Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
3 мая 2006 (79)
Владимир СОКОЛОВ.

Красавица яхта задержалась с выходом из Архангельска

в связи с непредвиденными обстоятельствами

Соломбальская судостроительная верфь - корабельная сторона моего детства. В поселке судоверфи я родился и вырос. В шлюпочном цехе, где шили большие и малые деревянные лодки, махала топором мать. В душной и темной кровельной мастерской, что стояла у самой реки, работал отец. На построенном здесь вельботе от ее причала еще школьником я отправился в первое плавание. Затем через много лет уже на океанских теплоходах всякий раз, проходя по Соломбальскому рейду, брал бинокль и всматривался в родной берег. Искал и, конечно, замечал то, что изменилось на территории судоверфи с моего предыдущего прихода в Архангельск.

Со временем на Соломбальской верфи становилось все тише, все безлюднее. Опустел и покосился шлюпочный цех. Разобрали по бревнышку отцовскую мастерскую. Мой первый причал сгнил, развалился. Гавань, где раньше десятками стояли готовые к плаванию карбасы, лодки-дори, спасательные шлюпки, обмелела, заросла топляками. Перестали дружным строем три сотни человек ходить по главной улице поселка - утром на работу, вечером - с работы. Зато выросло на территории верфи внушительных размеров здание - здесь расположено практически все производство, сюда переехало и управление.

Давно прекращено массовое изготовление малых плавсредств: нет в них необходимости. Судоверфь стала акционерным обществом, и часть ее акций приобрела какая-то иностранная фирма. Работников стало гораздо меньше - около полусотни. Сейчас здесь работают по индивидуальным заказам: весельные лодочки, прогулочные катера и яхты. От прежнего производства осталось только одно - изделия выполнены из дерева.

Дерево - живой материал, от него веет теплом и уютом, оно радует глаз. Заказчики, естественно, люди не бедные, за свои деньги требуют точности и качества исполнения.

В апреле 1996 года на Соломбальской судоверфи был заложен киль (есть такой термин в судостроении) яхты "Британия". Началось строительство точной копии парусника, который когда-то принадлежал английской королевской семье.

От знатоков яхтенного спорта тогда слышал такой рассказ.

"Британия" (длина 38 метров, высота мачты 53 метра, площадь парусности 800 квадратных метров, водоизмещение 150 тонн, экипаж 20 человек) была построена в 1893 году. Королева Виктория подарила ее сыну Эдварду, принцу Уэльсскому. Нельзя сказать, что наследник престола был страстным яхтсменом, но "Британия", оставляя хозяина на берегу, принимала участие в парусных гонках постоянно. За первые два сезона яхта одержала победу в 60 из 90 видов соревнований на Кубок Америки.

Через много лет Эдвард Седьмой, став королем, вдруг обнаружил, что его парусник - надежное убежище от государственных забот. "Британия" надолго перешла в разряд королевской круизной яхты.

В 1910 году Эдвард умер, корону (а вместе с ней и яхту) принял новый король Георг Пятый. Он вернул яхту на международные гонки.

Модернизированная "Британия" впоследствии сыграла важную роль в возрождении английского яхтинга. Так, в регате 1923 года она одержала 23 победы в 26 состязаниях. В начале тридцатых яхта входила в десятку самых больших и самых быстроходных одномачтовых парусных судов мира.

Но в 1936 году умер король Георг. Англичанам была объявлена его последняя воля - яхта "Британия" должна быть уничтожена. Июльской ночью эсминцы "Амазон" и "Винчестер" отбуксировали ее к острову Уайт. Команда яхты, открыв кингстоны, перешла на один из кораблей. Согласно вахтенному журналу "Британия" затонула в координатах 50 градусов 34 минуты северной широты, 1 градус 11 минут западной долготы. Однако неоднократные поиски яхты в этой точке результатов не дали: фактическое место последнего пристанища королевского парусника остается тайной.

Вот на такую реликвию Объединенного Королевства, гордость Англии замахнулись соломбальские корабелы. Ради справедливости надо признать, что идея построить новую "Британию" принадлежит норвежскому бизнесмену Сигурду Коатесу. Об этой мечте он объявил на всю Норвегию, на весь яхтенный мир. Несколько лет назад он был одним из акционеров предприятия. Вероятно, поэтому престижный заказ был размещен у нас. Но, думаю, что нигде, кроме Соломбальской судоверфи, "Британию" делать не взялись: современные судостроители работают с металлом, с пластиком. Как строить деревянные корабли, помнят только на Русском Севере.

Когда об этой затее узнали в Англии, ахнули. В Соломбалу нагрянули журналисты из CNN, ВВС, "Таймс", "Гардиан". Они мучались проблемой: "Кризис в России. Рабочие месяцами не получают зарплату. Кто устроил эту авантюру в Архангельске?".

Даже сегодня, когда "Британию" можно потрогать руками, в ее существование они верят с трудом. В день десятилетия закладки яхты встретился с одним из тех, кто с первого дня участвовал в создании яхты.

О мастере стапельного участка Владимире Кононове приходилось слышать и раньше. И, признаюсь, познакомиться с ним очень желал. Хотелось услышать ответ на вопрос: "Как пятидесятилетний механик Северного морского пароходства стал главным корабелом верфи? Ведь по-сути он и еще пять - шесть таких же энтузиастов сделали то, что не смогли англичане, корабелы "владычицы морей". Не подтверждение ли это того, что русский моряк может все.

...Мы ходим по палубе "Британии", и Владимир Ефимович рассказывает:

- Парус я люблю с детства. В юности в яхт-клубе "Водник" проводил все свободное время, ходил на яхтах по Северной Двине, по морю. После окончания мореходного училища стал механиком на грузовых теплоходах. Но при любой возможности возвращался в яхт-клуб снова. Тот, кто хотя бы раз побывал в море на парусном судне, болеет романтикой всю жизнь.

Объявление о том, что Соломбальской судоверфи требуется специалист по строительству крупнотоннажных деревянных судов, увидел случайно. Конечно, крупным специалистом я себя не считал, но из любопытства пришел, расспросил.

Когда узнал о планах, увидел чертежи, старые фотографии - потерял покой. Расстался с пароходством, принес сюда заявление о приеме на работу. Надо сказать, желающих занять нынешнюю мою должность при той нагрузке и при той зарплате было немного. Но я знаю: в выборе не ошибся.

Работа выполнена уникальная. Было трудно, но интересно. Поначалу пришлось перечитать всю литературу по деревянному судостроению, которую только мог отыскать в Архангельске. На многие вопросы ответа в книжках так и не нашел. Верному решению помогали ветераны судоверфи, такие, к примеру, как такелажник Леонид Хромцов.

Сегодня "Британия" практически готова к плаванию, хотя и находится на стапельпалубе цеха. Мы довольно часто показываем ее гостям. Чаще всего спрашивают о том, почему строительство так затянулось? Ответ простой: работа в основном ручная, никакими нормами по времени не предусмотренная. И, конечно, надо помнить, что занимаемся мы этим впервые. А кроме того, будущий хозяин яхты в каждое свое посещение вносил какие-то изменения во внутренней отделке.

Владимир Ефимович не стал говорить о других трудностях. Скажем, ценные бумаги акционерного общества "Соломбальская судоверфь" несколько раз переходили из рук в руки. Стабильности, уверенности коллективу такие изменения не добавляли.

"Британию" можно было спустить на воду еще прошлым летом. Более того, на 20 августа 2005 года были назначены торжества по случаю ее прихода в родной порт. Приглашение было выслано самой королеве Англии. Причина, почему этого не случилось, смешная: оказывается, в Архангельске не нашлось нужной грузоподъемности плав-крана. Как мы, русские, выглядели глупо с таким объяснением, можно только догадываться. В том, что упал престиж судоверфи, Архангельской области, нашей морской державы, можно не сомневаться.

Так уж совпало, что пока мастер цеха Кононов знакомил меня с парусником, директор верфи Михаил Лебедев решал вопрос предоставления подъемного крана. Он, разумеется, есть в нашем порту, его владелец дал на предложение судоверфи положительный ответ.

- Спуск "Британии" мы намечаем на июнь. За оставшееся время завершим подготовительные работы. А там - отправим яхту за моря, за океаны. Пусть несет по волнам добрую славу о городе Архангельске, о его деревянных дел мастерах- умельцах. Опыт у нас уже есть, качество исполнения мы гарантируем. Неспроста же к нам обратились с предложением - сделать копию российской императорской яхты "Славянка". И хотя о начале постройки говорить пока рано, но договор о намерениях уже составлен.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя