Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
17 июня 2006 (110)
Сергей ГРИГОРЬЕВ.

Миллиард сверх плана

Доходы областного бюджета в 2005 году превысили прошлогодний уровень на треть

Директор департамента финансов администрации области Елена Усачева считает результаты исполнения областного бюджета в 2005 году весьма позитивными.

Так, в доходы областного бюджета поступило 15 млрд 916 млн рублей. Это более чем на миллиард рублей выше утвержденного плана. По сравнению с предыдущим годом доходная часть увеличилась на треть.

Почти 60 процентов бюджета формируется за счет собственных налоговых и неналоговых доходов - это 9,3 млрд рублей. План по собственным доходам выполнен на 112 процентов.

Полученные дополнительные доходы позволили полностью профинансировать дефицит областного бюджета без привлечения заемных средств.

За 2005 год налоговые и неналоговые поступления сложились в сумме 14,9 млрд рублей и превысили уровень 2004-го на 19 процентов. Абсолютный прирост собственных доходов бюджета области составил 2,3 млрд рублей.

Прирост мог бы быть на 620 млн рублей больше. Однако в результате изменений федерального налогового и бюджетного законодательства бюджет региона лишился целого ряда крупных финансовых источников.

Среди них - уменьшение ставки налога на прибыль на полтора пункта, изъятие в федеральный бюджет водного налога, отмена особого порядка распределения сборов за пользование объектами водных биоресурсов...

85 процентов доходов областного бюджета обеспечено за счет четырех налоговых источников: налога на доходы физических лиц, налога на прибыль, налога на имущество организаций и акцизов.

В частности, налог на прибыль за отчетный год исполнен по областному бюджету в общей сумме 3 млрд 185 млн рублей, или на 149 процентов к утвержденному плану. Рост поступлений к прошлому году составил 74 процента.

Значительное перевыполнение годового плана связано с получением предприятиями и организациями области более высоких финансовых результатов. Значительный вклад в объем сверхплановой прибыли получен за счет внереализационных операций крупных организаций области с ценными бумагами.

Существенному приросту поступлений налога способствовало увеличение объемов перевалки нефти и нефтепродуктов через новые терминалы, а также сдача крупных заказов предприятиями оборонного комплекса.

Следствием дальнейшего развития малых форм предпринимательства в 2005 году стало перевыполнение на 14 процентов плана по налогам на совокупный доход. Рост показателей по сравнению с прошлым годом составил 34 %.

Вместе с тем региональные имущественные налоги исполнены только на 96 процентов от плановых назначений.

Причинами невыполнения плана в основном стали неполная собираемость текущих платежей (это касается налога на имущество) и недостаточные меры по администрированию (что относится к налогу на игорный бизнес).

Финансовая помощь из Федерации поступила в объеме 5 млрд 992 миллиона.

Расходы областного бюджета за 2005 год составили 15 млрд 507 млн рублей. По сравнению с прошлым годом они увеличились на три с половиной миллиарда.

Главным образом, рост расходов обусловлен разграничением полномочий между уровнями власти. В областную собственность было принято большое число бюджетных учреждений, увеличены пособия и льготы гражданам, меры социальной поддержки которых отнесены к ведению субъектов.

Несмотря на рост обязательств, утвержденные расходы бюджета профинансированы в полном объеме. Кассовые расходы в целом составили 99 % к плановым назначениям.

Неполное освоение ассигнований при 100-процентном финансировании объясняется возвратом бюджетными учреждениями неиспользованных на конец года средств в связи с невыполнением плана доходов от предпринимательской деятельности, экономией по отдельным видам расходов.

Наибольший удельный вес в структуре расходной части бюджета традиционно занимают расходы на социальную сферу (44% общего объема расходов). По сравнению с предыдущим годом расходы по этому направлению в сопоставимом виде выросли в 1,8 раза.

Содержание областных учреждений и проведение мероприятий в области социальной сферы профинансированы полностью. Дважды повышенная в течение года зарплата, денежное довольствие военнослужащим, стипендии учащимся, пособия и льготы выплачивались своевременно. Обеспечено нормальное функционирование учреждений социальной сферы, заметно улучшилась их материально-техническая база. В течение года удалось сократить объем кредиторской задолженности бюджетных учреждений - почти на 38 млн рублей.

В 2005 году полностью выполнены обязательства по оказанию мер социальной поддержки населения.

На реализацию областного закона "О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавшим от политических репрессий, и иных категорий граждан" направлено 1 млрд 610 млн рублей. Задолженность по "ветеранским" законам за 2004 год сокращена на 146 миллионов.

29 тыс. семей получили субсидии по оплате ЖКУ на сумму 173 млн рублей (начат переход к перечислению средств на персональные счета граждан).

64 млн рублей направлено на обеспечение равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан.

Также в полном объеме профинансированы расходы, возникающие в результате государственного регулирования цен на коммунальные и транспортные услуги.

