Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
21 марта 2006 (49)
Ирина Косопалова.

Гость редакции

Валентин Гинтов: В сельском хозяйстве можно и нужно работать с прибылью

Традиционная встреча в редакции "Правды Севера" - в этот раз нашим гостем стал директор департамента агропромышленного комплекса администрации области Валентин Гинтов. Время для работников и руководителей агропрома сейчас напряженное. Сельское хозяйство объявлено национальным приоритетом, а программа развития АПК области на ближайшие два года, разработанная в недрах департамента, оказалась под огнем критики депутатов облсобрания и специалистов.

Сельское хозяйство - не черная дыра

- Валентин Викторович, вы сельским хозяйством занимаетесь уже 30 лет. Отрасль тяжелая, было ли желание бросить это дело?

- Нет. Я был удовлетворен своей работой, когда руководил хозяйством "Коряжемское". Удалось добиться хороших результатов. Хозяйство было лучше других отстроено, имело прекрасную производственную базу. С 1989 года - в должности заместителя, а теперь и директора департамента. Считаю, что и тут я на своем месте.

- А как теперь живет хозяйство "Коряжемское"?

- Плохо. За последние годы там сменилось шесть руководителей. Хозяйство практически развалили.

- Пример, увы, показательный. Почему же сельское хозяйство остается неподъемной отраслью?

- Вот-вот, средства массовой информации часто говорят, подпевая кому-то, что сельское хозяйство-де - черная дыра. Денег вложено много, а отдачи никакой. Но мы должны признать, что деньги-то были вложены в свое время не в сельскохозяйственное производство, а в сельские регионы и территории. По программе развития Нечерноземья строительство жилья и социальных объектов велось за счет средств, выделяемых по строке "сельское хозяйство". Председатели колхозов, директора совхозов были горды тем, что выбили деньги, допустим, на строительство детского садика, школы. А потом эти же директора выбивали кирпичи, парты. Некогда им было заниматься собственно сельским хозяйством.

Вот так и реализовали в итоге программу, понастроили новых животноводческих комплексов. Но поставили старую технику. Не продвинулись вперед по сельхозмашиностроению, по генетике скота, по сортам картофеля и зерновых. Зато многое из того, что теперь мы видим вокруг Архангельска и Северодвинска, строил агропром.

- Однако ситуация на селе и сейчас тяжелая. Наш читатель Александр Смирнов, директор Архангельского аграрного техникума, в своем письме в редакцию прямо называет деревню "гетто": низкий уровень жизни, социальные проблемы, неработающие предприятия...

- Есть целые районы, где положение тяжелое. Лешуконский, например. Нужно, чтобы каждое хозяйство себя обрело. В советское время искусственно заставляли селян заниматься тем, что им невыгодно. В Мезени, в Лешуконье были большие молочные стада. А как забрать оттуда молоко? Возили самолетами. Масло мезенское было по себестоимости в 5 раз дороже, чем в среднем по региону. Сельское хозяйство есть смысл поднимать только с учетом природных составляющих. В Мезени давайте заниматься откормом скота на мясо, рыболовством. Тогда продукцию оттуда можно вывезти по зимнику.

Но есть и районы, где сельское население чувствует себя неплохо. Вот, к примеру, Устьянский. Глава районной администрации Яков Всеволодович Горбунов добивается, чтобы при каждом сельсовете была небольшая хозрасчетная бригада, оснащенная техникой, которая оказывает услуги владельцам личных подсобных хозяйств. Успешно изыскиваются возможности снизить себестоимость этих услуг. Почему бы главам муниципальных образований не собирать заявки от населения на техническое содействие и помощь и не приобретать на условиях софинансирования технику?

Теперь каждый хозяин личного подворья может взять беспроцентный кредит до 300 тысяч рублей. Схемы, условия получения этих кредитов разрабатываются индивидуально. Заявок через департамент проходит масса - бумаги поступают как блины со сковородки. Хорошо, получит крестьянин кредит, произведет продукцию. А дальше? Система потребкооперации развалилась. Без сбытовых кооперативов на селе выжить трудно. Почему бы местным органам власти не помочь в их организации, не поддержать крепких хозяев на первых порах?

- Вы много общаетесь с людьми. Можно ли сказать, что у селян появилась надежда на лучшее?

- Да, их настроение определенно меняется к лучшему.

- Как обстоят дела в агропроме сегодня?

- В прошлом году нарастили производство молока на 7 процентов, яиц - на 16 процентов. За 2 месяца этого года также имеем неплохие результаты. Произвели 142 процента мяса по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, 112 процентов молока, 102 процента яиц. Напомню, самые высокие средние удои молока в постсоветское время были 2560 килограммов на корову. В этом году, вкупе с крестьянскими хозяйствами, этот показатель составил 3360 килограммов.

11 хозяйств превысили планку 5 тысяч килограммов молока от коровы. 52 процента хозяйств закончили 2005 год с прибылью. Прибыль - от чисто символической до 34 миллионов у агрофирмы "Вельская". Вельский район - полностью прибыльный. Кроме него - Холмогорский, Устьянский, Няндомский районы. В сельском хозяйстве можно и нужно работать с прибылью.

- А каковы перспективы предприятий, где дела в последнее время шли из рук вон плохо?

- Онежский гидролизный сменил арбитражного управляющего. Сегодня все делается, чтобы запустить завод в мае. Есть и бизнес-проект, и поставщики, и партнеры. Как только отопительный сезон завершится, возвратим заводу котельную, которая передана в муниципальное управление, и возобновим производство.

Колхоз "Организатор" собирается возрождать Владимир Петровский. Владимир Клавдиевич, в чьей собственности теперь птицефабрика в Уйме, сеть торговых предприятий в Архангельске, купил 500 голов крупного рогатого скота, выбрал с нашими зоотехниками лучших коров. Заявил: "За деньгами не постою". В планах инвестора ввести в строй свиноферму на 100 голов. В хозяйстве, как обещает Петровский, будет все, что может расти в Архангельской области. Надеюсь, благодаря этому существенно улучшатся показатели по Приморскому району.

Заостровское хозяйство - в стадии конкурсного управления. По нашим данным, претендуют на него два инвестора - Архангельский и Северодвинский молочные комбинаты.

"Соглаше-ние о любви и дружбе"

- Какая судьба ждет программу развития АПК, которая бурно обсуждалась в облсобрании и в прессе?

- После обсуждения программы в облсобрании я прошел по депутатским фракциям, разъясняя свою позицию. Побывал везде, кроме фракции "Единой России". И страсти по программе улеглись. Ее ведь по-другому и сделать было нельзя. Она готовилась согласно областному закону от 29 июня 2004 года "О разработке социально-экономических программ Архангельской области". И по существу программы критики нет.

Почему у большинства депутатов интерес к программе пропал? А потому что финансы, в ней заложенные, - собственные средства предприятий. По году это 2,5 миллиарда рублей. Господдержка сельским товаропроизводителям, за которую сами же депутаты и проголосовали, на 2006 год - 254 миллиона. И тут все четко: 2 рубля дотации полагается на литр произведенного молока, 1 рубль - на десяток яиц, 20 рублей - на килограмм живого веса скота. Все остальные средства - льготные кредиты. Когда депутаты спрашивают, где деньги федерального бюджета, я долго объясняю: да нет теперь таких денег. Видимо, менталитет у нас такой: все помнят, что сельскому хозяйству федеральные деньги полагались всегда.

- Претензии к вам со стороны оппонентов сводились к вопросу: зачем заключили соглашение с Вологодской областью о поставках сельхозпродукции? Зачем пускаете на наш рынок конкурентов?

- Это соглашение я готов показать кому угодно. Оно у меня хранится в красивой папке. Оно о любви и дружбе - не более. О том, что мы будем способствовать, согласовывать и тому подобное. Смысл соглашения таков: мы - добрые соседи. То, что нам надо, мы согласуем, чего не надо - не везите. Не будем бодаться.

Но положение дел на нашем продовольственном рынке зависит не только от соглашений. По яйцу, например, мы работали пять лет нормально, рынок насыщали. Потом начали разваливаться наши птицефабрики. Рынок рухнул. Просто так его не восстановишь, хотя теперь дела в птицеводстве налаживаются. К концу года мы будем иметь до 800 тысяч штук яиц в сутки. Поэтому конкурентам ясно говорим: ребята, разворачивайтесь. Те прислушиваются к нашим пожеланиям.

- А как вы строите личные и деловые отношения со своими критиками? Ведь с некоторыми из них вам приходится работать в тесном сотрудничестве.

- Я в свое время занимался спортом. Боксом, дзю-до. Противников я никогда не обижаю. Да это и не противники вовсе. Ничего страшного, будем и дальше работать совместно.

Орлов, директор Северодвинской птицефабрики, несмотря на свои эмоциональные высказывания в мой адрес, например, пользуется моей поддержкой. Я его с фирмой "Каравелла" свел, чтоб наладить сбыт продукции.

Откуда такие цены?

- Скажите, почему дорожает сельскохозяйственная продукция в магазинах? Откуда такие цены?

- Цены устанавливают не селяне. Зарплата в сельском хозяйстве - на одном из последних мест по статистике. Средняя отпускная цена картофеля - 5 рублей, в рознице он идет по 11. Молоко крестьяне сдают по 6.56. А литр молока в магазине стоит 19 рублей и выше. Во всем цивилизованном мире производитель получает 50 процентов от розничной цены, остальное делят между собой торговля и переработка.

Почему у нас иначе? Да сельского хозяйства в РФ на законном основании как бы и нет. Закон о развитии агропромышленного комплекса шесть лет назад был сделан, и с тех пор его успешно отфутболивают. Около месяца назад спикер Госдумы Грызлов в очередной раз послал нам проект этого закона: "Дайте свои предложения и замечания". В очередной раз дали. Нет закона, который бы определял правила игры для селян! Вот вам и диспаритет цен один к шести, один к восьми не в их пользу. Энергоресурсы, ГСМ дорожают. В развитых странах этот вопрос регулируется.

У нас на каждый рубль реализованной сельскохозяйственной продукции приходится 22 копейки господдержки, за границей она значительно выше. В прошлом году вернули крестьянам области 46 миллионов долга за прошлые годы, так они рады молиться на всех, кто к этому причастен.

- А вы лично какую продукцию предпочитаете?

- Конечно, местных товаропроизводителей. И не только я. Часто наблюдаю в магазине, что берет покупатель. Замечаю, выбирают люди архангельское, вельское молоко, вельские и северодвинские колбасы, овощи местного производства. Потому что доверяют нашим предприятиям.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя