Правда Севера
19 апреля 2006 (70)
Валерий ДМИТРИЕВ.
Защитники природы получили план совместных действий
Несмотря на усиливающееся внимание государственной и муниципальных властей
Архангельской области к комплексному преодолению проблем охраны окружающей
среды, ситуация улучшается медленно. Основными загрязнителями атмосферного
воздуха, рек и озер по-прежнему остаются предприятия целлюлозно-бумажной
промышленности, энергетики, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства.
Поэтому было принято решение о разработке и принятии регионального закона "О
социально-экономической целевой программе Архангельской области "Охрана
окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения на 2006-2008
годы". Вот что рассказала корреспонденту "Правды Севера" руководитель комитета
по экологии администрации области Татьяна ДОЛГОЩЕЛОВА:
- Для финансирования программы из областного бюджета выделяется 76 миллионов
рублей. Конечно, этих денег недостаточно, но надо исходить из реальных
возможностей. Планируется также использование средств на природоохранные
мероприятия из федерального и муниципальных бюджетов.
Для формирования программы распоряжением губернатора была создана рабочая
группа. В нее вошли представители областной администрации и областного Собрания
депутатов, научных учреждений. Она тщательно рассмотрела все заявки,
поступившие в администрацию области. Документ готов и ждет одобрения
законодательным органом власти Архангельской области.
Цели программы - стабилизация и улучшение экологической обстановки на территории
области, повышение уровня экологической безопасности населения, снижение
антропогенного воздействия на северную экосистему, сохранение биологического
разнообразия природных ресурсов. Для этого ставится задача значительно уменьшить
объемы вредных выбросов в атмосферу и загрязнения промышленными и бытовыми
стоками в водоемы за счет совершенствования технологических процессов,
модернизации оборудования.
Для получения права на участие в областной программе муниципальным образованиям,
подавшим заявки, необходимо было соответствовать определенным критериям.
Претенденты должны иметь проектно-сметную документацию на строительство или
реконструкцию природоохранных объектов, заключения государственной экологической
и других экспертиз, а также официально оформленное подтверждение об обязательном
согласии в софинансировании этих мероприятий из муниципальных бюджетов.
Важно отметить, что при составлении программы рабочая группа использовала опыт
других субъектов Российской Федерации. Например, Москвы, Санкт-Петербурга,
Мурманской, Новосибирской, Вологодской областей и переняли из него все лучшее.
Особое внимание в программе было уделено приведению в порядок систем канализации
и водоснабжения жилищно-коммунального хозяйства. Они изношены процентов на
восемьдесят и сегодня не соответствуют современным требованиям. В результате
бытовые нечистоты прямехонько попадают в водоемы области.
Проблема обеспечения населения области качественной питьевой водой также стоит в
ряду важнейших. Особенно тревожная ситуация сложилась в Двинском Березнике
Виноградовского района, Ленском, Каргопольском, Вилегодском и некоторых других
районах области. Да и жители Архангельска, Северодвинска, Новодвинска вынуждены
пить, мягко говоря, не очень-то доброкачественную воду. Поэтому решение этой
проблемы возможно лишь при объединении финансовых ресурсов как региональной,
так и муниципальных властей. Города, районы области получают определенную
законом долю экологических платежей, однако в силу определенных обстоятельств
нередко расходуют их не для улучшения экологической обстановки, а, например, на
закупку топлива, выплату зарплат бюджетникам и другие неотложные нужды.
Получить деньги из федерального бюджета на проведение природоохранных
мероприятий в рамках областной экологической программы муниципальным
образованиям можно. Однако им необходимо загодя позаботиться о подготовке пакета
проектной документации на конкретно заявленные объекты, прошедшей экологическую,
строительную и другие экспертизы и имеющие все необходимые согласования. Такие
проекты есть, но их, к сожалению, недостаточно.
В свою очередь региональные органы управления получили от федерального центра
закрепленное законом право усиления природоохранного контроля. Например, с 1
января 2006 года введен крупный штраф за неуплату экологических платежей для
юридических лиц - до 100 тыс. рублей. Это серьезная мера воздействия на
нарушителей экологического законодательства. Конечно, придется перестраивать и
работу нашего комитета, налаживать более прочные и эффективные контакты с
другими природоохранными структурами, действующими в Архангельской области.
Четкая направленность экологической программы позволяет сконцентрировать силы и
средства на важнейших участках предстоящей работы. Надеюсь, что депутатский
корпус поддержит программу. Отклонят ее наши законодатели - и многие
природоохранные мероприятия, в частности, проведение мониторинга окружающей
среды, организация экологических лагерей и целый ряд других выполнены не будут.
А ведь они очень нужны области.
|