|
Правда Севера
14 апреля 2006 (67)
Елена ЦВЕТКОВА.
Напишитео нас светло...
Такова спортивная жизнь
Коренастый подросток Миша слегка подбрасывает оранжевый баскетбольный мяч,
раскручивает его и ставит себе на указательный палец. Трюк впечатляет. Потом он
подскакивает к перекладине и подтягивается - раз, два, три... семь, восемь...
Сбиваюсь со счета. А его друг Серега разгоняет тренажер до гула и скрипа. Ребята
готовятся к поездке в Подмосковье, где пройдет отборочный тур специальных
всероссийских соревнований по легкой атлетике. Специальных - это значит среди
инвалидов. Тренер юных спортсменов - преподаватель физкультуры Игорь Кучера
верит в своих воспитанников. В новодвинском доме-интернате для детей с
умственной отсталостью спортивные традиции очень сильны.
Игорь Анатольевич показывает стенку, увешанную медалями: вот олимпийские из
Японии, эти - из Голландии. А вот официальный флаг олимпиады в Нагано, подарили.
"Свежие" награды не успели пока разместить на большом стенде, где представлена
вся летопись спортивной жизни интерната. Лыжи, легкая атлетика, баскетбол,
теннис, хоккей... Сначала в числе лучших на всероссийских соревнованиях, затем в
составе сборной на специальных международных играх. А попробуй не полюбить спорт
при таких-то возможностях: спортзал, тренажерный зал - не хуже чем в иных
фитнес-центрах. База хорошая, экипировка, спортинвентарь, а главное -
педагоги-энтузиасты. На специальные Беломорские игры сюда из других интернатов и
коррекционных школ области съезжаются.
-Мы сами не верили, что такое возможно, - делится директор интерната Елена
Шалаурова. - Но когда впервые наш ребенок съездил на серьезные соревнования и
добился успеха, гордость была безмерная. Да и сами ребята понимают, что они не
просто инвалиды, живущие в интернате, а обычные парни и девчонки со своими
успехами, перспективами. За чей счет ездят? Международные соревнования
оплачивают фонды-организаторы, а все, что касается России, туго идет. Все же
платно - и дороги, и проживание. Спасибо Владимиру Крупчаку, прошлую поездку в
Омск он спонсировал...
Спасибо Крупчаку и бундесверу
Таких людей, которые добровольно, от чистого сердца пытаются помочь интернату,
очень мало. Забыто у нас меценатство. В прошлом году Елена Викторовна решила
сама проехать по фирмам и обеспеченным людям и, по ее словам, очень унизительно
себя чувствовала: "Как будто лично для себя что-то прошу". Пыталась объяснять,
что это не просто сироты, а умственно отсталые дети, с проблемами в развитии, и
встречала еще большее непонимание: тут нормальные недополучают, а этим-то зачем?
Потому предложение помощи от депутата Госдумы Владимира Крупчака стало приятной
неожиданностью. Теперь каждый месяц он треть своей депутатской зарплаты
перечисляет в интернат.
"Титан" и АЦБК и прежде помогали детям-инвалидам - те же поездки спортсменов
оплачивали. Но то была разовая помощь. Теперь же администрация может
рассчитывать на дополнительные 10-13 тысяч каждый месяц. Немалые деньги для
такого учреждения! Можно взять частями, а можно накопить. Недавно, например,
купили новые карнизы для штор, сменили морально и физически устаревшие провисшие
"струны" сразу во всех группах. Пять лет не горели фонари на территории
интерната - а она просто огромная. Стали считать: 24 фонаря, да машина с
люлькой, да работа электриков - итого 50 тысяч рублей. Ну откуда взять? За счет
Крупчака починили! Теперь зимой детей можно смело на послеобеденную прогулку
вывести.
Еще важное дело сделали на депутатскую зарплату - ремонт отопления в четырех
группах. На свои фонды в лучшем случае в год по комнате бы осилили. А так все
сразу. Говорят, с самого открытия интерната никогда так тепло не было.
Большое хозяйство и специфика учреждения требуют немалых затрат. Интернат как
маленький городок, где все свое - гараж, прачечная, сапожник, электрик,
пищеблок, медицинская служба, столярная и швейная мастерские. Живут здесь 250
детей в возрасте от четырех до 18 лет, уровень развития и степень умственной
отсталости у всех разные. Есть дети, которые раньше считались необучаемыми, - с
множественной патологией, большими пороками развития. А есть и такие, как атлеты
Миша и Сергей, - при умелой коррекции и воспитании вполне адекватны, прекрасно
обучаемы, занимаются в кружках. Мальчишки осваивают навыки столярного дела -
каждый в меру своих возможностей, конечно. Кто-то шкуркой деревянный брусок
обрабатывает, а кому и рубанок доверят. Мебель чинят, лопатки детские делают.
А девочки учатся шить. До швейных машин опять же не у всех дело доходит - одни
сортируют и подбирают ткани, другие вырезают детали ножницами. Однако под
руководством инструктора замечательные сувениры получаются - нарядные кухонные
прихватки. Вместо подкладки в них - бундесверовские шинели. Гуманитарную помощь
получили еще 15 лет назад, к открытию интерната. Посылки с немецкими шинелями,
робами, кирзовыми сапогами. Спасибо разоружению! Шинели, конечно, носить не
стали, но в них обнаружился очень качественный синтепон, легкий, гигроскопичный,
хорошо стирается. Его-то и пустили на прихватки, хватило на долгие годы.
Достижения:и читать, и ползать
При малейшей возможности ребенка обучаться грамоте в интернате его стараются
обязательно обучать. Это очень важно для дальнейшей социальной адаптации -
сможет ли он прочитать этикетку в магазине, ориентироваться в деньгах. От этого
зависит, сможет ли он работать, адекватно вести себя и уверенно чувствовать в
обществе. Обслуживающий труд начинается с детства. У самых маленьких - с
дежурства в столовой. Детям постарше хочется дела более серьезного. Потому
наряду со швейной и столярной мастерскими в интернате недавно открыли домашнюю
прачечную. Девочек с 14 лет учат сортировать белье, пользоваться порошками,
стиральной машиной и утюгом.
Еще одна новинка - зимний сад, переделанный из помещения не подлежащего
восстановлению бассейна. Теперь там разводят комнатные растения, рассаду для
клумб. А когда случайно выяснилось, что ребятишки пугаются при встрече с
домашними животными, на педсовете было решено завести в зимнем саду еще и живой
уголок. Дали объявление в газете: кому не нужны мелкие домашние животные,
приносите. Добрые люди натащили мышек, крыс, бурундучков, черепашку, ворону с
подбитым крылом, двух пуховых кроликов, двух морских свинок... И уже спустя время
узнали, что в психиатрии есть целое направление - зоотерапия.
Были и другие открытия. Четыре года назад от шведских коллег наши специалисты
узнали, что и с детьми с глубокой патологией, которые ни говорить, ни ходить не
могут, тоже можно работать, стимулировать подкорковые мозговые образования
светом, музыкой. Оказалось, что даже глубоко умственно отсталые дети прекрасно
понимают, тонко чувствуют, кто и с каким настроением к ним подходит, любят
игрушки. Стали выводить их на общие праздники, концерты. У них есть и свои
дискотеки, свои прогулки, занятия.
Вместо бывшей кладовки устроили специальную сенсорную комнату по образцу
"подсмотренной" на стажировке в Германии. Оттуда же привезли идею использовать
коридор как образовательное пространство. Теперь стены не "пропадают зря", на
них красуются зверюшки и машинки, сделанные руками педагогов из кусочков меха,
тканей, бутылочных пробок, упаковок от таблеток и прочего гладкого, лохматого
или колючего материала. Все это можно и нужно (и сразу хочется!) трогать и
развиваться через тактильные ощущения.
Вторая кладовая превратилась в комнату двигательной активности. Это тоже одна из
форм работы с тяжелыми детьми. Для малышей, которые не ходят, любая потребность
в движении - это уже предмет развития, а проползти полтора метра - огромный
труд. Здесь работает не медик, не учитель, а именно специалист, который
подвигает ребенка на какое-то действие - протянуть руку, сесть. А в результате
ребенок учится ходить, самостоятельно есть ложкой, держать карандаш. И
специалист по двигательной активности - должность уникальная, придуманная в
новодвинском интернате. В прошлом году педагога Наталью Нессен удалось отправить
на стажировку в Санкт-Петербург. Курсы стоили 14 тысяч рублей, но "в кустах
снова оказался рояль" - помощь депутата Крупчака. На первый взгляд, деньги
тратились не напрямую на детей. Но специализация именно по адаптивной
физкультуре была очень нужна. И она себя оправдала. Результаты просто
уникальные, у Натальи Николаевны уже собран материал для диссертации. Теперь
можно и опытом делиться.
Терпение и труд
Наверное, эти два слова здесь самые важные. Нет, пожалуй, еще одно - любовь. И
только потом все остальное. Любовь к тем, ради кого педагоги-энтузиасты
придумывают все новые и новые формы работы: учат плести из бисера
умопомрачительные букеты, расписывать деревянные доски, делать картины из...
камня, ставить спектакли в театральной студии. А няни здесь такие, что каждой по
ордену надо дать. Недаром родители со всей области, столкнувшиеся с проблемой
обучения ребенка-инвалида, просятся именно в новодвинский интернат. Жаль, что
правительство об этом не догадывается, иначе не поскупилось бы на нормальные
зарплаты для персонала.
В кабинете тестопластики под руководством инструктора Ирины Дремовой ребята
лепят сувенирымукосоли. Но сегодня воскресенье, и там стоит карамельный аромат -
компания мальчишек угощается самодельными леденцами и чаем из самовара.
Творческий человек Ирина Григорьевна за два года не только любовь к
тестопластике привила, но и кабинет офрмила - ну просто музей. Иностранцы на
экскурсию приходят, говорят, вы должно быть, в деньгах купаетесь.
Другой местный музей - русская изба, фольклорная комната. Ее хозяйка Ольга
Старикова. Здешние ребята по настоящим музеям ходят редко, а тут каждый может
окунуться в атмосферу старинной избы. Для многих детей-инвалидов временные
понятия - прошлое, будущее - очень сложны, но все же им объясняют, что вот так
люди в старину жили, здесь растили детей, спали на печке. Они слушают сказки,
фольклорные песни, пробуют играть на народных инструментах, осваивают элементы
лоскутного шитья - режут, подбирают лоскутки.
Слушаешь, смотришь - невероятно. Ведь дети здесь с очень непростыми судьбами,
умственная отсталость - не просто нарушение интеллекта, она ведет за собой целый
букет хронических, соматических болезней.
...Наташу привезли год назад в тяжелом состоянии, забрали у матери-алкоголички. У
девочки фенилкетонурия, нарушение обмена веществ. Если не соблюдать жесткую
диету (почти ничего нельзя!), начнется умственная деградация. Сейчас Наташа на
особом питании, и ребенка просто не узнать.
... С Галей пришлось повозиться. Она поступила из областного дома ребенка с
последствием неудачно сделанной прививки от полиомиелита. У нее сохранность
интеллекта, но вот ножки отказываются слушаться. Здесь веселую, добрую говорушу,
любимицу младшей группы, обязательно поставят на ноги.
...Подвижный, шустрый Артемка пока тоже малыш, но тренер уже разглядел в нем
будущего спортсмена. Впрочем, занятия спортом в интернате - дело добровольное,
для тех, у кого к нему душа лежит. Вот у Николая, например, душа лежит к труду.
Он уже вполне взрослый человек, работает на ставку дворника, получает деньги.
Так аккуратно убирает двор, что можно позавидовать и поучиться. К тому же он
очень вежливый, рассудительный и доброжелательный. Коле 20 лет, по правилам, он
уже должен бы уехать во взрослый интернат. Но персонал не спешит расставаться с
воспитанниками.
-Для них это большой стресс, они здесь выросли, здесь их семья, - говорит Елена
Шалаурова. - Должна быть преемственность в организации подобных учреждений. А
еще лучше, чтобы наши воспитанники, став взрослыми, возвращались в семьи, ведь у
40 процентов этих детей есть родители. Есть благополучные, уважаемые мамы и
папы, которые переживают за своих детей. А мы даем ребятам необходимые навыки, в
том числе трудовые. Они вполне могут работать дворниками, вахтерами или просто
помогать бесплатно той же посудомойке или нянечке в детском саду. Для людей с
умственной отсталостью очень важна социальная реализация, когда они не сидят в
четырех стенах, а востребованы обществом, имеют свой круг общения. Например, в
Швеции вообще нет интернатов, а есть социальные квартиры для инвалидов, которым
помогают волонтеры. С помощью шведов опыт самостоятельного проживания умственно
отсталых людей получили и мы. Более того, трое наших выпускников благодаря
программе "Сервисное жилье" уже обзавелись своими семьями. Я уверена: жить
самостоятельно могут даже люди с синдромом Дауна.
"Напишите о нас светло", - попросила Елена Викторовна. Она и ее коллеги делают
все возможное и невозможное, чтобы умственно отсталые дети смогли стать
полноправными членами общества. Вопрос в том, сможет ли наше душевно отсталое
общество их принять.
| |