Пресса Архангельской области
 


Версия для распечатки  
  

Правда Севера
18 мая 2006 (89)
Инф.

Владимир Голубков: "Банк заинтересован в том,чтобы человек заплатил,а не в том, чтобы утопитьего штрафами и пенями"

Потребительское кредитование в России достигло небывалого размаха и берет одну высоту за другой. Настоящее - за автокредитованием, будущее - за ипотекой. Как при этом обойти конкурентов, рассказывает заместитель председателя правления Росбанка Владимир Голубков.

-Каковы, на ваш взгляд, особенности национального розничного бизнеса?

-На сумасшедшей скорости по разбитой дороге, что в переводе на язык экономистов означает "ускоренное прохождение различных фаз кредитования в условиях недоразвитой инфраструктуры". Российский розничный бизнес находится в самой активной фазе - 100% ежегодный рост! Сейчас российские банки по размаху потребительского кредитования идут вровень со странами Восточной Европы и, я думаю, в недалеком будущем окажутся на равных и с развитыми странами.

Что касается проблем с инфраструктурой (тех самых разбитых дорог, по которым приходится ехать), то речь идет о ее неразвитости на уровне страны: отсутствие нормально функционирующих кредитных бюро, больших коллекторских агентств, адекватной законодательной базы и эффективной судебной системы. Поэтому потенциал нашего розничного бизнеса задействован, конечно, не в полном объеме.

-Сейчас российские банки остро конкурируют в автокредитовании. Как Росбанку удалось обойти соперников?

-Мы точно определили сегмент для работы, сделав ставку на кредитование покупок автомобилей отечественного производства и на недорогие машины зарубежных производителей. Выбранная ниша характеризуется высоким, но не очень платежеспособным спросом со стороны той части населения, которую мы хорошо знали по опыту экспресс-кредитования. Сначала человек покупает телевизор, холодильник, потом задумывается об автокредитовании. При этом конкуренция со стороны иностранных производителей, большинство из которых имеют свои программы финансирования, в этом сегменте не ощущается.

-После автокредитования на подходе ипотека. Вы разделяете мнение вице-премьера Александра Жукова о том, что "для большинства наших сограждан ипотека остается недоступной"?

-Для банка ипотека - надежное, длительное вложение средств, обеспеченное залогом и не требующее высоких затрат после выдачи, для заемщика - замечательный способ решить жилищные проблемы. За ипотекой в нашей стране большое будущее. Нынешняя ситуация, когда 95% жилья покупается за наличные, долго существовать не может.

В широком смысле ипотека, может быть, и недоступна, но по нашему опыту - Росбанк с октября начал целенаправленно заниматься ипотечным кредитованием в 30 регионах - могу сказать, что реальность опережает ожидания. План по ипотеке на сегодняшний день в полтора раза перевыполнен. Возможно, вице-премьер, так же, как и мы, недооценил спрос.

-И как вам удается проскальзывать между Сциллой и Харибдой потребительского кредитования - между ростом объемов и усилением рисков?

-Бизнес - это всегда риск. Если ты правильно оценил соотношение между риском и доходом, ты пройдешь между Сциллой и Харибдой и ты - успешный бизнесмен. Первое, что мы сделали, это перешли к менее рискованному кредитованию, выражаясь жаргонным языком, "переложились в портфель автокредита". Если на начало 2005 года основной объем нашего кредитования составляли экспресс-кредиты, выдаваемые в магазинах, то к концу года половина наших кредитов были автокредиты. За нами около 17% рынка и первое место по России. С одной стороны, нас к такому решению подтолкнула агрессивная политика торговых сетей, а с другой стороны, помог анализ ситуации и тенденций на рынке. Мы можем позволить себе активно развивать менее рискованные направления розничного бизнеса, поскольку у нас есть инфраструктура в виде отделений по всей территории России и наш продукт соответственно продается по всей стране.

-Как вы работаете с проблемными кредитами?

-У нашего банка есть "дочка" - коллекторское агентство, которое занимается взысканием долгов. Агентство эффективно работает с судебной системой. Есть несколько пилотных проектов с внешними агентствами. При этом не надо представлять коллекторские агентства в виде группы ребят с бейсбольными битами, которые ходят по домам, выбивая деньги. Кстати, 40% мошенничеств приходится на Москву, при том что московский портфель не превышает 22% от общего объема кредитования. А самые добросовестные заемщики живут в Поволжье и Центральной России. Там на сегодняшний день самый низкий процент мошенничеств в нашей сети.

Способы работы агентств достаточно стандартны. Большинство должников - люди, не рассчитавшие своих финансовых возможностей или пережившие так называемый социальный дефолт. В отношении их предпринимаются различные меры, например, реструктуризация задолженности, удлинение сроков и т.д. Банк заинтересован в том, чтобы человек заплатил, а не в том, чтобы утопить его штрафами и пенями.

-Какова стратегия Росбанка в сфере розничного бизнеса?

-Назову три постулата нашего бизнеса: активная продажа банковских продуктов, приоритет обеспеченных кредитов и контроль рисков в собственной сети. Розница - локомотив, рабочая лошадка, которая тащит за собой сеть. Используя эту стратегию, в прошлом году мы вышли на третье место в России по объему розничного кредитного портфеля.

Беседовала Ольга Киселева.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя