Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
18 мая 2006 (89)
Татьяна СУХАНОВСКАЯ.

О "нервном" батюшке и пропитом лесе

У знаменитой сказки Пушкина "О попе и его работнике Балде" появилась новая версия - шалакушская. Правда, священник и его работник поменялись ролями. "Три щелка по лбу" получили от своего настоятеля исполнившие роль Балды шалакушцы. Тем временем клирик благополучно переведен к новому месту службы.

Лес рубили в основном пенсионеры - инсультники, инфарктники. С утра до ночи 60- 70-летние люди пропадали на выделенной лесхозом делянке. Отряд стариков-лесорубов - это надо было видеть! Средства, вырученные от продажи пиловочника, приходской совет Шалакуши планировал пустить на восстановление полуистлевшей от времени церкви. Но, по мнению многих прихожан, именно эти трудовые копейки выдохнул на них винным перегаром направленный Архангельской епархией в Шалакушу отец Олег.

"Духовное пробуждение коснулось и нас, жителей поселка Шалакуша. Начали с нуля, - написал в редакцию "Правды Севера" шалакушский старожил Анатолий Лукин. - Провели организационное собрание. Выбрали старосту, приходской совет. Накопили по нашим понятиям приличную сумму. Деньги думали расходовать на восстановление старого здания церкви. Мы хотели своего настоящего батюшку. Обратились в Архангельскую епархию. И наша просьба была удовлетворена..."

Долгожданного священника принимали всей Шалакушей. Встречали, как положено, - хлебом-солью. К ним прилагалась трехкомнатная квартира, выделенная администрацией поселка. Жилье для отца Олега Еникеева и его семьи приводил в достойный вид приходской совет: староста Татьяна Майко, Анатолий Ильич Лукин, его жена Зоя Ивановна с сестрой Софьей красили, клеили, собирали мебель по всему поселку, заново обили кресла, диван. Шторки, покрывальца, люстры, сервиз, коврики, палас, приобретенный на приходские деньги... Этот же бюджет платил за квартиру. Бытие не должно было отвлекать клирика от жизни духовной! Чтобы в желудке не урчало, прихожане наделяли овощами. Чтобы ноги не мерзли, подарили валенки. Белые...

Помещение для ведения служб неутомимые шалакушцы тоже отремонтировали сами. Здорово помогал местный предприниматель прихожанин Виктор Лебедев. У верующих столько энтузиазма было...

Первое, чем шокировал священник приходской совет: съездив в Питер (по месту прописки), приобрел на средства прихода дорогое одеяние и шикарно оформленную библию. Понятно: должность духовная, солидности просит. Ведь сегодня настоятель прихода - это все равно что секретарь партийной ячейки еще лет двадцать назад. Но почему же отец Сергий из Няндомы, проводивший в Шалакуше службы до появления в поселке собственного батюшки, не требовал особых условий, довольствуясь присланной из Москвы миссионерами б/у "униформой" и церковными книгами? Потому что понимал: люди в маленьком сельском храме на новую церковь каждую мозолистую копеечку откладывают.

Между тем шалакушский приход хоть и не-велик, а все же собственным юридическим лицом в мир смотрит. У него и уставчик имеется, зарегистрированный и заверенный управлением Минюста России, утвержденный епископом Тихоном. В сем документе прописано: "приходской совет распоряжается денежными средствами прихода с ведома и под контролем настоятеля, ведет их учет".

Однако батюшка от устава быстро устал. Как и от приходского совета, пытавшегося вмешаться в неразумные, с точки зрения прихожан, траты священника. "Разве ж можно снимать с кассы всю реализацию, не создавая накопительной части?" - возмущалась ревизор Лилия Карпова, в прошлом бухгалтер со стажем. Видимо, поэтому ревизору достаточно грубо было предложено заниматься собой, домом, а не финансовыми вопросами. Фактически распоряжаться средствами прихода начал отец Олег, с советом вовсе не советуясь.

Если по финансовым документам проследить цепочку трат отца Олега, вырисовывается график: чем больше членов приходского совета отстранялись от ведения дел, тем более объемными становились "заборы" из церковной кассы (от одной тысячи 25 декабря 2005-го до 6.810 в один из февральских дней 2006-го и т.д.). Причем по редким "заимствованиям" я нашла в этих документах отчет. Если верить цифрам, выведенным членами приходского совета, только за первый месяц работы отцу Олегу было выдано 50 тысяч рублей. Сюда входили и 36.480 рублей, вырученных за выписанный приходу лес...

Не совсем понятно, куда направлялись батюшкой и средства из опорожняемых им ящиков для пожертвований, установленных в магазинах (по словам шалакушцев, строители газопровода, работающие сегодня в районе поселка, опускали в эти ящики даже "голубовато-зеленые тысячные бумажки"). Между тем причину необычного поведения отца Олега может прояснить его таинственная болезнь...

Богослужения, по словам всех прихожан, батюшка проводил достойно, по всем правилам и с чувством. Но со временем люди, стоявшие рядом со священником, начали кривиться от запаха перегара, а уже через полтора месяца после назначения в Шалакушу отец Олег и вовсе исчез. Поселковые "следопыты" приметили, как после крещенских праздников он сел в питерский поезд и отправился в Санкт-Петербург. Службы три недели не проводились (отпуск, по нашей информации, батюшка не получал и уехал тайно от епархиального управления).

Лишь 5 февраля он вновь изволил ступить на шалакушскую землю, и в тот же день отбыл на празднование юбилея епархии в Архангельск, вернувшись лишь 8 февраля. После празднования симптомы недуга начали проявляться достаточно четко.

Их знает даже трехлетний ребенок. Если гомо сапиенса не слушаются ноги и качает, когда на улице штиль, значит, данный гомо сапиенс, скорее всего, нетрезв. А что еще могли подумать жители Шалакуши, наблюдавшие шатаемого неведомой силой батюшку в белых валенках с пытавшимся удержать его послушником (неизвестно откуда взявшимся в поселке)? Эту картину живописал мне крановщик лесозавода Владимир Майко, шедший вместе с товарищем домой на обед.

Свидетелями странной передислокации отца Олега по Шалакуше стали и другие люди. Например, поселковый старожил Лидия Ивановна Полякова считает: "Если хочешь служить, так надо себя блюсти. А не с опухшей мордой по поселку бродить. Я в церковь пойду - но если только батюшка в ней будет хороший!"

Шокировало поведение отца Олега и главу муниципального образования "Шалакушское" Наталью Худякову. По ее словам, поселок и так нетрезвый, а "тут еще от батюшки социальная напряженность". А с мнением "все мы люди, все мы грешные" Наталья Федоровна не согласна, считая, что такое поведение для священника непозволительно!

Кстати, усугубилось оно не только вольными тратами приходских средств, но и самозахватом одного из шалакушских домов. Отец Олег с послушником вселились в него лишь на том основании, что прежняя владелица жилья отписала часть дома церкви. Правда, завещание в силу не вступило, и прямые наследники умершей до суда просили в дом никого не пускать. О чем предупредила отца Олега глава администрации Шалакуши, о чем просила староста прихода Татьяна Майко. Опасаясь, что успевшие прославиться в поселке "захватчики" спалят дом до того, как он будет передан на баланс церкви. Тем временем батюшка с послушником покинули его лишь после "привода" в милицию для проверки документов.

- Это бесы борются с церковью через людей! - "выдала" мне прихожанка Татьяна Власова, одна из тех, кто сегодня рьяно защищает батюшку. Она считает, что "отец Олег заболел по нервам" - расстраивался из-за "бесов", а шатало его от голода - есть не мог.

Действительно, ни в одном врачебном документе не сказано, отчего шатало батюшку. Известно только, что после нескольких дней "шатаний" его возили к няндомским врачам. Но из райбольницы (по нашей информации) отец Олег (не имеющий полиса и прописки) быстро ретировался. Говорят, это случилось сразу после того, как туда позвонил представитель епархии, пригласивший больного к телефону. Правда, слухи о странном поведении пациента в рясе мгновенно преодолели расстояние между Няндомой и Шалакушей: как раз в это время в ЦРБ лежали жители поселка.

Как отреагировала Архангельская епархия на всю эту историю? Ведь прихожане завалили ее письмами... По неофициальной информации, епископ Архангельский и Холмогорский Тихон вызывал отца Олега для разговора, во время которого шалакушскому батюшке пришлось несладко. Вернувшись в поселок, отец Олег заявил немногим оставшимся верным ему прихожанам, что получил перевод в Вельск...

Но даже с отбытием отца Олега Шалакуша не успокоилась. Священник разбил мирный поселок на два православных "лагеря". Анатолий и Зоя Лукины, Татьяна Майко, Софья Полякова, Лилия Карпова просят лишь об одном: "Пусть к нам приедут из епархии, проведут приходское собрание, выслушают наш правдивый отчет о расходовании средств, проверят документы, разберутся, куда пропали деньги, вырученные за лес! Ведь шалакушцы их своим потом выстрадали!"

"Адвокаты" батюшки, отчаянно зажмурив глаза на его "пируэты", твердят: "Осуждать священника - грех!" Так, Елену Ткаченко, отвечающую сегодня за ведение финансовых документов прихода, я спросила: "Почему вы предоставили отцу Олегу деньги, вырученные от продажи приходского леса, даже расписки с него не потребовав?" На что Елена Александровна растерянно ответила: "Так ведь он же батюшка!" Еще несколько преданных Еникееву прихожан доверчиво утверждают, что он обещал продать свою квартиру в Питере, чтобы на вырученные деньги отреставрировать церковь в Шалакуше: "Да не успел: бесы его из поселка прогнали!"

Они готовы простить священнику все: для них духовное лицо (пусть даже опухшее от алкоголя) и вся православная церковь - единое целое. Та душевная платформа, без которой глубоко верующему невозможно существовать. Но в сознании людей, трезво оценивающих произошедшее (а таких большинство), священник и церковь - тоже одно целое. Значит, недоверие, обида, отстранение могут коснуться и всей русской православной церкви, и всего православия! Нужно ли это сегодня РПЦ, когда во всем мире христианство переживает не лучшие времена?

Чтобы люди не переносили неприязнь к недобросовестному клирику на Русскую православную церковь и православие в целом, сегодня на многих церковных сайтах "вывешиваются" списки священников, отстраненных от службы за недостойное поведение. (Екатеринбургская, Московская епархии). Открыто говорил об этом явлении (кстати, в светской прессе) архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн: "Каждый год я вынужден трем - четырем священникам запрещать священнослужение до принесения покаяния".

Однако официального ответа от Архангельской епархии по поводу событий в шалакушском приходе его совет так и не получил, а на собрание прихожан поселка не поступило епархиального благословения (без него созывать не полагается). Люди ждали визита своего благочинного (представителя епархии, курирующего няндомские храмы): уж он-то разберется и всех рассудит. Ждут до сих пор.

В пресс-службе Архангельской епархии комментировать шалакушскую историю отказались. "Напомнили", что церковь отделена от государства и светская пресса не должна вмешиваться в ее дела. А прихожане не должны обращаться в газету. Между тем на прошедшем не так давно Всемирном русском народном Соборе "отделенная от государства" РПЦ подготовила декларацию о правах и достоинстве человека. Интересно, это тоже "инструкция для внутреннего пользования"?

...В прошедшее воскресенье первую после отъезда скандального батюшки службу провел в израненном приходе отец Сергий из Няндомы. До того, как по православной Шалакуше прошелся суховеем Олег Еникеев, в маленьком поселковом храме по выходным собиралось до 70 человек. На последнюю службу пришло не больше 20.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя