Пресса Архангельской области
 


Версия для распечатки  
  

Правда Севера
13 апреля 2006 (66)
Сергей ДОМОРОЩЕНОВ.

Подарки судьбы Давида Пашаева

Герой России (1995 год). Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники (2000). Лауреат национальной премии "Человек года-2002" в номинации "Оборонно-промышленный комплекс". Почетный гражданин Северодвинска. Это Д. Г. Пашаев, недавний генеральный директор Сев-машпредприятия, а теперь - президент Государственного Российского центра атомного судостроения, член Общественной палаты России.

- Давид Гусейнович, каким образом определился ваш жизненный путь?

- Я учился на энергетическом факультете Уральского политеха. В связи со строительством в стране нескольких атомных станций и развитием атомного подводного флота открыли в трех вузах, в том числе в Уральском политехническом, кафедры атомной энергетики. Я в то время учился на третьем курсе. Меня вызвал декан и предложил перейти на новую кафедру. Я согласился, потому что привлекла абсолютная новизна будущего дела, "непаханое поле". На душе у меня было хорошо: я считал, что выбор мой правильный. Жизнь показала, что это был подарок судьбы.

Я защитил дипломный проект на отлично. Мне дали возможность выбирать из четырех вариантов, одним из них был Севмаш.

- И почему вы выбрали Севмашпредприятие?

- Я сначала пошел в библиотеку, взял энциклопедию и прочитал о Северодвинске: такая-то флора, фауна, крупный судостроительный завод. Но не говорилось, что строят там атомные подводные лодки. Мне сказал об этом один из наших преподавателей. И в 1963 году, получив специальность "Проектирование и эксплуатация атомных энергетических установок", по путевке Госкомитета по судостроению я прибыл на Севмашпредприятие.

Мне в Северодвинске сразу понравилось... Поезд пришел поздно. Переночевал я в гостинице. Проснулся в начале восьмого утра - и слышу какой-то шелест. Выглянул в окно - идет народ потоком, как на демонстрации.

- Люди шли к заводской проходной?

- Да. Плотно друг к другу. Причем это был только один из потоков, из новых районов города. Я не сразу догадался, что это рабочий класс идет на Севмаш. А когда догадался, у меня появилось очень хорошее чувство уважения к заводу.

Директор Евгений Павлович Егоров принял меня (у него была очень правильная практика приема всех молодых специалистов). Он мне предложил три варианта работы: помощником мастера в 50-м цехе, где строили первое поколение атомных подводных лодок; инженером-физиком в нашей лаборатории или инженером-оператором реакторных установок. Второй вариант я сразу "задробил". Подумал, что инженером-оператором не поздно будет стать, но сначала надо с материальной частью поработать.

На другой день меня принял начальник цеха Израиль Лазаревич Камай, легенда нашего завода, будущий лауреат Ленинской премии, мой первый учитель на Севмаше. Он сказал, что выбор мой верный. Я стал помощником мастера на участке реакторных установок.

- Когда вы первый раз опускались под воду? Какие остались впечатления?

- Еще года работы не прошло, как Павел Васильевич Лапшинов, первый мой ответственный сдатчик, взял меня, мастера, в море. Первое погружение было не на очень большую глубину, позднее я и глубже опускался.

- На какой лодке впервые погружались?

- На атомной лодке первого поколения, 534-й заказ 675-го проекта.

Когда лодка погружается на глубину, корпус (он ведь живой) сжимается, реагирует - бум! бум! бум!.. Впечатляет.

На максимальной глубине тебе наливают стакан чистейшей забортной воды - ты его выпиваешь, проходишь обряд посвящения в подводники.

С тех пор пошло: я работал сдаточным механиком, заместителем начальника цеха по испытаниям и сдаче кораблей флоту, начальником стапельно-сдаточного производства, главным инженером Севмаша.

- Вы не подсчитывали, сколько кораблей построено с вашим участием?

- Я принимал участие в строительстве, испытаниях и сдаче Военно-морскому флоту атомных подводных лодок всех четырех поколений.

С 1971 года началась массовая сдача кораблей. Рекорд - шесть лодок в год.

Завод построил 128 атомных подводных лодок. 90-е годы были для нас очень тяжелыми, но и в то время мы сдавали от одного до трех кораблей.

Самая уникальная АПЛ - головная лодка класса "Акула". На ней осваивалось новое оружие. Мы ее модернизировали в самые трудные годы - 90-е. Сегодня это "Дмитрий Донской".

- В вашей судьбе - встречи с известными людьми, адмиралом Горшковым, маршалом Устиновым, премьером Черномырдиным, знаменитыми конструкторами. Кого из них лучше узнали?

- Судьба подарила мне возможности деловых контактов с выдающимися людьми и профессионалами нашей страны. Главкомом ВМФ всех времен считаю Сергея Георгиевича Горшкова. Как он бился за флот!.. Его предшественник Николай Герасимович Кузнецов и Горшков построили океанский флот. Если бы не они, его могло не быть.

В превосходной степени можно говорить о нашем земляке Кузнецове. Но по стилю работы, по самоотверженности, по умению принимать решения, брать ответственность на себя, доказывать, что надо именно вот так идти вперед, первый, на мой взгляд, - Горшков. Я хорошо помню его приезды к нам. Горшков был на заводе минимум два раза в год по собственной инициативе.

Сергей Георгиевич никогда никому не позволял выпады в адрес завода. Он говорил: Севмаш - наша основа, наша база. Но он, конечно, и требования к заводу предъявлял, и совершенно справедливо.

В 1984 году министр обороны Дмитрий Федорович Устинов приезжал к нам вручать городу орден Ленина. Мы поднялись на эскалаторе в цехе 55 для прохода в док. Устинов увидел лозунг (он и сейчас есть) "Товарищ, ты работаешь на оборону страны, береги каждую рабочую минуту!" Весь эллинг был в лодках - "Акулах", "Гранитах". Дмитрий Федорович сказал: "Как я доволен, какие вы молодцы!"

Работа многих замечательных людей связана с Севмашем. Но я хотел бы выделить мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова. Поддержку от него мы получили в 1996 году, в одном из самых тяжелых. Самые тяжелые годы - 1995, 1996, 1997-й...

- Это когда зарплату не удавалось выдавать вовремя и появились свои деньги - "пашаевки"?

- Да. И вдруг мы получаем помощь человека, которого никто бы не упрекнул, если бы он не взялся нам помогать. А тогда в социальную сферу завода входило полтора миллиона квадратных метров жилья, 57 детских дошкольных учреждений. Мы рабочий день начинали с решения вопросов, как обеспечить ребятишек лекарствами, как накормить детей в садиках и школах... И тут правительство Москвы оказало нам реальную денежную помощь - с февраля 1997 года. Она оказывается и сегодня.

Потом Юрий Михайлович стал шефом головной лодки, названной в честь основателя Москвы Юрия Долгорукого. И до сих пор Юрий Михайлович нам помогает. С ним мы сделали прекрасную детскую больницу.

Хотелось бы сказать и о совместной творческой работе с президентом Российского научного центра "Курчатовский институт" академиком Велиховым. В этом институте, который начал развитие атомной энергетики в стране, всего-то третий директор после Курчатова и Александрова. Велихов 50 лет с нами... Евгений Павлович как руководитель Общественной палаты первый свой выезд в регион сделал к нам. Мы встречались с общественными организациями; в связи со 100-летием подводного флота страны провели "круглый стол", в котором участвовал цвет российского судостроения (в том числе пять действительных членов Академии наук), обсудили многое, в частности вопросы освоения арктического шельфа. Ситуация тут непростая. У нас были правительственные документы, которые гарантировали нам работу на шельфе, но, возможно, придется отчасти повторить пройденное.

- Строительство стационарных ледостойких платформ для добычи нефти и газа - идея Севмаша?

- Да. Эту идею подхватила вся отрасль. Дело в том, что в 1988 году, когда я был совсем молодым директором, понял, что государственный оборонный заказ будет уменьшаться. Стало ясно, что в цехе 50, в южном доке лодок скоро не будет. Мы задумались, что делать. Можно было, например, траулеры строить или танкеры, сухогрузы. Но это не для Севмаша. Что такое современная подводная лодка? Высокая технология. Кадры высокой квалификации. Мощная заводская и отраслевая наука. Содружество с институтами страны.

Сколько мы "воевали" за то, чтобы направление нашей работы соответствовало потенциалу Севмаша!.. Была опасность утратить этот потенциал. Здесь я могу отметить вклад президента Бориса Николаевича Ельцина и Мин-обороны. Борис Николаевич был у нас в 1992 году. Сказал: "Такой завод ни в коем случае нельзя потерять".

- А если бы потеряли, негде было бы лодки строить?

- Стратегические атомные подводные лодки никто, кроме Севмаша, сегодня строить не может.

- Несколько подробней, пожалуйста, о работе по освоению арктического шельфа.

- Вся отрасль присоединилась к работе по платформам - мы дали работу нашему основному проектанту "Рубину", центральному институту имени Крылова, институту материалов "Прометей". Именно "Прометей", Севмаш и металлурги Череповца создали низкотемпературные стали, из которых строится "Приразломная". Ведь сами создали!.. И электроды сделали специальные, и варить научились эти хладостойкие стали, даже под водой!

Несмотря на трудности 90-х годов, мы провели реконструкцию завода, чтобы можно было строить современные и лодки, и платформы. У нас используется одна и та же технологическая оснастка.

Мы никогда не просили деньги вперед, мы всегда их зарабатывали. Поэтому я имел право требовать в Москве выплаты долгов за выполненные работы где угодно - в Минэкономики, в Минфине.

- Плавучие атомные станции Севмаш будет строить?

- Обязательно. Это пилотный проект. Именно Севмашу принадлежат пилотные проекты. Севмаш первым начал осваивать шельф. "Приразломная" - это первая российская платформа такого уровня. И Севмаш со всей "компанией" - с наукой, питерской и своей, нефтяниками и газовиками - ее строит.

В энергетике сегодня есть проблемы, нужно добавлять стране энергетические ресурсы. Руководством страны выдвигается приоритетная задача развития топливно-энергетического комплекса России как великой энергетической державы, что будет способствовать общему экономическому подъему России. С этой задачей пересекаются северодвинские пилотные проекты.

Наш проект станции прошел все экспертизы, мы получили все разрешения. Сегодняшняя ситуация позволяет надеяться на заключение контракта по строительству станции в самое короткое время.

- Давид Гусейнович, несколько слов, пожалуйста, о впечатлениях от начала работы Общественной палаты.

- У палаты есть предоставленные законом хорошие возможности и полномочия для того, чтобы максимально способствовать созданию в России гражданского общества. Для этого необходимо усиливать взаимодействие с органами законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровня. Задача Палаты - предоставить населению возможности высказывать свое мнение по важнейшим вопросам нашей жизни. Постараемся свою задачу выполнить.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя