Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
25 мая 2006 (94)
Надежда ШИЛОВА.

В нашей области хозяйничает Коми

Уморенный "Белкомур": продолжаем тему

Легко быть шоуменом...

Неделю назад ("ПС" за 18.05.06 г. "Уморенный "Белкомур") мы рассказали об итогах командировки в Пинежский район. Именно там "похоронены" около ста миллионов рублей областного бюджета, направленных в свое время на строительство железной дороги "Белкомур" ("Белое море - Коми - Урал"). Эта "стройка века" должна была связать российские регионы, сократив путь на 400 километров, и дать "свежую кровь" чахлому экономическому развитию нашей области. Кроме того, проект имел просто бесценную для пинежской глубинки социальную направленность: новые рабочие места (привлекли несколько сотен пинежан), развитие местного производства (запустили шпалопропиточный цех), возрождение деревень (предполагалось, что железнодорожные пути пройдут рядом с населенными пунктами, что повлечет за собой развитие соответствующей инфраструктуры).

Первыми финансировать проект прекратили федералы. Вслед за центром интерес к "Белкомуру" потеряли региональные власти. Сейчас остались лишь горькие воспоминания о том, как торжественно в присутствии многочисленной прессы губернатор Анатолий Ефремов забивал серебряный костыль. Это была осень 1998 года. Строительство дороги прекратилось в 2002-м, у власти еще находился Ефремов. "Он ее породил, он ее и убил", - так говорят об экс-губернаторе пинежане. Хотя похоже, что сам Анатолий Антонович никакой вины за собой не чувствует. Вот какие комментарии получила от него "ПС" (публикуется дословно):

- Дорога Архангельской области крайне необходима. Идея строительства принадлежит двум первым секретарям обкомов области и Республики Коми Борису Попову и Ивану Морозову. Потом была перестройка, и уже мы с тогдашним главой республики Юрием Спиридоновым вернулись к проекту. Коми была здорово заинтересована в строительстве. Да и нам выгодно - "плечо" от Сыктывкара до Архангельска сокращалось на 400 км.

Была создана компания "Белкомур". Мы при тогдашнем хроническом недостатке денег в стране сумели-таки найти поддержку в федеральном центре. Были разрешены и отработаны финансовые схемы, в том числе с участием государства. Я докладывал о ходе строительства и президенту, и премьеру. Чуть позже к строительству дороги подключились Пермская область и Коми-Пермяцкий округ.

Все вкладывали деньги, потому что понимали, что железнодорожная магистраль Архангельск - Сыктывкар - Пермь обеспечит кратчайший выход регионов Сибири, Урала, а также азиатских стран на Архангельск и Мурманск. По плану должен был реконструироваться и существующий участок Архангельск - Карпогоры.

Но мы со Спиридоновым ушли - и стройка оказалась никому не нужной. Оговорюсь: не нужной властям. А людям она очень нужна. Ведь мы с Николаем Исаковым (ныне депутат областного Собрания. - Авт.) еще при утверждении плана строительства добились, чтобы железнодорожная ветка проходила через населенные пункты. Чтобы глубинка не погибала, а развивалась. Чтобы лес начали там брать. Именно там строевой лес, а дорог нет. У Коми были планы вывозить бокситы, - заключил Анатолий Ефремов.

Кривит душой экс-губернатор? Вряд ли. Намерения у него, наверное, действительно были благие, но, слишком увлеченный пиар-акциями, он не всегда доводил до конца начатое дело.

Последние из "могикан"

ОАО "МК "Белкомур" было создано в Сыктывкаре около десяти лет назад. Основные учредители: Архангельская область, Республика Коми, Коми-Пермяцкий автономный округ, Пермская область, две межрегиональные ассоциации и 16 различных предприятий и организаций. На местах работали филиалы ОАО "МК "Белкомур". Сегодня архангельский филиал фактически приказал долго жить. А в Республике Коми оказались шустрые ребята! Они как последние из белкомурских "могикан" решили выжать хоть что-то из несостоявшегося проекта.

В итоге участок дороги, который успели построить на Пинежье, сегодня разобран самым варварским способом: разворочена насыпь, с "мясом" вырваны шпалы. И все это ради металлолома, который "могикане" собираются реализовать. Проверку по этому факту на прошлой неделе провел ОБЭП РОВД Пинежского района, но никакого криминала не нашел. Из Республики Коми для дачи объяснений в Карпогоры приехал главный инженер ОАО "Белкомур". После этой встречи оперуполномоченный ОБЭП Николай Чуркин сообщил "ПС" следующее:

- ОАО "МК "Белкомур" - хозяева и сейчас находятся в трудном финансовом положении, так как деньги из регионов к ним давно уже не поступают. Представитель "Белкомура" заявил нам, что им необходимо рассчитаться с "Севтрансстроем", который подал заявление в арбитражный суд. Поэтому они и приняли решение о разборе рельсов. Все материалы проведенной проверки мы отправили в прокуратуру.

Однако генеральный директор "Севтрансстроя" (генподрядчик ОАО "МК "Белкомур") Юрий Шахов заявил корреспонденту "ПС", что перед его предприятием задолженность уже погашена. "Они частично рассчитались с нами деньгами, частично материалами и частично рельсошпальной решеткой, которая так и не была уложена. А к тем деньгам, которые они выручат от разборки рельсов и продажи металлолома, мы никакого отношения не имеем", - отметил Шахов. Иначе говоря, с "Севтрансстроем" рассчитались еще не уложенной рельсошпальной решеткой, а вовсе не той, которую нынче разобрали.

Мы дозвонились в Сыктывкар в ОАО "МК "Белкомур", чтобы получить их комментарии, но там нам ответили, что генерального директора у них нет, исполняющего обязанности - тоже нет, есть только главный инженер, но и тот сейчас на выезде. Мы также попытались найти председателя совета директоров ОАО "МК "Белкомур" Владимира Беляева, но выяснилось, что он в отпуске и в данный момент находится за границей.

Войков поручил разобраться

Свою проверку ОБЭП проводил по заявлению председателя Совета депутатов Пинежского района Елены Сопляковой, которая хотела знать, кто и на каком основании разбирает рельсы. С этим же вопросом она обращалась в департамент строительства администрации области. В ответ ей пришли два документа.

Первый, от 30 ноября 2005 года, - письмо директору департамента строительства и архитектуры от комитета по управлению госимуществом Архангельской области. Из него следует, что областное Собрание депутатов приняло решение о том, что 35222 акции Архангельской области в ОАО "МК "Белкомур" (это 17,53 процента уставного капитала) подлежат приватизации. В качестве способа приватизации комитет по управлению госимуществом предложил аукцион "путем продажи единым лотом с открытой формой подачи предложений о цене".

Второй документ - это ответ департамента строительства о том, что он поддерживает такой способ приватизации акций. Он датирован 7 декабря 2005 года.

Как сообщили "ПС" в областном комитете по управлению госимуществом, все необходимые для продажи акций документы отправлены в архангельское отделение Росимущества, но в связи с тем, что это длительная по времени процедура, акции еще не проданы. То есть наша область на данный момент продолжает оставаться акционером, а это значит, что с ее мнением должны считаться все остальные участники ОАО "МК "Белкомур".

Но последние из белкомурских "могикан" этого не принимают во внимание и хозяйничают на территории нашей области так, как им вздумается. Рельсы разобрали. Наверное, скоро доберутся и до построенного в рамках проекта шпалопропиточного цеха, оснащенного самым современным оборудованием. Цех этот сейчас заморожен. Кому он достанется? Видимо, тому, кто окажется шустрее, кто не перешагивает через готовые деньги. Хотелось бы, чтобы администрация области повнимательнее отнеслась к этому вопросу. Специально для нее: цех расположен в поселке Ясный Пинежского района на противоположном от Карпогор берегу реки Пинеги.

"Стройка века" разваливается, словно карточный домик. При новом губернаторе заходили разговоры о том, что было бы неплохо реанимировать этот проект, но дальше слов дело не пошло - нет денег. "С целью возобновить строительство мы обратились с предложением в ОАО "Российские железные дороги", но получили категорический отказ. Им эта дорога не нужна в связи с тем, что большой объем грузов будет отвлечен от уже имеющейся ветки", - сказал корреспонденту "ПС" исполняющий обязанности директора областного департамента транспорта и связи Владимир Кочуров.

Похоже, что строительство железной дороги "Белкомур" если когда-нибудь и решат возобновить, то будет это еще очень нескоро. Возможно ли хотя бы частично вернуть деньги, вложенные областным бюджетом? Чего стоят наши акции? Возможно ли сохранить то, что было построено и пока еще не разрушено (хотя бы для будущих поколений)? После обращения "ПС" первый заместитель губернатора по вопросам инфраструктурного развития Владимир Войков дал поручение департаменту строительства и архитектуры и департаменту транспорта и связи разобраться в этом вопросе.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя