Правда Севера
25 апреля 2006 (74)
Инф.
Лучше без разрешения, чем пешком?
Школьный автобус
Школьный автобус для деревни что метрополитен для столицы - техника незаменимая.
Недаром один из разделов приоритетного национального образовательного проекта
посвящен "транспортизации" глубинки. Но вместе с удобствами на колесах "пазиков"
в учебные заведения обычно "приезжают" и многочисленные проблемы.
123 нарушения за квартал
В нашей губернии на двухстах десяти автобусах ездят сегодня ученики доброй сотни
школ. Одним надо преодолеть три километра, другим - все шестьдесят... Насколько
безопасен путь за знаниями, постоянно следят специалисты управления
государственного автодорожного надзора по Архангельской области и НАО.
- В прошлом году мы проверили 75 учебных заведений и выявили 347 нарушений, -
рассказывает руководитель управления Михаил Дорофеев. - За первый квартал 2006го
отмечено 123 нарушения в двадцати школах. В "черный список" попали верхнетоемцы
- Афанасьевская и Сойгинская общеобразовательные средние школы, Ульяновская
средняя школа Устьянского района, МУ ДОД "Станция юных туристов" и многие
другие... У нас нет претензий всего к пяти процентам проверенных образовательных
учреждений!
В конце февраля, например, автодорожные контролеры посмотрели, кто и как возит
учеников Долматовской средней школы. Оказалось, что водитель "школьника" не
осмотрен врачом. Впрочем, как и само транспортное средство - механиком. Нет
схемы движения автобуса с указанием особо опасных участков, хотя путь лежит по
сложной трассе - "федералке" М-8. И все эти нарушения можно назвать типичными.
- Мы бьем тревогу! - продолжает Михаил Дмитриевич. - При таком положении дел
совсем недалеко до беды. В конце марта наша служба обратилась к главе
администрации Николаю Ивановичу Киселеву с просьбой обратить внимание на
проблему и предложением вынести вопрос на заседание областной комиссии по
безопасности дорожного движения.
Нарушители поневоле
МОУ "Общеобразовательная Талажская средняя школа" Приморского района тоже
значится в числе незаконопослушных. Ее директора Татьяну Титову в прошлом году
привлекли к административной ответственности за нарушение транспортного
законодательства.
- Дело в том, что у педагога Анны Третьяковой, сопровождающей детей, не было
квалификационной подготовки, - объясняет суть претензии автонадзора
нарушительница. - На обучение в тот момент у нас не было средств. В итоге Анна
Аркадьевна прослушала курс, заплатив личные деньги, и все-таки получила
удостоверение профессиональной компетентности.
Ежедневно с сопровождающей на уроки и обратно ездят шестьдесят школьников.
Большинство живет в деревне Талаги, что в семи километрах от поселка Нефтебазы.
В пятницу водитель везет также девятерых воспитанников интерната на выходные
домой, в Ижму и Часовню (расстояние - 32 километра).
Долгожданный "пазик" талажцы получили два года назад - в рамках программы
"Школьный автобус" (талажский транспорт - самый новый, его "коллегам" из других
школ уже по 5-6 лет). Половину средств на пятисоттысячное приобретение выделила
компания "Роснефть", вторую часть - Приморская районная администрация.
Пока своего "перевозчика" не было, приходилось заключать договор с частником и
"катать" детей на рейсовом автобусе. Такие поездки ни рядовым пассажирам, ни
школьникам особой радости не доставляли: первым мешали шум, ранцы за спиной да
громоздкие мешки со сменной обувью, вторым - вечная толчея.
Правда, если для учеников школьный автобус стал явным подспорьем, руководству
школы он поначалу прибавил головной боли.
- Надо было разбираться с огромным количеством документов! - продолжает Татьяна
Альбертовна, держа в руках объемистую зеленую папку. - Пришлось искать водителя,
медика, гараж...
С водителем Талажской школе, надо признать, повезло - за баранку сел Александр
Иосифович Антонов, перевозивший в свое время все местное "роснефтяное"
руководство. Человек опытный и ответственный. Он же, кстати, взял на себя и
функции механика. Штатным расписанием эта должность, увы, не предусмотрена,
ломается же, хоть и по мелочам, техника постоянно.
А вот вопрос с гаражом решился не сразу. Поначалу школьный автобус квартировал в
гараже "Роснефти", сейчас перебазировался на закрытую стоянку МУП ЖКХ "Комфорт".
Татьяна Титова рада, что "квартплату" с машины берут божескую - всего 16 тысяч
рублей в год.
Та же "Роснефть" помогла с медиком. Дело в том, что выпускать шофера на линию
имеет право лишь фельдшер со специальной лицензией. Но если в пригороде
Архангельска такого найти еще можно, то где взять его в глухой северной
деревеньке?
Что касается согласованности маршрута, то она сделана только до деревни Талаги.
Путь же в Часовню не утвержден: ГИБДД "протестует", мол, дорога проселочная, по
ней ходят груженые лесовозы, а знаков нет...
- Родителям часовенских ребятишек, конечно, не до этих "мелочей", - продолжает
Титова. - Им ведь хочется видеть своих детей дома хотя бы раз в неделю! Раньше
автобуса не было, детвора ходила пешком по 18 километров или добиралась на
попутках. Так что возим - на свой страх и риск.
Сейчас талажская школа получает лицензию на перевозку учащихся, хотя еще
несколько месяцев назад сей документ не требовали. "Изменчивость"
законодательства, по словам Татьяны Альбертовны, часто приводит к
недоразумениям.
Еще школьному автобусу мешает недостаток финансирования. Содержание машины в
первом квартале нынешнего года обошлось в 53 тысячи рублей. Да, район сейчас
исправно дает деньги на бензин. Но с другими-то статьями расходов порой бывают
заморочки! А появись нормальные финансы на то же техобслуживание, с автодорожным
надзором и безопасностью детей не было бы никаких проблем...
Ирина ПОЛЯКОВА.
На снимке: в ожидании автобуса.
Фото Владимира Зыкина.
|