Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
13 апреля 2006 (66)
Олег УГРЮМОВ.

Возвращая алтари

Только раз в году - на Пасху - каждый из нас может свободно подняться на звонницу храма и перезвоном колоколов выразить всему миру свою радость светлого праздника. Звучат старинные колокола, плывет перезвон над селом, над дорогой, по которой оживленно снуют машины. И звон этот - словно невидимый взгляду мостик между Прошлым и Настоящим. Между тем, как мы теряли веру несколько десятилетий назад, и тем, как сейчас беремся за благое дело.

Пасхальная "забастовка"

Василису с мужем и тремя маленькими детьми выслали из Волынской области на Север в январе 45-го, когда уже вся страна жила ощущением скорой Победы. Вспоминать о немецкой оккупации и о том, что было после нее, Василиса Ивановна Левчук не любит, поскольку затронь память - и потекут нерадостные воспоминания...

В марте эшелон с "западниками" миновал Котлас и направился дальше на Север, до станции с ласковым названием Светик, которая, впрочем, встретила этих истомленных долгой дорогой и напуганных неясным будущим людей не особо ласково.

Переселенцев доставили в поселок Лупья, что и сейчас стоит на берегу Вычегды. Расселили по баракам, первое время жили по нескольку семей в одной маленькой комнатушке. Потом стало немножко полегче: в поселке жило много эвакуированных из Карелии, после окончания войны они стали уезжать домой, освобождая жилье.

Но больше всего донимала не теснота - голод. На работающего полагалось 500 граммов хлеба, на иждивенца - 300.

- Как и пережили ту весну, не знаю... - Василиса Ивановна умолкает, словно набираясь сил для того, чтобы опять окунуться в прошлое. - Вот скажут нам: там за рекой, в Сойге, картошка осталась с осени некопана. Попросим местных, чтобы перевезли нас за реку, идем на поле. После ту картошку замерзшую привезешь да детям нарежешь в миску, как репу, они и едят ее сырую.

У кого из приехавших оставалось что из вещей, ходили по деревням менять платки, скатерти, платья на хлеб да на ведро картошки. У кого менять было нечего, ходили по домам побираться. В северных деревнях народ в ту пору тоже жил небогато. Однако на чужую беду крестьянин всегда отзывчив был - если уж попросит гость с порога "Христа ради", хоть небольшой ломтик от ярушника, да отломят.

Но были в этой скупой на события и щедрой на беды жизни согнанных с родных мест людей и праздники. Об одном из них рассказ особый.

- Дождались мы Пасхи, а она в тот год была поздняя, Первомай раньше прошел. Нам на Первомай дали полбуханки белого хлеба, а буханки такие толстые были, большие. Решили: давай будем хлеб на Пасху хранить.

А у меня было еще из дому сало привезено. Солдаты, что нас из села отправляли, оказались такие хорошие: "Мамаша, может, у тебя есть что из продуктов закопано, скажи, мы поможем откопать". Поросенок был у нас припрятан от лишних глаз. Они мне его откопали, я им дала сала, и с собой мы в дорогу взяли.

Пасха пришла, давай будем разговляться. Сели за стол. Я то сало по тоненькому кусочку всем разрезала. Всем, а нас девять семей в одной квартире тогда жило. Нате, говорю, хлеб у вас свой, а у меня свой.

Ладно, сели. Поели. Приходит мастер:

- Вы что, на работу не собираетесь сегодня?

Все молчат. Он снова:

- На работу, говорю, нужно идти. Или вы бастовать решили?!

- Сегодня Пасха, никто у нас на работу не пойдет.

Он как тут и не стоял, дверями брякнул, побёг в контору.

Сидим, со страхом ждем: что будет? В те времена за опоздание на работу в лагерь отправить могли, а тут - забастовка! Но, с другой стороны, нас и так на дальний Север пригнали, дальше-то гнать некуда.

Приходит из конторы мастер и с порога:

- Христос воскрес! Ладно, отдыхайте сегодня.

А на следующий год мастер опять пришел в барак с утра. Зашел:

- Здравствуйте! Христос воскрес! Отдыхайте!

Еще год прошел, всех в Пасху на работу погнали: праздник отменяется.

А работала на всякой работе. Газочурку пилили, катера на ней по реке ходили. И попробуй не сделай норму! Хорошо, были из Яренска катеристы хорошие, им нужны дрова, а мы еще норму не сделали, соберутся и сами напилят. Еще кирпичи вручную делали. На угор воду носили ведрами, пока вылезешь, язык на плечо высунешь...

* * *

Так всю жизнь и прожила бабушка Василиса в Лупье. В 50-х годах стали "западникам" паспорта выдавать, выдали и ей. Неграмотная была, не заметила, что вместо Ивановны нарекли ее в выданном документе Степановной.

Вышла ошибка и с годом рождения - сделали ее "старше" на десять лет. Неточности эти гораздо позже обнаружились. Выросшие дети предложили исправить, а она отмахнулась: нехай так будет.

В прошлом году Василисе Ивановне 95 исполнилось, а если по паспорту смотреть, она теперь - старейший житель района, 105 лет разменяла.

И возродится храм

О чем больше всего жалеют бабушки Лены, Ирты и других окрестных сел и деревень, так о том, что не ходят в воскресные дни по району рейсовые автобусы. А раз так, то и на воскресную службу в церковь в Яренске не попадешь. Но уж коли оказия такая выпадет - в райцентре в такой день оказаться, - платочки повяжут, и с утра пораньше в храм. Стали нынче церкви открывать, и оказалось, что лоб-то крестить не разучились. И вера жива.

Храмы порушены, только в Ленском районе их более десятка сиротливо смотрят глазницами пустых окон. Вокруг некоторых уже лес молодой - деревни раньше приказали долго жить. В селе Лена даже не одна, а две старинные каменные церкви рядышком стоят. Сейчас только бабушки постарше помнят, как в 30-е годы колокола наземь роняли, иконы, словно хлам, на улицу выбрасывали. Зато гораздо больше тех, кто помнит, как в молодости ходил сюда на танцы: второй этаж храма Успения Божьей Матери был превращен в клуб.

Но если не звучат над селом колокола, это вовсе не означает, что здесь не отмечают церковные праздники.

Собираются в такие дни в небольшом зале сельской администрации, приходят сюда и обитатели местного Дома ветеранов, который в этом же здании расположен. Не будет исключением и нынешняя Пасха, которая уже давно стала для всей Лены одним из самых больших праздников.

И жители давно поговаривали о том, что хорошо бы открыть в селе свой храм. Пусть не построить - но привести в порядок в брошенной церкви одно из помещений, иконами украсить. Да и собираться на молитвы там, где не одно поколение нынешних жителей села крестилось и венчалось, - разве не благое дело?

Инициатора восстановления храма, женсовет села, летом прошлого года благословил настоятель яренской Всехсвятской церкви отец Адам.

- Работы еще предстоит немало, - сказала одна из активисток женсовета Галина Оскорбина, когда мы с ней узким проходом по каменным ступенькам поднялись наверх. - Местные предприниматели сказали: поможем. А место тут замечательное, не правда ли?

Не согласиться трудно. Храм стоит на главной улице села, но сюда, в окружение старинных кирпичных стен, не проникают будничный шум трактора или лай собак во дворе соседнего дома. Тут царит совсем иное время, тут покой и величественная тишина. Картину не портит даже разбитый проем в потолке или кучка кирпичей от разобранной печи. Если же пройти в небольшую дверь, то с террасы откроется весь простор Ленского полоя.

Отшумит на селе большим радостным праздником Пасха, теплей от лучей весеннего солнышка станет во дворе. И тогда придут сюда люди в рабочей одежде, продолжая начатое с лета дело, зазвучат голоса, застучат топоры.

Пусть труд их не пропадет даром, и, может, уже в следующую весну светлый праздник Пасхи вернется в эти старинные стены. Как знать, наступит и такое время, когда услышит отвыкшее от величественного звона село голоса вернувшихся колоколов.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя