Правда Севера
31 мая 2006 (98)
Альберт СМЕТАНИН, Дмитрий НИКИФОРОВ.
Вас пугает дополнительная эмиссия?
Тогда попробуйте другие варианты привлечения финансовых средств
Многие акционерные общества Архангельской области нуждаются сегодня в
привлечении финансовых средств, но почему-то от них, потенциально доступных,
воротят нос. Собственники и менеджмент предприятий считают "работу" на рынке
ценных бумаг хлопотной, докучливой, хотя рецепт привлечения инвестиционных
средств давно известен: выпускаешь новую эмиссию - получаешь деньги. Однако сам
термин "дополнительная эмиссия" пугает хозяев предприятий, хотя речь не
обязательно должна идти о выпуске и размещении акций, при которых действительно
размываются с таким трудом собранные доли в уставном капитале. Можно ли пойти
другим путем?
Конечно, можно. Ведь есть еще и долговые ценные бумаги - облигации. Выпуск их во
всем мире является основным средством для кратко-срочного и среднесрочного
привлечения средств. В России эти возможности используют пока только крупные
предприятия общенационального значения - "Газпром", РАО "ЕЭС России", ЛУКОйл...
Их ценные бумаги имеют высокую ликвидность, что позволяет привлекать достаточно
большие объемы заимствований, стоимость которых на фондовом рынке существенно
ниже, чем на кредитном, - от 20 до 30 процентов. Однако и эти цифры могут быть
снижены при активной работе на фондовом рынке.
Возможностей у предприятия-эмитента по снижению издержек по обслуживанию долга
множество. Одна из них - досрочное погашение своих облигаций путем простой
покупки на рынке (что часто можно сделать по ценам ниже номинала) или та же
покупка облигаций до момента выплаты купонов и процентов, которая освобождает
предприятия от процентной нагрузки.
Есть и другие варианты. При активной и грамотной работе на рынке предприятие
может снизить стоимость заимствований до нуля и даже самим заработать на этом.
Но региональные предприятия практически не используют возможностей выпуска
облигаций для привлечения средств. Почему это происходит? Не только из-за
нежелания руководства предприятия этим заниматься.
Проблем здесь несколько. Одна из них заключается в низкой ликвидности ценных
бумаг предприятий, то есть в отсутствии их постоянных котировок на
организованных рынках. А нет постоянных котировок - не удастся и разместить
выпуск ценных бумаг, не привлечешь необходимого объема средств. Инвесторы сейчас
очень сильно опасаются вкладывать средства в ценные бумаги, не имеющие
постоянного спроса.
Решением этой проблемы может служить только одно - предприятие должно само
участвовать в формировании цены на свои ценные бумаги, то есть быть активным
участником фондового рынка. Путей здесь несколько.
Первый: вывод своих акций на биржу. Реально речь может идти только о трех
торговых площадках - Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), Московская
фондовая биржа (МФБ) и Российская торговая система (РТС). Процедура листинга
везде примерно одинакова и подразумевает большие расходы и обязательства по
полному раскрытию информации о деятельности предприятия.
Но этот путь - для крупных предприятий (на ММВБ, например, выведены акции ОАО
"Арх-энерго"). Но возможно обойтись и без листинга - попасть во внесписочные
ценные бумаги (которые допущены к торгам, но не прошли листинг). Фактически
сейчас листинговые ценные бумаги и внесписочные торгуются одинаково, просто это
разные уровни доверия инвесторов.
Внести акции предприятия во внесписочные может любой акционер, достаточно
обратиться к уполномоченному дилеру, осуществляющему операции на соответствующей
торговой площадке (сегодня в Российской торговой системе размещены акции таких
предприятий, как ОАО Архангельский и Соломбальский ЦБК, Лесозавод N 3).
Предприятия сами должны быть инициаторами вывода своих ценных бумаг на рынок.
Другим фактором, сдерживающим выпуск новых эмиссий, является отсутствие в штате
многих предприятий специалистов, владеющих в полной мере спецификой фондового
рынка. Здесь путей для предприятия тоже несколько - или воспитание своих
специалистов, или обращение к профессиональным участникам рынка за
квалифицированной помощью. Что выбирать - решать руководству компаний.
Еще одним камнем преткновения является отсутствие в нашей области положительных
примеров проведения предприятиями облигационных займов. Кто первый начнет, тот и
получит дивиденды, которые окупят все "синяки да шишки".
Также выпуск облигаций может быть интересен для нашей области как субъекта
Российской Федерации для привлечения средств для развития нашего региона.
Например, облигации Москвы сейчас пользуются большой популярностью среди
инвесторов. Они более ликвидны, чем облигации Российской Федерации.
Кроме того, предприятиям, занимающимся экспортом и импортом, предоставляется
возможность применить стратегии хеджирования своих рисков при неблагоприятных
изменениях котировок на валюту при расчетах с производителями и поставщиками.
Банки хеджируют доходность государственных долговых обязательств (которые
составляют большую часть активов банков), а также фиксируют плавающие ставки по
выдаваемым ссудам, а предприятия - ставки по привлекаемым займам.
Обезопасить свою деятельность можно и с помощью заключения фьючерсных
контрактов. Фьючерс представляет собой двусторонний договор, по которому одна из
сторон (продавец фьючерса) обязуется поставить определенное количество базисного
актива (или спот), а другая сторона (покупатель фьючерса) - купить это
количество активов по фиксированной в договоре цене в фиксированный момент в
будущем. Фьючерсный договор может заключаться на самые различные виды базисных
инструментов: начиная от валюты и отдельных видов корпоративных акций (первый
вариант в России существует довольно давно, а второй сравнительно нов) и
заканчивая процентными ставками.
Итак, фондовый рынок, на наш взгляд, обладает огромным, но пока мало
востребованным потенциалом для экономического развития Архангельской области. Но
для того, чтобы он энергично заработал, требуются объединенные усилия власти и
бизнеса. Может быть, следует задуматься над вопросом возрождения в Архангельске
фондовой биржи, которая достаточно активно работала в начале 90-х годов.
Альберт СМЕТАНИН.
Директор Архангельского филиала ВЗФЭИ, профессор, доктор экономических наук.
Дмитрий НИКИФОРОВ.
Директор ООО
"Архангельский фондовый интернет-центр".
|