Субсидии транспортным организациям обеспечили:

- движение пригородных и дачных поездов на 14 линиях,

- работу 4 речных линий и морской пассажирской линии по побережью Белого моря.

Организована перевозка пассажиров на местных воздушных линиях в тех районах, где авиация является единственным видом транспорта.

В полном объеме выделены средства на развитие сельской телефонной связи области.

По сравнению с прошлым годом существенно - на 40 процентов - возросли расходы на поддержку агропромышленного комплекса. Удалось полностью погасить задолженность по выплате субсидий на животноводческую продукцию за 2004 год (44 млн рублей).

В рамках поддержки субъектов малого предпринимательства пятнадцати победителям конкурсов инвестиционных проектов предоставлены субсидии на компенсацию процентных ставок по кредитам, полученным в кредитных организациях, в сумме 11,5 млн рублей.

За отчетный период расходы по финансированию дорожных работ составили 1 млрд 22 млн рублей, в том числе 120 миллионов - за счет федеральных субсидий.

Основной объем средств направлен на текущее содержание существующей сети автомобильных дорог общего пользования.

На строительство территориальных автомобильных дорог направлено 326 млн рублей. Выделенные средства обеспечили соединение районного центра с. Яренск с крупным населенным пунктом с.Литвиново, восстановлено движение транспорта на автодороге Шангалы-Квазеньга-Кизема; за счет ввода путепровода на ст. Ядриха обеспечено бесперебойное движение автомобильного транспорта на пересечении автодороги Усть-Вага-Ядриха с ж/д Москва-Воркута.

Нельзя не отметить рост расходов на инвестиционную деятельность.

На финансирование государственных капитальных вложений, с учетом субвенций поступивших из федерального бюджета, использовано 775 млн рублей. По сравнению с прошлым годом капитальные вложения по федеральной программе увеличились на 59, а по областной - на 66 процентов.

Субвенции бюджетам муниципальных образований на строительство и реконструкцию муниципальных объектов составили более 300 миллионов рублей.

В 2005 году за счет выделенных бюджетных средств сданы в эксплуатацию 4-квартирный жилой дом в Верхнетоемском районе, 12-квартирный дом в Онеге, три дома в Котласе. Сдана в эксплуатацию школа в селе Никольск Вилегодского района.

В Архангельске введены в строй станция скорой помощи, кардиологический корпус 1-й городской больницы (1-й пусковой корпус), реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями. Завершены реконструкции котельной поселка Тегрозеро в Вельском районе по переводу на дровяной вид топлива и системы теплоснабжения г.Няндомы (первая очередь), строительство водонапорной башни в с.Яренск.

Государственный долг в целом за год уменьшился на 188 млн рублей. Ликвидирована задолженность перед федеральным бюджетом по облигациям, "висевшая" на области с 1996 года (52 млн рублей). С Минфином заключено Соглашение, по которому задолженность по централизованным кредитам реструктуризирована, а срок ее уплаты перенесен на 2008 год с возможностью списания до 90 %. Досрочно погашены кредиты коммерческих банков (400 млн рублей), новых кредитов не привлекалось, что позволило сэкономить 47 млн рублей на процентах.

Треть расходов областного бюджета составила финансовая помощь местным бюджетам. Муниципальным образованиям направлено почти пять миллиардов рублей.

Половина этой суммы - субвенции из областного фонда компенсаций.

Из фонда софинансирования оказывалась помощь и на повышение заработной платы в бюджетной сфере (более трехсот миллионов рублей), и на покрытие убытков по тепло- и электроэнергии (соответственно 200 и 24 с половиной миллиона).

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и дотации на сбалансированность местных бюджетов переданы в объеме 735 млн рублей.

Все обязательства перед органами местного самоуправления выполнены.

Более того, в территории области перечислено на 830 млн рублей (или на 20 процентов) больше, чем было предусмотрено в первоначальном бюджете.

Благодаря поступлению дополнительных доходов была ликвидирована или заметно сокращена задолженность по обязательствам прошлых лет.

Так, на погашение долгов по социальным законам в местные бюджеты направлено 147 миллионов. Еще 132 миллиона - на возмещение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг специалистам сельской местности за 2003-2004 годы.

На подготовку объектов ЖКХ к работе в осенне-зимний период городам и районам выделено 143 миллиона рублей субсидий и 160 миллионов - в виде бюджетных кредитов. Эти средства позволили без особых проблем провести отопительный сезон в муниципальных образованиях.

Когда во втором полугодии выявились выпадающие доходы по лесным податям (связанные с "усыханием" лесов), были произведены необходимые расчеты и "пострадавшим" территориям выделены дотации на обеспечение сбалансированности их бюджетов (в сумме - 52 млн рублей).

Можно сказать, что конечным получателем почти всех дополнительных доходов областного бюджета стали муниципальные образования.

Таким образом, процесс разграничения полномочий прошел без серьезных проблем. Бюджет получил дополнительные доходы, а также выполнил все предусмотренные обязательства.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя