Правда Севера
13 апреля 2006 (66)
Олег УГРЮМОВ.
Возвращая алтари
Только раз в году - на Пасху - каждый из нас может свободно подняться на
звонницу храма и перезвоном колоколов выразить всему миру свою радость светлого
праздника. Звучат старинные колокола, плывет перезвон над селом, над дорогой, по
которой оживленно снуют машины. И звон этот - словно невидимый взгляду мостик
между Прошлым и Настоящим. Между тем, как мы теряли веру несколько десятилетий
назад, и тем, как сейчас беремся за благое дело.
Пасхальная "забастовка"
Василису с мужем и тремя маленькими детьми выслали из Волынской области на Север
в январе 45-го, когда уже вся страна жила ощущением скорой Победы. Вспоминать о
немецкой оккупации и о том, что было после нее, Василиса Ивановна Левчук не
любит, поскольку затронь память - и потекут нерадостные воспоминания...
В марте эшелон с "западниками" миновал Котлас и направился дальше на Север, до
станции с ласковым названием Светик, которая, впрочем, встретила этих
истомленных долгой дорогой и напуганных неясным будущим людей не особо ласково.
Переселенцев доставили в поселок Лупья, что и сейчас стоит на берегу Вычегды.
Расселили по баракам, первое время жили по нескольку семей в одной маленькой
комнатушке. Потом стало немножко полегче: в поселке жило много эвакуированных из
Карелии, после окончания войны они стали уезжать домой, освобождая жилье.
Но больше всего донимала не теснота - голод. На работающего полагалось 500
граммов хлеба, на иждивенца - 300.
- Как и пережили ту весну, не знаю... - Василиса Ивановна умолкает, словно
набираясь сил для того, чтобы опять окунуться в прошлое. - Вот скажут нам: там
за рекой, в Сойге, картошка осталась с осени некопана. Попросим местных, чтобы
перевезли нас за реку, идем на поле. После ту картошку замерзшую привезешь да
детям нарежешь в миску, как репу, они и едят ее сырую.
У кого из приехавших оставалось что из вещей, ходили по деревням менять платки,
скатерти, платья на хлеб да на ведро картошки. У кого менять было нечего, ходили
по домам побираться. В северных деревнях народ в ту пору тоже жил небогато.
Однако на чужую беду крестьянин всегда отзывчив был - если уж попросит гость с
порога "Христа ради", хоть небольшой ломтик от ярушника, да отломят.
Но были в этой скупой на события и щедрой на беды жизни согнанных с родных мест
людей и праздники. Об одном из них рассказ особый.
- Дождались мы Пасхи, а она в тот год была поздняя, Первомай раньше прошел. Нам
на Первомай дали полбуханки белого хлеба, а буханки такие толстые были, большие.
Решили: давай будем хлеб на Пасху хранить.
А у меня было еще из дому сало привезено. Солдаты, что нас из села отправляли,
оказались такие хорошие: "Мамаша, может, у тебя есть что из продуктов закопано,
скажи, мы поможем откопать". Поросенок был у нас припрятан от лишних глаз. Они
мне его откопали, я им дала сала, и с собой мы в дорогу взяли.
Пасха пришла, давай будем разговляться. Сели за стол. Я то сало по тоненькому
кусочку всем разрезала. Всем, а нас девять семей в одной квартире тогда жило.
Нате, говорю, хлеб у вас свой, а у меня свой.
Ладно, сели. Поели. Приходит мастер:
- Вы что, на работу не собираетесь сегодня?
Все молчат. Он снова:
- На работу, говорю, нужно идти. Или вы бастовать решили?!
- Сегодня Пасха, никто у нас на работу не пойдет.
Он как тут и не стоял, дверями брякнул, побёг в контору.
Сидим, со страхом ждем: что будет? В те времена за опоздание на работу в лагерь
отправить могли, а тут - забастовка! Но, с другой стороны, нас и так на дальний
Север пригнали, дальше-то гнать некуда.
Приходит из конторы мастер и с порога:
- Христос воскрес! Ладно, отдыхайте сегодня.
А на следующий год мастер опять пришел в барак с утра. Зашел:
- Здравствуйте! Христос воскрес! Отдыхайте!
Еще год прошел, всех в Пасху на работу погнали: праздник отменяется.
А работала на всякой работе. Газочурку пилили, катера на ней по реке ходили. И
попробуй не сделай норму! Хорошо, были из Яренска катеристы хорошие, им нужны
дрова, а мы еще норму не сделали, соберутся и сами напилят. Еще кирпичи вручную
делали. На угор воду носили ведрами, пока вылезешь, язык на плечо высунешь...
* * *
Так всю жизнь и прожила бабушка Василиса в Лупье. В 50-х годах стали
"западникам" паспорта выдавать, выдали и ей. Неграмотная была, не заметила, что
вместо Ивановны нарекли ее в выданном документе Степановной.
Вышла ошибка и с годом рождения - сделали ее "старше" на десять лет. Неточности
эти гораздо позже обнаружились. Выросшие дети предложили исправить, а она
отмахнулась: нехай так будет.
В прошлом году Василисе Ивановне 95 исполнилось, а если по паспорту смотреть,
она теперь - старейший житель района, 105 лет разменяла.
И возродится храм
О чем больше всего жалеют бабушки Лены, Ирты и других окрестных сел и деревень,
так о том, что не ходят в воскресные дни по району рейсовые автобусы. А раз так,
то и на воскресную службу в церковь в Яренске не попадешь. Но уж коли оказия
такая выпадет - в райцентре в такой день оказаться, - платочки повяжут, и с утра
пораньше в храм. Стали нынче церкви открывать, и оказалось, что лоб-то крестить
не разучились. И вера жива.
Храмы порушены, только в Ленском районе их более десятка сиротливо смотрят
глазницами пустых окон. Вокруг некоторых уже лес молодой - деревни раньше
приказали долго жить. В селе Лена даже не одна, а две старинные каменные церкви
рядышком стоят. Сейчас только бабушки постарше помнят, как в 30-е годы колокола
наземь роняли, иконы, словно хлам, на улицу выбрасывали. Зато гораздо больше
тех, кто помнит, как в молодости ходил сюда на танцы: второй этаж храма Успения
Божьей Матери был превращен в клуб.
Но если не звучат над селом колокола, это вовсе не означает, что здесь не
отмечают церковные праздники.
Собираются в такие дни в небольшом зале сельской администрации, приходят сюда и
обитатели местного Дома ветеранов, который в этом же здании расположен. Не будет
исключением и нынешняя Пасха, которая уже давно стала для всей Лены одним из
самых больших праздников.
И жители давно поговаривали о том, что хорошо бы открыть в селе свой храм. Пусть
не построить - но привести в порядок в брошенной церкви одно из помещений,
иконами украсить. Да и собираться на молитвы там, где не одно поколение нынешних
жителей села крестилось и венчалось, - разве не благое дело?
Инициатора восстановления храма, женсовет села, летом прошлого года благословил
настоятель яренской Всехсвятской церкви отец Адам.
- Работы еще предстоит немало, - сказала одна из активисток женсовета Галина
Оскорбина, когда мы с ней узким проходом по каменным ступенькам поднялись
наверх. - Местные предприниматели сказали: поможем. А место тут замечательное,
не правда ли?
Не согласиться трудно. Храм стоит на главной улице села, но сюда, в окружение
старинных кирпичных стен, не проникают будничный шум трактора или лай собак во
дворе соседнего дома. Тут царит совсем иное время, тут покой и величественная
тишина. Картину не портит даже разбитый проем в потолке или кучка кирпичей от
разобранной печи. Если же пройти в небольшую дверь, то с террасы откроется весь
простор Ленского полоя.
Отшумит на селе большим радостным праздником Пасха, теплей от лучей весеннего
солнышка станет во дворе. И тогда придут сюда люди в рабочей одежде, продолжая
начатое с лета дело, зазвучат голоса, застучат топоры.
Пусть труд их не пропадет даром, и, может, уже в следующую весну светлый
праздник Пасхи вернется в эти старинные стены. Как знать, наступит и такое
время, когда услышит отвыкшее от величественного звона село голоса вернувшихся
колоколов.
|