать,
успеть бы дома, в верхнетоемской деревне, с делами управиться. Так что рекламу
по телевизору про всякие "евротуры" он привычно пропускал мимо ушей. И никак не
предполагал, что испытает чувства иноземного туриста, не покидая пределы родной
области.
Про ночной рейс автобуса Котлас - Архангельск узнал Василий от друга, к которому
в начале марта дочка-студентка на выходные дни из города приехала. А Василию
перед весенне-летним сезоном как раз в город требовалось съездить, кое-какие
закупки сделать да всякие скопившиеся за зиму дела утрясти. Обычно на такую
поездку при самом оптимальном раскладе требовалось три дня и две ночи.
Самое обидное было то, что большую часть светового времени отнимала дорога.
Приедешь в город к самой ночи - и куда? Идти на ночлег в гостиницу - бюджет не
позволяет, искать знакомых и проситься на постой - деревенская стеснительность
мешает. Потому, услышав про ночной рейс, сразу уши навострил да и собрался.
Подобные автобусы видел Василий четверть века назад, когда в составе туристской
группы от района в Европе побывать отважился. Но этот был еще выше, с большими
багажными нишами, с откидными сиденьями в салоне. Сел Василий в кресло, и
почудилось ему, что не в автобусе он, а в самолете, только что стюардессы не
хватает. Тут тебе и столик откидной, под багажной полкой над каждым сиденьем
набор тумблеров и кнопок. Свет можно включить-выключить, звук убрать-оставить,
прохладный воздух в лицо направить или вовсе заглушить. А теплынь! Куртку сразу
же снял, да и от пиджака пришлось потом избавиться.
Только сел в понравившееся кресло (а автобус шел полупустой), обратил внимание,
что в салоне два телевизора работают: один, с большим экраном, в проходе около
кабины водителей, второй, поменьше, - над входом.
Хочешь смотреть-слушать - кнопку над сиденьем включи, а привык дома у экрана
дремать, - откидывайся вместе со спинкой кресла да закрывай глаза.
В проходах и меж сиденьями - никаких сумок, водитель при посадке весь багаж
предлагает в специальные отсеки уложить. Причем бесплатно, независимо от веса и
объема. На остановках, а их водитель устраивает через каждые полтора-два часа
пути, в буфеты и кафе, чтобы чаю выпить, вовсе не обязательно спешить: к услугам
пассажиров своя стойка с горячим чаем или кофе в одноразовых стаканчиках. И
сахар можно по потребности класть, а не довольствоваться тем, сколько отсыплют.
И снова бесплатно!
Правда, садился в автобус Василий с опаской: а ну как сдерут с него за билет
полпенсии... Оказалось, напрасно беспокоился. Билет не отличался от стоимости
поездки на дневных рейсовых автобусах АПАП или частных "Газелях".
Более того, студентам еще и десятипроцентная скидка полагалась, жаль, что он под
эту категорию не подпадал...
Большую часть пути проспал. В Архангельске очутился утром, в начале восьмого. Из
автобуса вылез бодрым, словно дома из постели (как и не бывало девятичасового
пути!), успел на консультацию к врачу записаться и попасть, сына-студента
навестить, все покупки сделать, а вечером к условленному часу вновь на вокзале
оказаться. Знакомый автобус уже стоял "под парами". Не удержался Василий и полез
с расспросами к водителю. А тот ему все подробно рассказал. Котласский
предприниматель А. А. Резников этот маршрут открыл, второй месяц по два раза в
неделю рейсы делает.
Первыми об удобном рейсе узнали студенты придвинских сел и деревень. После
занятий в пятницу в 19 часов сядут в этот автобус, а к утру (или ночью) - уже
дома. За выходные дни в бане вымылись, стирку устроили, продуктами запаслись, а
вечером в воскресенье снова в тот же автобус - и к занятиям в понедельник
попасть успели. Удобно и их родителям, решившим узнать, как учатся, как живут в
городах их чада: вся поездка займет около суток. Да и горожанам на ночном
комфортабельном автобусе удобно в выходные дни к сельским родственникам
наведаться.
Всю обратную дорогу размышлял Василий над итогами поездки. Впервые за последние
15 лет почувствовал он себя не "униженным и оскорбленным" пенсионером, коих в
стране большинство, а полноправным гражданином.
Помнится, в былые поездки с такими же горемыками ругал он правителей всех
рангов. Да и трудно было удержаться от этого, если муниципальный автобус
грохотал на ухабах каждым суставом, готовым развалиться, а сзади невозможно было
дышать от пыли и гари. Не меньше критики доставалось и владельцам "Газелей",
когда, стиснутый со всех сторон людьми и вещами, весь путь сидел он с поджатыми
под сиденье ногами.
А тут готов был молиться, чтобы конкуренты не сгубили, не закрыли ночной маршрут
автобуса, в салоне которого за несколько часов понял Василий, что и дома может
опахнуть... Парижем. Или каким-то другим европейским городом.
Владимир ФОКИН,
вернувшийся вместе
с Василием в Верхнюю Тойму из этой поездки.
| |