Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
1 июня 2006 (99)
Надежда ШИЛОВА.

"Белкомур" оживет, если "задохнется" железная дорога

Сегодня минуло ровно четыре года, как был заброшен один из самых громких проектов времен правления Анатолия Ефремова - строительство железной дороги "Белкомур", которая должна была напрямую связать нашу область с Республикой Коми, Свердловской областью и Коми-Пермяцким автономным округом. По сути, впустую потрачены более 254 миллионов рублей, в том числе 45 миллионов 644 тысячи рублей, взятых из областного бюджета, и 32 миллиона 656 тысяч из территориального дорожного фонда Архангельской области.

Кому невыгоден новый путь

Как следует из справки, представленной "ПС" специалистами администрации области, все виды работ на строительстве железнодорожной магистрали были прекращены 1 июня 2002 года. Заброшенный проект называли "европейским БАМом". Его общая длина должна была составить 1250 километров, а в качестве первоочередного звена планировали построить дорогу от Архангельска до Сыктывкара, которая сократила бы имеющийся путь между двумя городами на 400 километров. Это железнодорожное "плечо" соединило бы две тупиковые линии Архангельск - Карпогоры и Микунь - Вендинга.

По задумке инициаторов проекта, новая дорога позволила бы "при относительно небольших затратах и в короткие сроки сразу включить в оборот большие природные и минерально-сырьевые ресурсы Республики Коми и Архангельской области", а также создать "новый спрямляющий выход в Архангельский морской торговый порт". Но проект "похоронили", когда область потеряла поддержку федерального центра. Построенный участок в Пинежском районе представители ОАО "МК "Белкомур" из Республики Коми нынче разобрали на металлолом - об этом "ПС" подробно рассказывала в материалах "Уморенный "Белкомур" и "В нашей области хозяйничает Коми" (18 и 25 мая с.г.).

После наших публикаций первый зам. губернатора по вопросам инфраструктурного развития Владимир Войков дал поручение департаменту строительства и архитектуры, а также департаменту транспорта и связи разобраться в этом вопросе. Разобраться - разобрались, однако ничего обнадеживающего впереди не видно.

- Еще при Анатолии Ефремове мы неоднократно обращались в различные федеральные структуры, чтобы они рассмотрели вопрос о продолжении финансирования строительства, но безрезультатно, - сообщил "ПС" зам. начальника управления наземного и воздушного транспорта областного департамента транспорта и связи Константин Барехов. - Когда губернатором стал Николай Киселев, мы предприняли новые попытки возродить проект. Обратились в ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), но получили отказ.

По мнению ОАО "РЖД", сооружение магистрали "экономически нецелесообразно", так как "существующая транспортная сеть в Северо-Западном регионе полностью обеспечивает потребные объемы перевозок". По расчетам железнодорожников, себестоимость перевозок вырастет в 4-5 раз, однако при этом РЖД констатирует, что "за счет переключения грузопотоков снизятся объемы перевозок по действующим железнодорожным линиям". Одним словом, "Белкомур" невыгоден ОАО "РЖД" и деньги оно вкладывать не собирается.

- К проекту "Белкомур" можно будет вернуться только тогда, когда железная дорога "задохнется" от грузопотока, когда ей понадобятся новые линии. А это зависит от развития экономики в целом, - считает начальник отдела инженерной инфраструктуры и стройиндустрии департамента строительства и архитектуры администрации области Владимир Гудухин.

РФФИ "пробивает" компанию

Вице-президент ОАО "РЖД" господин Лапидус уверен, что строительство "Белкомура" может идти только за счет средств "заинтересованных инвесторов и региональных бюджетов". Кстати, именно для того, чтобы найти заинтересованного инвестора, и было создано в Сыктывкаре ОАО "МК "Белкомур" (Архангельской области принадлежит 17,53 процента уставного капитала этого акционерного общества).

Между прочим, заинтересованность в реализации этого проекта не раз высказывали представители деловых кругов Швеции и Финляндии: дорога бы им дала прямой выход на Дальний Восток и страны Азии.

Но компания не только не нашла инвестора, но и сама фактически на грани краха. Генерального директора у нее нет уже несколько месяцев, и все попытки "ПС" связаться с кем-либо из компетентных лиц ОАО "МК "Белкомур" были безуспешны.

Не только наша газета, но и областное отделение Российского фонда федерального имущества (РФФИ) не может получить необходимую информацию. Дело в том, что принято решение о продаже акций нашей области с тем, чтобы хотя бы частично вернуть вложенные миллионы. А для этого нужны конкретные данные о финансовом положении ОАО "МК "Белкомур", на основе которых независимый аудитор провел бы оценку стоимости пакета наших акций. Этих самых данных областное отделение РФФИ добивается с конца марта, а с кого их спросить, если у ОАО нет руководства?

Но РФФИ сдаваться не собирается. Мол, еще и не такое "пробивали"! Как заявил "ПС" руководитель отделения Юрий Васильев, работа в этом направлении активно продолжается. Тем более что, по неофициальным данным, бухгалтер в ОАО "МК "Белкомур" пока еще имеется.

Прокуратура проверяет ОБЭП

Запрос в ОАО "МК "Белкомур" готовит и областной департамент строительства и архитектуры. Наша область пока еще является акционером, а значит, имеет право получить объяснения по поводу варварского разбора рельсов в Пинежском районе представителями ОАО "МК "Белкомур". По этом факту местный ОБЭП провел проверку, но состава преступления не нашел и отказал в возбуждении уголовного дела.

Вместе с тем после наших публикаций ситуацию по "Белкомуру" под личный контроль взял прокурор области Владимир Бакун. Непосредственно этим вопросом занимается начальник управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры области Владимир Ананьев.

- Прокуратуре Пинежского района дано поручение в полном объеме провести проверку заключения, сделанного ОБЭП. Ход этой проверки находится под постоянным контролем прокуратуры области, - сообщил "ПС" Владимир Ананьев.

По заверению областной прокуратуры, результаты проверки будут получены и оценены "в пределах месяца".



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя