Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
28 марта 2006 (54)
Людмила АСЮТЧЕНКО.

Управляем сами

Развитие деревни: два опыта на одну тему

Считается, что мы живем в демократическом обществе, основа основ которого - местное самоуправление. Вроде бы у нас оно тоже есть. Избрали же в прошлом году местные советы и глав в каждом поселении. Только к нашей системе управления на местах приставка "само-" не очень подходит: прав и полномочий немного, денег и того меньше, с чего начинать - никто не знает. Случись что серьезное решать - иди с прошением в район, а район сам из областной миски кормится и без одобрения сверху шагу не ступит. Не демократия получается, а сплошная вертикаль власти, которой, по большому счету, на развитие отдельно взятой деревни наплевать.

Колхоз давно развалился, лесопункт умер, школа опустела... Что остается жителям? Уехать ("кому и где мы нужны?"), пить горькую, проклиная судьбу? Или попытаться наладить свою жизнь собственными силами, не надеясь на манну районную? Руганый- переруганный 131-й закон официально благословил (спасибо ему хотя бы за это) создание органов территориального общественного самоуправления (ТОС), оставив тем самым в распоряжении народа семена истинной демократии. Прорастут ли они и какой дадут урожай, зависит от многих факторов, но прежде всего от желания самих людей.

Глеб Тюрин и его ИОГИ

Идею развития территории силами населения, живущего на этой территории, привезли наши земляки, как сувенир из зарубежной поездки. В 1997 году в Архангельске при поддержке ряда западных фондов и администрации области была создана некоммерческая организация, которая называлась Институт общественных гуманитарных инициатив (ИОГИ).

В 2000 году были созданы первые ТОСы, объединения инициативных групп. Внешне процесс выглядел как конкурс инвестиционных проектов с заложенной в них системой эффективности. То есть не просто - дали деньги и деревня их "проела". Деньги надо вложить, добавив что-то еще, чтобы получилось много больше, чтобы шевелилось и действовало. Тогда это будет развитие.

"Поначалу народ смотрел на нас, как на упавших с луны, говоривших о вещах совершенно нереальных, - рассказывает основатель и вдохновитель ИОГИ Глеб Тюрин. - Но за очень короткое время изменялись взгляды людей, их установки, ценности, появлялись какие-то навыки: вот они вообще ничего не могли, потом вдруг смогли, а потом смогли хорошо. И спустя какое-то время осознали, что на самом деле могут!"

За несколько лет с помощью ИОГИ в области было запущено 60 проектов. Один из них - развитие пчеловодства в Красноборском районе. Северная природа не дает получать на этом большую прибыль - рентабельность обычного пчеловодства невелика. Но если это пакетное пчеловодство, когда семья пчел закупается только на сезон, то можно получать несколько тысяч рублей дохода с каждой. Объединившись в сеть пасек, пчеловоды смогут завезти большую партию. Так и сбывать товар удобнее. Значит, надо научить людей, как объединиться. Для начала нужен активный человек, затем - инициативная группа. Они приходят к понятию "мы" и действуют в соответствии с этим "мы". В первый раз им помогли купить 50 пчелосемей, а через год они уже закупали 150-200.

Людей не убеждают слова, но когда они видят реальное дело, по крайней мере, готовы копировать. Так создается ситуация, когда нищая среда перестает быть нищей. Так через осознание "мы" в Коношском районе силами сельчан была построена водонапорная башня - за 50 тысяч рублей при первоначальной оценке в миллион. Узнали об этом в соседней деревне, тоже собрали инициативную группу и... решили проблему с водой другим способом - облагородив родники. А при этом превратили колодцы в настоящую достопримечательность, культовое место, куда приезжают молодожены. Из бросового ресурса получился брэнд, легенда. Но без внешней поддержки, считает Глеб Тюрин, это невозможно. Нужен начальный толчок, технологии.

А Заозерский проект в Мезенском районе? Деревня, абсолютно оторванная от любого рынка, образцово-показательная безнадега. Там построили дом престарелых. Причем если делать это за госсчет, он был бы неподъемен. А им дали 200 тысяч рублей. В активе же получилось 3 миллиона и 16 рабочих мест. А самое главное, что эта деревня не умрет. Более того, туда удалось привлечь молодых специалистов с детьми, и там не умрет школа. Вот стартовый ресурс, с которым можно было бы работать дальше...

Тюрин подводит итог: "На все проекты был выделен один миллион рублей, который превратился в 30 миллионов. Такого уровня капитализации не существует в природе! Но это не прибыль, это актив, то, что в деревне остается и может дальше что-то создавать: водонапорная башня, дом престарелых, мост, овчарня для разведения породистых овец, музей с гостиницей... Но сейчас мы практически работу свернули. Наш опыт детально изучается в Африке, Латинской Америке, в Азии, не говоря уже о регионах России. И только Архангельской области он оказался не нужен".

Нет, из области ИОГИ никто не гонит. Но и помощи от нынешней обладминистрации никакой: хочешь работать - пожалуйста, но ищи деньги сам. Тюрин уже год ходит по инстанциям, предлагает заключить договор с институтом: если мы помогли сэкономить 10 миллионов, неужели нельзя выделить 500 тысяч, чтобы получить такой результат? Обещают и пишут вежливые отписки.

"Технологии, предлагаемые ИОГИ, - это работа с человеческим сознанием. Консалтинг, который доступен только элитному бизнесу, - считает Глеб Тюрин. - Если в нашей области мы сможем накопить критическую массу элементов развития, следующие уже сами пойдут за ними. Создав 100 развивающихся деревень, покажем их всей стране, и это будет имидж губернатора, показатель того, что область развивается. Поднимется индекс инвестиционной привлекательности. Но власть должна создать для этого определенные условия".

Виктор Садков и его Холм

Координатор регионального экспертного совета по местному самоуправлению Виктор Садков в свое время работал вместе с Глебом Тюриным. Потом их пути разошлись, но Садков от идеи не отступился и развил понятие ТОС до более близкого народу - "община". И не просто развил, а реализовал в своей деревне Холм Приморского района.

Стоит деревушка на холме (отсюда и название) между двух озер, недалеко от поселка Катунино. В советские времена там работала холмовская бригада колхоза "Организатор", и "командиром" деревни был, естественно, бригадир. Как говорят мужики, без его разрешения и кол не вобьешь. Но колхоза не стало. Как жить дальше, к кому пойти со своими бедами? Года два Садков земляков убеждал - давайте объединяться в общину. Наконец люди идеей прониклись и провели сход. Это было в 1999 году. Прочитали устав, потолковали, обсудили, проголосовали. Избрали правление из пяти человек, старосту - "зачинщика" Садкова. Так и родилась их община - общественная организация жителей села.

Первая беда пришла вместе с дачниками. Колхоз, уходя, раздал свои земли под дачи. Разделили 6 гектаров на 51 участок. А как же местные? Жили себе тихо, спокойно, на отшибе, и вдруг столько народу! Дома, конечно, не жгли, но с началом строительства разбили всю дорогу, мост через протоку закачался. Пошел тогда Садков к своему тезке - председателю дачного кооператива Виктору Игумнову, дескать, поселил нас бог на одном месте, так и враждовать неприлично вроде как. Общий сход провели и - дружно за работу. Мост починили так, что 25-тонный "КрАЗ" с песком проезжает. Дороги отсыпали: у дачников деньги есть, возможностей больше, а деревня свою рабочую силу вложила.

Затем занялись наведением чистоты. "Деревня была загажена, повсюду свалки, - рассказывает Виктор Садков. - Я пошел в Катунино, договорился в отделе ЖКХ, чтобы дали нам контейнеры и вывозили мусор. Уже три года вывозят. Постепенно мы свалки стали убирать, берега озера очистили, лес. Люди стали привыкать жить в чистоте".

Но настоящая беда - отдыхающие. Три года назад, когда военные ушли из Катунина и поселок "открыли", к живописным, чистым озерам хлынули "дикари". Летом, когда начинается купальный сезон, жители Холма по утрам берут мешки и выходят на берег озера Холмовского собирать мусор. Пытались было ставить самодельные знаки, запрещающие въезд в зеленую зону. Но не признают их. Говорят, не государственные. А прошлой осенью разгульная компания из Новодвинска сожгла знак, а заодно и весь забор. Милиция приехала постфактум, составила протокол, но что от него толку.

Зимой на водоем едут рыбаки. После них - те же мешки с мусором, бутылками. А озеро Холмовское для местных жителей - питьевой источник. Вода из него идет в Катунино, Исакогорку, Лесную Речку. Поэтому община готовится к областному конкурсу проектов местного развития, описывая эту проблему и пути ее решения: официально признать озеро источником питьевой воды, поставить соответствующие знаки, аншлаги, заграждения, лозунги в конце концов. А еще стелу в память о полете Марины Расковой, чей экипаж в 1938 году приводнился прямо на Холмовском. Может, люди тогда иначе посмотрят на озеро, имевшее в своей истории такое интересное событие.

"Бизнес на отдыхающих? Мы думали об этом, но люди не принимают его психологически, - делится Виктор Степанович. - В прошлом году здесь до 50 машин в день бывало, так наши женщины наварят картошечки, огурчиков и ходят по берегу, продают. Как на южных пляжах. Можно бы, конечно, и урны, туалет поставить. Шлагбаум, кассы? Одни заплатят, другие угрожать будут. Угроз и так очень много, наши мужики порой за ружья хватались. Нужен хотя бы статус деревни. Пока же мы никто. Любые наши инициативы и прокуратура, и милиция воспринимает как незаконные. А мы хотим быть полными хозяевами на этой территории, чтобы с нами считались муниципальные органы власти".

Общину решили теперь уже официально зарегистрировать как ТОС. Даже хотят подписать своего рода договор об объединении СОТ и ТОС в... ассоциацию, что ли? За озером есть деревня Лахта - отпочковалась исторически. Все идет к тому, что и лахтинцы к Холмовской общине присоединятся. Главное - решить вопрос с землей. Чтобы без ведома и разрешения общины ничего здесь не происходило. А то вот сейчас выяснилось, что кто-то берег озера по кускам продает, не поставив в известность местных жителей. Берег, где у деревни водозабор и пожарный подъезд! Одного из покупателей пригласили на сход, а он говорит: "Может, я вам тропинку к воде оставлю". Скандальная история не закончилась - община еще поборется за свою землю.

Зато с Приморским лесхозом у общины сложились хорошие отношения. Бывшие колхозные леса перешли в его ведение, но деревня и сейчас там дрова заготовляет. Община подписала с лесхозом общественный договор - первый случай в истории области! Обязанности на себя взяла - пресекать незаконные рубки, следить за лесом, правильно рубить. Садков поделился: "Недавно ездил к Бабьему озеру на лыжах (12 километров). Смотрю - пилят. Мужики, кто вы такие? Оказалось, пилят лес для АЦБК. Новодвинск щиплет - с Вологодской дороги заезжают, там щипанут, там хватанут и уехали. Может быть, все официально, с разрешением. Но на самом деле это разрушает экологическую среду. Вокруг озера должен быть нетронутый лес, потому что это стратегический объект - источник чистейшей воды. Его надо беречь как зеницу ока". Теперь еще птичий грипп на подлете, любят пернатые у озера гнездиться. Рекомендовать деревенским кипятить воду? Опять забота для общины...

***

Опыт Виктора Садкова и деревни Холм в чем-то подтверждает выводы Тюрина, а в чем-то их опровергает. Действительно, очень важную роль играет лидер, сумевший собрать инициативную группу и сплотить односельчан. А с вожаками в наших деревнях проблема. Избрали вон депутатов чуть ли не в каждом селе, а они руки опустили: предприятий нет, налогов нет, что тут поделаешь?

Но вот - сложилась же община в деревне Холм безо всяких европейских технологий. И помощи не просит, а предлагает свои варианты. И опыт свой готова не менее широко внедрять, чем тюринский ИОГИ. Но это не значит, что надо выбирать или - или. Есть села, жители которых сами сумели оценить свои ресурсы и найти путь к развитию. И есть возможность помочь остальным сделать то же. Мудрая власть найдет способ поддержать и тех, и других. А иначе зачем нужна эта власть?



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя