Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
18 мая 2006 (89)
Василий ДРАННИКОВ.

"Мы - не во-оры!"

В ДАЛЕКОМ прошлом крестьянские семьи, чтобы выжить и вырастить детей, чтобы женить сынов, построить им дома или срядить приданое дочерям, должны были многое уметь. Занятий хлебопашеством да выращиванияскота было мало, особенно в северных уездах, где на поле вырастали только ячмень да овощи. Вот и осваивали мужики разные ремесла - кто-то плотничал, кто-то обувь шил, кто-то валенки валял, кто-то бондарем был - бочки да ушаты мастерил, кто-то... Да разве все перечтешь, чем могли приносить доход в дом крестьянские руки. Но помимо обычных, распространенных промыслов, были и редкие. На Мезени, например, лишь одной семьей в одной деревне Кимжа было освоено медное литье. Об этой семье я и хочу рассказать.

Существование медеплавильного промысла в краю, далеком от центров цветной металлургии, да еще в крестьянской среде, - явление уникальное. Как же этот промысел зародился здесь? По семейной легенде, записанной этнографом Александром Давыдовым, зачинателем медного литья в Кимже был Василий Алексеевич Дерягин. В середине XIX века в голодные годы, гонимый нуждой, ушел он на Урал, в отход. Там на литейных заводах и познал это мастерство. Промысел унаследовал сын Петр. От Петра его восприняли сыновья Федор, Алексей, Артемий, Николай, Сергей, Иван. Последним из семьи литейщиков ушел из жизни сын Артемия Петровича - Петр Артемьевич. Умер он в 1990 году.

Процесс литья был простой. Готовую медь дробили (как вспоминала внучка Федора Петровича - Евстолья Андреевна Поднебесникова, часто разламывали ее простыми кусачками), затем плавили в железном горшке-тигеле в печи и разливали ложкой по формам. Делалось это в специально построенной мастерской. Для отливки колоколов изготовлялись формы из глины по деревянной модели. Глина тщательнейшим образом протиралась и просеивалась. Образцы деревянных моделей полностью или частями хранятся сейчас в музее деревянного зодчества "Малые Корелы" и в одном из музеев Санкт-Петербурга (в каком, выяснить не удалось). Цельная модель имеется в Мезенском историко-краеведческом музее.

Ассортимент изделий кимженских литейщиков был довольно широк. Изготовлялись украшения для оленьей сбруи и пряжки-схваты для ремней по заказам ненцев, коровьи колокольцы-ботала и т. д. Популярны были на Мезени кимженские украшения для конской сбруи и поддужные колокольцы. Два таких колокольца имеются в фондах Мезенского музея. На одном из них по окружности "подола" (нижнего среза) читаем: "Дерягинъ мастер деревни Кимженской". На другом изображены птицы и надпись "селенiе кимжа". В музее хранятся также образцы схватов и ненецких украшений. Мелкие детали на них проработаны зубилом и напильником.

В ФОНДАХ Лешуконского муниципального музея находится коновальская бляха - цеховой символ мезенских коновалов, отлитая в Кимже. На ней изображены лошадь, два человека - спереди и сзади лошади, третий верхом на ней. Бляха крепилась к сумке коновала.

Коновальством занимались в основном жители деревень средней Мезени и Вашки - притока Мезени (нынешний Лешуконский район). Мезенских коновалов знали не только в Архангельской губернии, но и в Олонецкой, Вологодской, Вятской, Тобольской. (Здесь я ссылаюсь на сведения, опубликованные в научных записках к Мезенскому сектору музея "Малые Корелы"). Лично мне довелось слышать о коновалах такую поговорку, бытовавшую на Вологодчине: "Ходит тут вас, как мезенских коновалов". Ходили они обычно артелью, занимались лечением и кастрированием животных. На право заниматься этим делом выдавалось специальное удостоверение после сдачи испытаний в Архангельске. Как правило, коновалы обладали также мастерством по изготовлению валенок - "катанцы катали", что давало им дополнительный заработок. Дерягины изготовляли также нательные крестики, маленькие иконки и иконки-складни, распятия (не более 15 сантиметров по высоте). Одна иконка хранится в семье потомков Андрея Федоровича. Она вложена в деревянную долбленую рамку. На обороте клеймо: "ФПД. 1881 г.".

Отливались и небольшие церковные колокола. Музею деревянного зодчества в Малых Корелах был передан жителями деревни Нижи колокол, отлитый еще Петром Васильевичем. Надпись по "подолу" колокола сообщала: "1884 года + мастеръ + Петр + Васил + Дерягин". Как сообщает А. Давыдов, высота колокола 40 сантиметров, диаметр по нижней части - 39,5. Имел колокол шесть Г- образных проушин, соединенных с центральным ухом.

Ф. П. Дерягиным были отлиты колокола для церкви во имя Рождества Иоанна Предтечи в мезенском селе Дорогорском. Внучка Федора Петровича Евстолья Андреевна (мы ее уже называли) вспоминает, что в детстве видела на колокольне в Дорогорском по крайней мере два колокола с клеймом деда. Тут к месту будет вспомнить мезенскую подейку (байку).

В Кимже на церковной колокольне был большой колокол, а через реку в Дорогорском - небольшие, но несколько. И вот начинает звонить Кимжа, колокол выговаривает тяжело, гулко: "Дорогора во-о-оры! Дорогора во-о-оры!. В ответ с дорогорской стороны слышатся звонкие голоса дерягинских колоколов: "Мы не во-оры! Мы не во-оры! Мы не во-ры!"

По легенде, записанной Д. А. Буториным, Дерягиным при участии Андрея Михайловича Мелехова был отлит колокол для Соянской церкви. Его изготовили по заказу ненца Северка. У него много лет рождались только девочки. И вот Северко дал обет: если родится сын, он пожертвует церкви колокол. И сын родился. Тогда ненец продал оленей и попросил отлить колокол.

Лично мне еще удалось побеседовать с последним из семьи литейщиков - Петром Артемьевичем. Показал он несколько поддужных колокольчиков, деревянные модели для форм церковных колоколов - все это было приготовлено для отправки в Ленинград, в музей. И поведал, что последние отливки делались в годы Великой Отечественной войны - ремонтировали шестерни для конных косилок.

По воспоминаниям сына Петра Артемьевича - Александра Петровича, отец все поделки из меди, имевшиеся в доме, роздал многочисленным экспедициям и туристам бесплатно.

ВТОРОЙ сын зачинателя литейного промысла - Михаил Васильевич по литейной части не пошел, он занялся ювелирным мастерством. Где познал его, нам неизвестно. Скорее всего, и этому делу своего сына научил сам отец - Василий Алексеевич, освоив его, будучи на Урале. По ювелирной части пошли и сыновья Михаила. Они изготовляли украшения из драгоценных металлов, ремонтировали цепочки, серьги.

Знали Дерягины и кузнечное ремесло. Они изготовляли ухваты, мотыги, вилы и многие другие предметы быта. Умели работать по дереву - делали красивые стулья, рамы для портретов и, вероятно, для икон, ушаты и квашни, плели корзины и т. д. Многие кованые сундуки на Мезени (деревянные, обшитые полосками железа) вышли также из-под рук Дерягиных. Причем сделанное этой семьей отличалось всегда аккуратностью и неброской красотой.

Семья Дерягиных была широко известна на Мезени. В Кимже звали ее представителей мастеровыми. Жаль, что лишь малая толика их богатого наследства сохранилась до наших дней в музеях. Увы, очень многое утрачено навсегда. Ушли в переплав церковные колокола. Утеряны или сданы в металлолом поддужные колокольцы. Истлела и выброшена на свалку сбруя, украшенная медными бляшками. Река времени поглотила почти все. Но нет сомнения в том, что кое-что из дерягинских изделий еще хранится в мезенских и лешуконских семьях, не помеченное клеймом мастера. Быть может, предметы эти еще пополнят фонды музеев.

Время безжалостно. Увы, уже в 30-е годы XX века отпала необходимость в литейном и ювелирном мастерстве Дерягиных - промышленность стала обеспечивать крестьянина всем необходимым, что могли предложить кимженские умельцы, а культивировавшийся в стране воинствующий атеизм сделал ненужные отливаемые ими предметы религиозного культа. Но нет сомнения, что о кимженских мастерах Дерягиных долго будут помнить земляки и писать исследователи.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя