Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
18 мая 2006 (89)
Олег УГРЮМОВ.

Княжинские ботала, чаепродавцы и другие

О жизни узнаешь по лыжному следу

Официальным языком места эти в Ленском районе именуются одним словом - Суходол. Есть еще одно название - Ошлапье, что в переводе с коми означает "ухо медведя". Насчет уха судить трудно, а то, что тут настоящий медвежий угол, это точно. И не смотрите, что географически расположен Суходол в самом центре Ленского района - ближайший населенный пункт в двадцати с лишним километрах по лесной дороге.

Попадая сюда, начинаешь думать, что вся жизнь здесь только в одном месте и теплится: где почта стоит, магазин, школа да клуб, переоборудованный в очаг культуры из ставшей никому не нужной столовой. Но стоит отойти в сторону, и натыкаешься взглядом на едва заметные тропинки, иногда ныряющие в глубь леса. Словно тонкие нити связывают они многочисленные деревеньки округи. Не нужно быть следопытом, чтобы определить по снежному следу, в какой из таких деревень еще светятся по вечерам окошки громадных изб, а где уже скоро остынут печи домов.

До самых отдаленных от "центра" деревень добраться непросто. Как-то зимой я решил побывать в одной из таких, где всего четыре жителя. По телефону созвонился, договорился о встрече. По пути в сельскую администрацию зашел, дорогу спросил, в какую, мол, сторону мне шагать.

- А у нас в Большой Мыс дороги зимой нет, - отвечают мне. - если уж так надо, мы вам дадим охотничьи лыжи. Вот на них до деревни и дойдете. Во-о-он в ту сторону надо идти. Через поле, а там все лесом.

Не буду описывать дорогу, скажу только, что с непривычки семь потов с себя согнал. А когда наконец в угор кое-как забрался да добрел до нужной избы, где меня уже давно поджидали, первым делом поинтересовался у Елизаветы Федоровны Колесник: как старики-то по дороге такой до магазина выбираются?

- Так и ходим. Рюкзак для продуктов за спину закинешь - и в путь. Когда поменьше снега, санки деревянные впереди себя толкаешь, за них держишься и бредешь. Тропинку заметет, так ногами на ощупь ее отыскиваешь. Но уж после большой пурги санки не помогут. Тогда на охотничьи лыжи встаем. Тяжело, на дорогу до магазина и обратно, считай, день уходит.

Нынче и Большой Мыс опустел совсем, даже лыжный след туда не ведет. Из четырех жителей этой некогда большой деревни кто умер, кто уехал к детям. стариков же из других окрестных деревень с простенькими рюкзаками за спиной можно встретить на крылечке суходольской почты. На расспросы о жизни отвечают они просто: мы привычные...

Есть и школа, и музей

Основное население суходольских деревень - пенсионеры, которые к избам своим приросли накрепко. Жить в этих краях привыкли просторно, даже в пределах одной деревни избы друг от друга стоят чуть не за версту. Одним словом, в гости, да еще по узенькой тропке, не находишься. Благо есть телефон, вот и звонят местные старики друг дружке чуть не каждый день: жив ли, что-то, смотрю, дыма над трубой с утра не видать, не случилось ли чего?..

Те, кто до возраста пенсионного еще не дожил, стремятся из деревень уехать в соседний поселок Урдому или хотя бы устроиться туда работать, где и дорога железная под боком, и жилье благоустроенное. А здесь, кроме как своим хозяйством заниматься, делать больше нечего. Отделение совхоза, пройдя все стадии преобразования, распалось, сделав небогатых сельчан бедными.

Детишек немного, местная школа едва насчитывает три десятка учеников. Однако, несмотря на полупустые классы в школьном здании, суходольских мальчишек и девчонок, непоседливых и любознательных, хорошо знают в районе. Лет десять назад вместе со своим учителем истории Екатериной Александровной Безменовой дети организовали в школе настоящий музей. А до этого они обошли все деревни. Юных исследователей интересовали старинные предметы домашнего обихода.

Деревенские жители к просьбам ребят относились с пониманием. Вытаскивали на свет божий с чердаков чугунные горшки и деревянные кадки, доставали из сундуков домотканые сарафаны.

Первую экскурсию провели ребята для тех своих односельчан, кто помог собирать экспонаты. И это было только начало. В Суходол стали приезжать школьники чуть не со всего района. Удивлялись и музею, в котором северная деревня была представлена во всем своем многообразии, и тому, что в роли экскурсоводов выступали их же сверстники.

Созданием школьного музея работа не завершилась. Уходили из школы учиться дальше одни, на их место приходили другие мальчишки и девчонки. Так же увлеченно ходили в походы, ездили вместе со своим учителем-энтузиастом в Архангельск и Сыктывкар, работали в архивах, собирая сведения по истории края. Часть собранных материалов вошла в брошюру "Слово о родной земле", изданную шесть лет назад.

Назови свою кличку, и я скажу, кто ты

Это ведь только на первый взгляд небольшие вычегодские деревни ничем друг от дружки не отличаются. Одни и те же избы, одна и та же тишина вокруг, кажется, что поснимай с крыш телевизионные антенны - вполне можно запутаться: какой век на дворе стоит. Но одинаковость эта обманчивая. Приглядись повнимательнее, поговори с обитателями этих темных от пережитых годов изб и поймешь: деревни как люди, у каждой свой норов, свой характер.

Доказать это взялся суходольский восьмиклассник Валерий Шалев весьма необычным способом: он решил собрать... деревенские клички. Писцовые и переписные книги начиная с XVI века просмотрел, клировые ведомости в районном краеведческом музее перелистал, старожилов порасспрашивал. А поскольку многие слова произошли из языка коми, пришлось и со словарем поработать.

Работа была представлена на районной школьной научно-исследовательской конференции "Юность Поморья" и была признана лучшей среди работ по краеведению.

Интересного Валерий узнал немало. Например, что клички в прежние времена давались не только отдельным жителям, но и целым деревням. Вот 95-летняя жительница из деревни Загарье Мария Федулова вспоминала, как ее еще мать строжила: не ходи, девка, замуж за загарьинских - в лесу заблудишься, разве не знаешь, что все они там "заблудшие". Отчего прозвали их так? Существует такое предание: когда Стефан Пермский проходил по вычегодским деревням и крестил людей, загарьинские жители встретили крестителя неприветливо: веру христианскую принимать отказались и вообще прогнали его из своей деревни. Рассерчав, проклял их Стефан: заблудшие вы люди и будете всегда плутать.

Стояла когда-то по соседству с Суходолом деревня Княжинье, жители которой отличались высоким ростом и силой необычною. Не случайно и сейчас еще можно услышать в Суходоле рассказы о необыкновенной силе княжинцев, которым по силам было быка рассвирепевшего за рога удержать. Но не все знают, что еще в старину прозвали княжинцев боталами.

Ничего обидного в кличке такой не было, поскольку рыбаками они были хорошими, рыбу на озерах ловили с помощью длинного крепкого шеста - ботала, которым взбалтывали озерную воду, загоняя рыбу со дна в сети. А может быть, рыба тут ни при чем, а прозвали так деревенских жителей как раз за их высокий рост?

Куда обидней другое прозвище - водопродавцы или чаепродавцы, оно пристало к жителям деревни Туглим, которая в прежние времена славилась на всю округу своими ярмарками. Прозвали их так за то, что стали они избы свои на постой торговцам сдавать, кормить люд заезжий за плату, чего прежде в северных деревнях и не знавали.

Еще одно прозвище. Жители деревни Гора были известны как "суховики", поскольку деревня стояла в сухом месте, в бору.

Последняя шутка чуди низовской

Давно уже нет на карте района Туглима, как нет и деревни Низовской, обитатели которой были известны в народе как чудь низовская. Кличку такую заработали они тоже неспроста: уж больно большие были любители шуток да розыгрышей.

- Подурачить народ низовские любили, - рассказывает Екатерина Александровна Безменова. - Кому-нибудь то золу в шубницы незаметно насыплют, чтобы потом человек лицо испачкал, то кирпич в бумаге вместо буханки хлеба подсунут, то бабке старой в сумку пустую бутылку из-под водки подбросят, чтобы старик дома спросил с пристрастием: так где ты, говоришь, старая, была? Люди не обижались, понимали шутки, только про низовских говорили, что "у них немятого хлеба не поешь".

Пожалуй, что последними представителями "низовской чуди" были отец и сын Сурановы, которые переехали в одну из суходольских деревень еще в 50-е годы. Они тоже суходольцев посмешили немало.

- Алексей Федорович был председателем сельсовета, - продолжает свой рассказ Безменова. - Последнюю шутку его до сих пор народ вспоминает. Обустраивали у нас, в Суходоле, новое кладбище, так он принес из клуба и повесил на воротах плакат "Добро пожаловать!"

Посмеялись все тогда. И что вы думаете: через некоторое время сам Алексей Федорович оказался первым "постояльцем" нового кладбища...



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя