Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
13 мая 2006 (86)
Елена ИРХА.

Александр Дунаев: Актеров надо беречь!

28 мая - закрытие 73-го сезона Архангельского театра драмы им. Ломоносова

- Я спрашиваю в кассе: сколько билетов продано на спектакль? Виновато отвечают: мало, всего сто... Боже, сто! А ведь было время, когда на один спектакль продавали всего пять-шесть билетов! Понимаете, сто человек в зрительном зале для нас - это уже мало!

Из всех директоров архангельских театров Александр Дунаев - самый заметный. Во-первых, именно при его директорстве здание драматического театра ("наш Сталинград", как говаривали актеры) стало восстанавливаться из руин. Во-вторых, Александр Антонович по своей первой специальности - актер и занят во многих спектаклях театра, а значит, зрители знают его в лицо. В-третьих, не найти в городе человека, которого так же увлеченно ругали бы на всех перекрестках. Основной оппонент Александра - руководитель Молодежного театра Виктор Панов. Главная претензия: у Дунаева нет высшего актерского образования. Вероятно, по мнению оппонентов, на сцену он выходить не должен. Ну тогда и ремонтом руководить Дунаев не обязан, поскольку и строительной специальности у него тоже нет.

Актер - товар штучный

- Ну нет у меня высшего образования. Не-ту. Я окончил Архангельское культпросветучилище. Курс педагога Виктора Сергеевича Терентьева. Актеры этого курса ныне составляют костяк нашей труппы. Это Елена Смородинова, Сергей Чуркин, Татьяна Боченкова, Владимир Кулаков, Яна Бутенко, Наталия Латухина.

- У Станиславского вообще не было актерского образования. Лучше расскажите о нынешнем сезоне Архангельского театра. Чем он знаменателен?

- Знаете, сейчас в нашем театре возникла некая стабильность. Я имею в виду зрительский интерес. Причем есть верное повышение этого интереса. К примеру, за три месяца этого года к нам в театр пришло на три тысячи зрителей больше, чем за эти же три месяца прошлого года. Так почему зрители идут в театр? Вероятно, они уверены, что посмотрят качественный спектакль. То есть та работа, что была заложена главным режиссером театра Петром Суворовым лет пять назад, стала приносить свои плоды.

Если говорить о творчестве, то в нынешнем сезоне мы сделали три премьеры для взрослого зрителя и одну сказку для детей. На мой взгляд, все спектакли получились, а один - "Ричард III" - вызвал ожесточенные споры и многочисленные отклики, что тоже радует.

- А радует ли вас областной комитет по культуре?

- Не очень. Дали нам на год 190 тысяч рублей. А что такое 190 тысяч? Даже один спектакль не сделать. К примеру, самая дорогая постановка нынешнего сезона - "Женитьба Белугина" - стоит около 800 тысяч. Это постановочные затраты, без оплаты труда художников. Так что мы сами крутимся. К слову, Виктору Панову дали 400 тысяч. Вообще, комитет по культуре у меня вызывает странное чувство. Говорю не об отдельных людях, это общее впечатление. Этот комитет нам не союзник и не помощник, для чего он, вероятно, существует. А некий бюрократ, которому нужно постоянно что-то доказывать и убеждать. В основном то, что данный представитель культуры или проситель за культуру - не идиот.

- А спонсоры легко дают вам деньги?

- Нелегко. И главное в таком деле - потратить эти деньги с умом. Я склонен тратить деньги на перспективу, вкладывая их в будущее.

- Какая зарплата у ваших артистов?

- Маленькая. Она во всех театрах маленькая. Актеров у нас в области совсем немного - около 120 человек. Поддержка им нужна обязательно. Ну почему этим людям не сделать какие-нибудь особые зарплаты? Надбавки какие-нибудь. Учителей и врачей поддерживать, конечно, тоже надо. Но ведь их много. Актер театра - это товар штучный! Его беречь надо.

- Хороший врач или учитель - тоже товар штучный.

- Раз хороший, значит, сможет заработать репетиторством или в платной клинике. А где заработает хороший актер? Рекламой товаров? Это разовый гонорар, причем мизерный.

- Известно, сколько получают столичные актеры. Вот, к примеру, расценки на юмористов, недавно опубликованные в "Комсомолке": самый низкооплачиваемый - Николай Лукинский. За свое выступление он берет всего полторы тысячи долларов...

- Я считаю, что столичные просто завязли в этих "зеленых" и теряют себя как актеры. Я немножко знаю Лукинского как человека. Парню улыбнулась судьба, но не думаю, что в будущем он кем-то еще сможет стать, кроме "заслуженного негра России".

И еще: я не считаю, что столичное - значит отличное. У нас очень сильная труппа. Я даже уверен, что одна из лучших в России. Но, повторяю, актеров надо поддерживать. К сожалению, я ни разу не видел губернатора области на наших спектаклях. Так что вряд ли нашим актерам "светит" губернаторская надбавка к окладу, как в других областях.

Народный артист прописан в Москве?

- В труппе театра драмы всегда были интересные актеры со званиями и без них. А вот народный артист СССР был только один - Сергей Плотников. Почему сейчас не слышно ни о каких актерских наградах? Нет достойных?

- Достойные есть. И еще какие! Сейчас вот бьюсь над тем, чтобы звание народной артистки России получила Людмила Федоровна Бынова. Она в нашем театре работает с 1969 года. На образах, ею созданных (Васса в "Железновых", Настена в "Живи и помни", Сирена в "Сирене и Виктории"), выросло поколение зрителей. Зрители специально идут "на Бынову". А вот звания для нее выбить не могу. Почему солистке архиерейского хора из Костромы дали звание народной артистки, а Людмиле Федоровне оно не положено?

- Кто "тормозит"?

- В нашем комитете по культуре есть такой товарищ по фамилии Зубрий. Правда, сам он в наш театр не ходит. Но решает за президента России - кто достоин звания, кто нет. Даже документы в Москву не посылает.

- Чем мотивирует отказ?

- Ее не знают во всей стране.

- А солистку архиерейского хора знают все? Получается, что актер областного театра вообще никогда не сможет получить звания "народного"? Раз товарищ Зубрий не хочет об этом хлопотать?

- Про Бынову писали в столичной газете после того, как мы побывали на фестивале Островского со спектаклем "Поздняя любовь". Там было написано, что ее Фелицата Антоновна "давала ту яркость и полноту красок Островского, не акварель, а масляную живопись, тайну которых хранит в своих генах, в исторической памяти старшее поколение мастеров". Это писала известный московский критик Вера Максимова. Однако ж эта рецензия на работу Быновой в нашем комитете культуры во внимание не принимается.

От автора: Уважаемые читатели! Давайте проголосуем, достойна ли Людмила Бынова звания народной артистки России. Телефон главного специалиста по кадрам областного комитета по культуре Андрея Александровича Зубрий - 21-52-33.

- Хорошие актеры, качественные спектакли - это прежде всего заслуга главного режиссера?

- Несомненно. С приходом Петра Суворова театр стал другим. С главным нам повезло.

- Других постановщиков приглашать будете?

- Вот приглашали недавно Петра Орлова ставить "Божьих одуванчиков". Он, кстати, уже ставил в нашем театре "Квадратуру круга".

- А таких, как Лев Додин, руководитель питерского театра Европы? Или денег не хватит?

- Додин, к сожалению, недавно перенес инфаркт. Конечно, в театральном мире Додин - гений. Но вот в чем проблема: его актеры практически живут в театре и только театром. У них нет своей жизни, они полностью подчинены профессии. Напряжение колоссальное. Пригласить Додина можно. И даже не в деньгах дело. Боюсь, он всех наших актеров просто измучит. Наши работают по-другому, не смешивая реальную жизнь и игру.

- Бывало ли так, что вы пригласили режиссера, а он по внутреннему ощущению не совпадает с труппой?

- Бывало. Даже актеры бунтовали, мол, не хотим с ним работать. И спектакль не выходил, хотя, допустим, уже и костюмы были сшиты, и декорации готовы.

- От каких пьес вы вообще отказываетесь?

- От пошлых и мрачных. А таковые сейчас пишут тоннами.

Марк Анатольевич увлекся...

- Марк Захаров, художественный руководитель московского Ленкома, сказал, что за не просто большую, а очень большую сумму он бы согласился устроить у себя в театре массовую эротическую сцену. Мол, существуют суммы, "которые озадачивают". Для вас есть такие суммы?

- Нет. Надо сказать, у Марка Анатольевича ситуация в театре совсем другая. Его актеры живут лучше прочих. Мое мнение: он увлекся суммами. Нельзя ТАК продавать себя.

- Вы объявляли, что в театре драмы набирается курс студентов.

- Да. Курс студентов заочного отделения Ярославского театрального института по специальности "артист театра и кино". Руководителем курса станет главный режиссер нашего театра Петр Суворов. Вот отсмотрели несколько претендентов. Надо сказать, очень интересные ребята приходят.

- Расскажите, как идет ремонт здания.

- Вот когда я уходил сюда на встречу с вами, ремонт шел полным ходом.

- Серьезно, когда откроется большая сцена театра?

- Даст Бог, в сезон 2007 года. На открытие приедут самые высокие театральные деятели и лучшие коллективы страны.

- Вы как-нибудь намерены поощрять зрителей?

- Вы намекаете на Виктора Панова и его затею с социальными билетами? Ему надо как-то выходить из положения, поскольку в его театр зрители не ходят. Недавно он заключил с фирмой "Петровский" договор, мол, наклейки с каких-то товаров вроде блинчиков соберете - получите билеты. Так нельзя.

- Вы все Панова критикуете, а себя - никогда?

- Нет, почему же. Но только дома, жене. Сам себя ругаю, если в театре не получилось что-то. В таких случаях виню только себя.

- Что, по-вашему, сейчас самое страшное в нашей жизни?

- То, что все хотят иметь деньги, деньги и только деньги.

- У вас есть увлечения?

- Люблю играть в футбол.

- Напоследок: ваш любимый анекдот или актерская байка.

- Анекдот. Чисто актерский. В гримерке сидят две пожилые актрисы. Одна жалуется: "Такой плохой сон видела. Будто я померла и на Страшном суде решили отправить меня в ад. Мол, ты актриса, лицедейка, тебе место только в аду. Иду в ад. Вдруг вижу - дверь в рай. Приоткрыта. А там ты сидишь. Я к Господу: там же моя подруга, соседка по гримерке, тоже актриса, значит, можно актрис брать в рай! А Господь мне в ответ: да ну, какая она актриса!"



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя