Правда Севера
13 мая 2006 (86)
Елена ИРХА.
Александр Дунаев: Актеров надо беречь!
28 мая - закрытие 73-го сезона Архангельского театра драмы им. Ломоносова
- Я спрашиваю в кассе: сколько билетов продано на спектакль? Виновато отвечают:
мало, всего сто... Боже, сто! А ведь было время, когда на один спектакль
продавали всего пять-шесть билетов! Понимаете, сто человек в зрительном зале для
нас - это уже мало!
Из всех директоров архангельских театров Александр Дунаев - самый заметный.
Во-первых, именно при его директорстве здание драматического театра ("наш
Сталинград", как говаривали актеры) стало восстанавливаться из руин. Во-вторых,
Александр Антонович по своей первой специальности - актер и занят во многих
спектаклях театра, а значит, зрители знают его в лицо. В-третьих, не найти в
городе человека, которого так же увлеченно ругали бы на всех перекрестках.
Основной оппонент Александра - руководитель Молодежного театра Виктор Панов.
Главная претензия: у Дунаева нет высшего актерского образования. Вероятно, по
мнению оппонентов, на сцену он выходить не должен. Ну тогда и ремонтом
руководить Дунаев не обязан, поскольку и строительной специальности у него тоже
нет.
Актер - товар штучный
- Ну нет у меня высшего образования. Не-ту. Я окончил Архангельское
культпросветучилище. Курс педагога Виктора Сергеевича Терентьева. Актеры этого
курса ныне составляют костяк нашей труппы. Это Елена Смородинова, Сергей Чуркин,
Татьяна Боченкова, Владимир Кулаков, Яна Бутенко, Наталия Латухина.
- У Станиславского вообще не было актерского образования. Лучше расскажите о
нынешнем сезоне Архангельского театра. Чем он знаменателен?
- Знаете, сейчас в нашем театре возникла некая стабильность. Я имею в виду
зрительский интерес. Причем есть верное повышение этого интереса. К примеру, за
три месяца этого года к нам в театр пришло на три тысячи зрителей больше, чем за
эти же три месяца прошлого года. Так почему зрители идут в театр? Вероятно, они
уверены, что посмотрят качественный спектакль. То есть та работа, что была
заложена главным режиссером театра Петром Суворовым лет пять назад, стала
приносить свои плоды.
Если говорить о творчестве, то в нынешнем сезоне мы сделали три премьеры для
взрослого зрителя и одну сказку для детей. На мой взгляд, все спектакли
получились, а один - "Ричард III" - вызвал ожесточенные споры и многочисленные
отклики, что тоже радует.
- А радует ли вас областной комитет по культуре?
- Не очень. Дали нам на год 190 тысяч рублей. А что такое 190 тысяч? Даже один
спектакль не сделать. К примеру, самая дорогая постановка нынешнего сезона -
"Женитьба Белугина" - стоит около 800 тысяч. Это постановочные затраты, без
оплаты труда художников. Так что мы сами крутимся. К слову, Виктору Панову дали
400 тысяч. Вообще, комитет по культуре у меня вызывает странное чувство. Говорю
не об отдельных людях, это общее впечатление. Этот комитет нам не союзник и не
помощник, для чего он, вероятно, существует. А некий бюрократ, которому нужно
постоянно что-то доказывать и убеждать. В основном то, что данный представитель
культуры или проситель за культуру - не идиот.
- А спонсоры легко дают вам деньги?
- Нелегко. И главное в таком деле - потратить эти деньги с умом. Я склонен
тратить деньги на перспективу, вкладывая их в будущее.
- Какая зарплата у ваших артистов?
- Маленькая. Она во всех театрах маленькая. Актеров у нас в области совсем
немного - около 120 человек. Поддержка им нужна обязательно. Ну почему этим
людям не сделать какие-нибудь особые зарплаты? Надбавки какие-нибудь. Учителей и
врачей поддерживать, конечно, тоже надо. Но ведь их много. Актер театра - это
товар штучный! Его беречь надо.
- Хороший врач или учитель - тоже товар штучный.
- Раз хороший, значит, сможет заработать репетиторством или в платной клинике. А
где заработает хороший актер? Рекламой товаров? Это разовый гонорар, причем
мизерный.
- Известно, сколько получают столичные актеры. Вот, к примеру, расценки на
юмористов, недавно опубликованные в "Комсомолке": самый низкооплачиваемый -
Николай Лукинский. За свое выступление он берет всего полторы тысячи долларов...
- Я считаю, что столичные просто завязли в этих "зеленых" и теряют себя как
актеры. Я немножко знаю Лукинского как человека. Парню улыбнулась судьба, но не
думаю, что в будущем он кем-то еще сможет стать, кроме "заслуженного негра
России".
И еще: я не считаю, что столичное - значит отличное. У нас очень сильная труппа.
Я даже уверен, что одна из лучших в России. Но, повторяю, актеров надо
поддерживать. К сожалению, я ни разу не видел губернатора области на наших
спектаклях. Так что вряд ли нашим актерам "светит" губернаторская надбавка к
окладу, как в других областях.
Народный артист прописан в Москве?
- В труппе театра драмы всегда были интересные актеры со званиями и без них. А
вот народный артист СССР был только один - Сергей Плотников. Почему сейчас не
слышно ни о каких актерских наградах? Нет достойных?
- Достойные есть. И еще какие! Сейчас вот бьюсь над тем, чтобы звание народной
артистки России получила Людмила Федоровна Бынова. Она в нашем театре работает с
1969 года. На образах, ею созданных (Васса в "Железновых", Настена в "Живи и
помни", Сирена в "Сирене и Виктории"), выросло поколение зрителей. Зрители
специально идут "на Бынову". А вот звания для нее выбить не могу. Почему
солистке архиерейского хора из Костромы дали звание народной артистки, а Людмиле
Федоровне оно не положено?
- Кто "тормозит"?
- В нашем комитете по культуре есть такой товарищ по фамилии Зубрий. Правда, сам
он в наш театр не ходит. Но решает за президента России - кто достоин звания,
кто нет. Даже документы в Москву не посылает.
- Чем мотивирует отказ?
- Ее не знают во всей стране.
- А солистку архиерейского хора знают все? Получается, что актер областного
театра вообще никогда не сможет получить звания "народного"? Раз товарищ Зубрий
не хочет об этом хлопотать?
- Про Бынову писали в столичной газете после того, как мы побывали на фестивале
Островского со спектаклем "Поздняя любовь". Там было написано, что ее Фелицата
Антоновна "давала ту яркость и полноту красок Островского, не акварель, а
масляную живопись, тайну которых хранит в своих генах, в исторической памяти
старшее поколение мастеров". Это писала известный московский критик Вера
Максимова. Однако ж эта рецензия на работу Быновой в нашем комитете культуры во
внимание не принимается.
От автора: Уважаемые читатели! Давайте проголосуем, достойна ли Людмила Бынова
звания народной артистки России. Телефон главного специалиста по кадрам
областного комитета по культуре Андрея Александровича Зубрий - 21-52-33.
- Хорошие актеры, качественные спектакли - это прежде всего заслуга главного
режиссера?
- Несомненно. С приходом Петра Суворова театр стал другим. С главным нам
повезло.
- Других постановщиков приглашать будете?
- Вот приглашали недавно Петра Орлова ставить "Божьих одуванчиков". Он, кстати,
уже ставил в нашем театре "Квадратуру круга".
- А таких, как Лев Додин, руководитель питерского театра Европы? Или денег не
хватит?
- Додин, к сожалению, недавно перенес инфаркт. Конечно, в театральном мире Додин
- гений. Но вот в чем проблема: его актеры практически живут в театре и только
театром. У них нет своей жизни, они полностью подчинены профессии. Напряжение
колоссальное. Пригласить Додина можно. И даже не в деньгах дело. Боюсь, он всех
наших актеров просто измучит. Наши работают по-другому, не смешивая реальную
жизнь и игру.
- Бывало ли так, что вы пригласили режиссера, а он по внутреннему ощущению не
совпадает с труппой?
- Бывало. Даже актеры бунтовали, мол, не хотим с ним работать. И спектакль не
выходил, хотя, допустим, уже и костюмы были сшиты, и декорации готовы.
- От каких пьес вы вообще отказываетесь?
- От пошлых и мрачных. А таковые сейчас пишут тоннами.
Марк Анатольевич увлекся...
- Марк Захаров, художественный руководитель московского Ленкома, сказал, что за
не просто большую, а очень большую сумму он бы согласился устроить у себя в
театре массовую эротическую сцену. Мол, существуют суммы, "которые озадачивают".
Для вас есть такие суммы?
- Нет. Надо сказать, у Марка Анатольевича ситуация в театре совсем другая. Его
актеры живут лучше прочих. Мое мнение: он увлекся суммами. Нельзя ТАК продавать
себя.
- Вы объявляли, что в театре драмы набирается курс студентов.
- Да. Курс студентов заочного отделения Ярославского театрального института по
специальности "артист театра и кино". Руководителем курса станет главный
режиссер нашего театра Петр Суворов. Вот отсмотрели несколько претендентов. Надо
сказать, очень интересные ребята приходят.
- Расскажите, как идет ремонт здания.
- Вот когда я уходил сюда на встречу с вами, ремонт шел полным ходом.
- Серьезно, когда откроется большая сцена театра?
- Даст Бог, в сезон 2007 года. На открытие приедут самые высокие театральные
деятели и лучшие коллективы страны.
- Вы как-нибудь намерены поощрять зрителей?
- Вы намекаете на Виктора Панова и его затею с социальными билетами? Ему надо
как-то выходить из положения, поскольку в его театр зрители не ходят. Недавно он
заключил с фирмой "Петровский" договор, мол, наклейки с каких-то товаров вроде
блинчиков соберете - получите билеты. Так нельзя.
- Вы все Панова критикуете, а себя - никогда?
- Нет, почему же. Но только дома, жене. Сам себя ругаю, если в театре не
получилось что-то. В таких случаях виню только себя.
- Что, по-вашему, сейчас самое страшное в нашей жизни?
- То, что все хотят иметь деньги, деньги и только деньги.
- У вас есть увлечения?
- Люблю играть в футбол.
- Напоследок: ваш любимый анекдот или актерская байка.
- Анекдот. Чисто актерский. В гримерке сидят две пожилые актрисы. Одна жалуется:
"Такой плохой сон видела. Будто я померла и на Страшном суде решили отправить
меня в ад. Мол, ты актриса, лицедейка, тебе место только в аду. Иду в ад. Вдруг
вижу - дверь в рай. Приоткрыта. А там ты сидишь. Я к Господу: там же моя
подруга, соседка по гримерке, тоже актриса, значит, можно актрис брать в рай! А
Господь мне в ответ: да ну, какая она актриса!"
|