Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
22 марта 2006 (50)
Владимир СОКОЛОВ.

"Волк Арктики" мигрировал к двинским берегам

В начале марта в Архангельский порт прибыло судно, пугающее своим названием. Кому пришло в голову присвоить его - дикого и хищного животного - морскому судну, сказать трудно.

По информации, полученной в рыбном порту, известно, что это - краболов, построенный в 1982 году на иностранной судоверфи. Его длина - 51 метр, ширина - 11 метров, мощность двигателя - 2000 лошадиных сил. Экипаж состоит из 32 человек, в основном это дальневосточники. На борту находилось 86 тонн камчатского краба, выловленного в Баренцевом море. Рыбацкое судно приобретено в Исландии фирмой "Димас", зарегистрированной в Архангельске. Цель прихода в наш порт - перевод судна под российский флаг.

Кроме этого, стало известно, что свое название краболов получил как производное от точного перевода вполне звучного английского названия "ARCTIC WULF" ( "Волк Арктики"). Но и только-то.

Попытки узнать, как краболов попал к берегам Северной Двины, какие есть планы по его эксплуатации у нового судовладельца, до определенного времени были безуспешными. Любой из журналистов при желании может рассказать, насколько крепка на предприятиях (особенно рыбной промышленности) ведомственная цензура. Помог, как всегда, случай.

Дальневосточники, попав в чужие для них края, коротали вечера в ресторанах и барах. И, конечно, отвечая благодарностью внимательному слушателю, были словоохотливы. Вот что мне поведал один из них:

- Для вас, северян, промысел краба - дело новое. Когда рыбоохрана разрешила его промысел в Баренцевом море, от желающих поработать на его промысловых участках тесно не было. Активность проявила дальневосточная "СЗРК-компания", то есть - мы. Понятно, что нас учить этому делу не требуется: десятилетиями камчатский краб кормил нас и поил. Руководство фирмы отправилось в Мурманск, разузнать обстановку и организовать добычу и сбыт краба. Через какое-то время вызвали и экипажи на суда-краболовы. А года три назад на все Кольское побережье было всего-то четыре таких специализированных судна.

Но наши мурманские конкуренты не зевали. Как грибы после дождя начали появляться легальные и "левые" фирмы, занимающиеся промыслом, переработкой и продажей краба. На судах все чаще стали мелькать моряки-северяне. Учились, перенимали опыт. Несколько судоремонтных предприятий как в Мурманске, так и в норвежском Тромсе освоили технологию переоборудования рыбопромысловых траулеров под краболовы.

Интерес к членистоногим понятен: морепродукт стоит хороших денег, а процесс его добычи довольно прост. Выходит "пароход" в район промысла и выставляет на грунт ловушки. Обычная (только большая) корзина, в которую моряки положили наживку. Для этого подходит любая рыба, но лучше старая, гнилая.

Через сутки-двои возвращаемся и поднимаем ловушки. Краба в Баренцевом море - видимо-невидимо. Разумеется, не каждый капитан знает доходные места. Наш словно носом их чувствует: рыбацкая удача с нами была всегда. Но когда в одной точке собирается до двадцати судов-краболовов, условия промысла меняются, рыбалка больше похожа на ковбойские стычки.

Как за соломинку ухватился наш хозяин за предложение отправить экипаж в Исландию, на приемку "Арктического волка". Никто тогда не знал, что процедура передачи судна затянется на полгода, что затем ремонт в норвежском Тромсе продлится еще три месяца. А наша зарплата будет составлять все это время только 10 долларов в сутки.

После ремонта мы почти мимоходом (на Рыбачьей банке, возле острова Харлов и архипелага Семи островов) выловили и обработали около 80 тонн краба. Привезли к вам, в Архангельск. Но, подозреваем, что покушать его северянам не придется: здесь его цена 270 - 300 рублей за килограмм, за границей - 33 доллара. Не надо гадать: куда повезет товар продавец.

Но следующий рейс, похоже, будет не скоро. Чтобы переоформить "Волка" под русский флаг, надо заплатить таможенную пошлину, составляющую треть стоимости судна. Очень крупная сумма!

Не очень хорошие новости появились и для нас, дальневосточного экипажа. Пока длится "растаможка" судна и груза, нас сменит архангельская команда.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя