Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
30 мая 2006 (97)
Алексей НОВИКОВ

Анатолий КОЖИН: мы все в одной лодке, дырявой и запущенной...

Совершенно очевидно, что одним из самых острых вопросов на ближайшей сессии городского Совета депутатов станет отчет его председателя Дмитрия Юркова. Учитывая общий интерес горожан, мы решили опередить события и задать несколько прямых вопросов главному депутату - "единороссу", руководителю депутатского объединения "Единая Россия" в архангельском городском Совете Анатолию Кожину.

- Анатолий Евгеньевич, для того, чтобы было понятнее, наверное, стоит начать издалека - почему, собственно, возникли проблемы во взаимоотношениях городской исполнительной и представительной власти?

- За последний год городской Совет сделал довольно много, но мог бы сделать гораздо больше, если бы не вступил в полосу конфронтации с мэрией Архангельска. Как результат - мы получаем постоянные протесты прокуратуры по решениям горсовета, часть из них отменяется уже и в судебном порядке. Апогеем стал отказ мэрии принимать участие в последней, апрельской, сессии городского Совета. Депутатская группа "Единая Россия" неоднократно пыталась решить конфликт при помощи переговоров со всеми заинтересованными сторонами. В результате мы вынуждены были на последней сессии встать и уйти, так как подготовлена она была чрезвычайно плохо и работать в таком режиме было бы просто бессмысленно. Эта своеобразная "шоковая терапия", очевидно, возымела действие - наконец-то начался переговорный процесс с мэром, подготовку к майской сессии ведут совместно руководство горсовета и аппарат мэрии.

- У части наблюдателей сложилось впечатление, что Юркова делают "крайним", чтобы освободить место представителю партии власти Кожину?

- И у наблюдателей бывают иногда неверные представления. Насчет "крайнего" председателя... Большинство депутатов работают не на постоянной основе, поэтому целый день заниматься политикой, управленческой или общественной работой, как, например, чиновники мэрии, мы не можем. Поэтому депутаты делегировали свое доверие и полномочия нашим коллегам, которые заняли должности председателя совета и его заместителей. Именно на руководстве городского Совета лежит ответственность за организацию работы Совета и координацию его деятельности с исполнительной властью. В работе руководства Совета есть немало недостатков. Во-первых, это конфликт с мэрией, о котором я уже упоминал. Во-вторых, это неглубокая, юридически небезукоризненная подготовка части документов, которые после принятия на сессии отменяются в судах. На ближайшую сессию выносится несколько вопросов об отмене решений горсовета по этим основаниям, еще ряд вопросов ждут своей очереди в судах. Причем, что обидно, - большинство этих решений отменяются по чисто формальным признакам. Например, они подписываются людьми, которые не имеют на это полномочий.

Слабо и неубедительно отреагировал председатель горсовета на коррупционный скандал. Конечно, растерялись все, и было видно, что ни мэр, ни председатель городского Совета не смогли оперативно и адекватно дать оценку ситуации. Единственное, чего депутаты добились от председателя Совета - это заявления, что "все решит суд". Нам кажется, что такого заявления было недостаточно.

Общественное мнение хотело получить ответ на вопрос "что нужно делать для того, чтобы подобных инцидентов больше не случалось?". Причем не только в отношении конкретных персон, но, самое главное, какие нужно создать условия, чтобы взятку в принципе невозможно было дать.

По мнению членов депутатской группы "Единая Россия", эти вопросы очень глубокие и объемные, и, к нашему огромному сожалению, руководство городского Совета не смогло найти на них правильные ответы.

- На ваш взгляд, кому принадлежит авторство конфликта мэрия-горсовет?

- Не могу сказать, что конфликт с мэрией полностью лежит на совести городского Совета. Есть традиция прошлых лет управления городом, когда один человек объединял в своем лице должности мэра и председателя Совета депутатов. К сожалению, многие муниципальные чиновники не могут забыть этот период и до сих пор продолжают считать, что мэр - главный человек в муниципальной власти. На самом деле и мэр, и горсовет избраны горожанами, и в соответствии с действующим законодательством эти две ветви власти равнозначны. Каждая из них имеет определенные полномочия, в том числе и по контролю за другой ветвью власти, следовательно, они должны искать и находить компромиссы.

В отдельных головах, по российской традиции, часто возникает "единый источник властных полномочий" на территории города, некий "образ царя", но это неправильно. Это - прошлый день. Мэру нужно в некоторых своих представлениях изменить оценку роли и места городского Совета в жизни города, для того чтобы идти с ним рука об руку, а не выяснять, кто главный в том или ином вопросе.

К сожалению, в самом начале деятельности городского Совета и мэрии большое количество "бесплатных" газет было растиражировано с обидными, несправедливыми и оскорбительными оценками деятельности депутатов архангельского городского Совета. Во многом именно в то время стала накапливаться негативная эмоциональная составляющая, преодолеть которую людям, как вы сами понимаете, очень сложно. Эти эмоции до сих пор мешают смотреть друг другу в глаза и откровенно разговаривать.

Тем не менее нужно отдать должное Александру Викторовичу: что он пытается выслушивать мнения самых разных людей о ситуации в городе, проводит большое количество встреч и "круглых столов" по городским проблемам.

- Анализ событий показывает, что кризис в горсовете начался с коррупционного скандала... Можно ли, на ваш взгляд, уменьшить "коррупционную составляющую" в работе муниципальной власти?

- Точно так же, как про армию с ее проблемами иногда говорят, что она "слепок общества", можно сказать и про органы власти и управления - они болеют теми же болезнями.

Нужно изменить условия и правила игры в отношении наиболее коррупционно опасных сфер общественной жизни. Для Архангельска, например, это вопросы распределения земли, крупных муниципальных заказов, назначения чиновников - как руководителей МУПов, так и структурных подразделений мэрии.

Мировая практика, которая имеет многовековые традиции борьбы с этим общечеловеческим пороком, говорит о том, что основной источник коррупционной опасности находится как раз в структурах исполнительной власти, в которой работает в сотни раз больше чиновников.

Рецептов борьбы с этим злом очень немного, и они крайне просты. Нельзя складывать яйца в одну корзину, то есть нельзя отдавать в одни руки решение всех вопросов. Необходимо разделять властные полномочия. Все тендеры и конкурсы необходимо проводить исключительно публично и открыто, начиная с публикации положений и заканчивая публикацией итогов.

К сожалению, эти рекомендации не воспринимаются конструктивно рядом городских управленцев. Например, ситуация по земле до последнего момента нагнеталась управлением архитектуры и градостроительства, и когда от него требовался нормативный акт в развитие решений городского Совета о земле, этот акт не готовился многие месяцы, при этом открытого конкурсного распределения земли просто не было.

- Чем занимается и чем планирует заниматься фракция "Единая Россия" в ближайшее время?

- Из тридцати депутатов городского Совета двенадцать входят в нашу фракцию. Они возглавляют четыре из девяти постоянных комиссий, которые во многом определяют жизнь города, - это комиссии по финансам и бюджету, по образованию, делам молодежи и спорта, по социальной политике и здравоохранению. Кроме того, депутаты-"единороссы" входят и в другие комиссии, комитеты и рабочие группы. Мы принимаем участие в обсуждении и подготовке всех решений, которые затем выносятся на сессии, причем делаем это с участием и других депутатов, которые не являются членами "Единой России".

Конечно, хотелось бы делать значительно больше, поэтому сейчас членами нашего депутатского объединения предприняты шаги, которые существенно повысят эффективность нашей работы, и вы сможете это увидеть в ближайшее время. Основная задача городских депутатов - не оперативное управление, а подготовка нормативных документов, которые помогут "разруливать" все самые сложные ситуации - этим и займутся депутаты - члены партии "Единая Россия".

Ситуацию, в которой мы сейчас находимся, можно сравнить с лодкой, в которой все вместе плывем. Эту лодку мы не выбирали - нам она досталась исключительно дырявая и запущенная. В ней чаще пели песни, чем занимались ремонтными работами.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя