|
Правда Севера
29 июня 2006 (117)
Людмила АСЮТЧЕНКО.
Интеграция по-новодвински
История учит нас, что она ничему нас не учит. Эти слова сатирика отражают
отношение новодвинских чиновников от образования к подведомственным учреждениям.
Лет шесть назад в Новодвинске, как и в областном центре и, можно предположить, в
других российских городах, закрывали детские сады, отдавая здания банкам и
магазинам. Теперь же, когда повсюду активизируется обратный процесс - борьба за
возвращение неожиданно востребованных садиков, новодвинские власти взялись за
"ненужные" муниципальные школы.
Новодвинцы рассказывают, что были уже попытки расформировать средние школы 8
(чтобы разместить в ее здании филиал АГТУ) и 4 (черт его знает, зачем). Они, к
счастью, успехом не увенчались. На защиту родных пенатов поднялись учительские и
родительские коллективы. Но, похоже, у новодвинского отдела образования руки так
и чешутся - хоть что-нибудь да ликвидировать. Теперь вот добрались до
коррекционной школы 5. Официальное название - МОУ "Специальная (коррекционная)
школа 5 VIII вида".
В далекие 70е годы прошлого века за неимением отдельного здания она
располагалась под одной крышей со средней школой 8. Тяжелое было время для
учеников коррекционки и их родителей! В обществе развитого социализма не место
было тем, кто по той или иной причине отклоняется от норм, производит
впечатление уродства, позорит страну... Чтобы уберечь детей от насмешек и нападок
"нормальных" сверстников, родителям приходилось ежедневно провожать и встречать
своих школяров. Обедать в школьную столовую (общую для двух школ) ребят водили
педагоги во время уроков - чтобы не столкнуться с "нормальными". Затем пятую
школу перевели, наконец, в убогую деревяшку на улице Ворошилова, а шесть лет
назад - в освободившееся кирпичное здание школы-интерната. Теперь, выходит,
гонят и отсюда. На этот раз в никуда.
Один из двух официальных предлогов закрытия пятой - слишком дорого она обходится
городской казне. На каждого из 80 учеников пятой тратится в год по 75 тысяч
бюджетных рублей - подсчитали чиновники. А вот если закрыть школу, в этом здании
можно разместить, например, более "дешевый" отдел соцзащиты. А еще его можно
продать... Педагоги недоумевают, откуда взялась столь "золотая" молодежь: по их
подсчетам, город тратит на одного учащегося не более 16 тысяч. А в здании - да
размести там хоть Папу римского, расходы на коммуналку меньше не станут. Да и
где вы видели, чтобы содержание образовательного учреждения обходилось без
затрат? Кстати, согласно нацпроекту, с 2007 года все коррекционные школы
планируется финансировать из федерального бюджета. Так что и пятая коррекционная
не станет обременять новодвинский бюджет. И чиновники просто не имеют права
этого не знать!
Второй же официальный предлог крайне благородный: интеграция детей-инвалидов в
обычные школы, в общество нормальных сверстников. Не подумайте, что новодвинские
чиновники бросились интегрировать "коррекционных" учеников как-то с кондачка.
Нет, они съездили в Самару лицезреть передовой опыт. Убедились: дети с
физическими недостатками вполне прижились в обычных школах. А мы чем хуже? Мы
тоже хотим воспитывать гуманность и толерантность у учащихся массовых школ.
- В том-то и дело, что в нашей школе учатся дети не с физическими недостатками,
а с умственной отсталостью! - переживает учитель русского языка Ольга Шуклина. -
Среди них есть и инвалиды, и ребята со сложным дефектом. Им нужны особые
программы, методики, наглядные пособия. Нужна углубленная трудовая подготовка. В
какой школе смогут обеспечить для одного только девятого класса 12 уроков труда
в неделю? А педагоги в массовых школах не имеют специального дефектологического
образования и не владеют методиками, они вообще не знают, как подойти к таким
детям. Ведь надо не только дать знания, важно уметь принять ребенка таким, какой
он есть. Наши ребята уже прошли массовые школы, где получили только клеймо
дебилов и дураков. Здесь, в коррекционной школе, где к каждому ребенку особый
подход, они вновь почувствовали себя полноценными людьми, у них только-только
крылышки появились... У нас дети вовсе не изолированы от общества, мы водим их в
кружки и на экскурсии, наши выпускники продолжают обучение в ПТУ и вечерней
школе - вместе с выпускниками массовых школ!
Ольга Васильевна беспокоится не зря. В мае администрация Новодвинска начала
подготовительную работу по ликвидации школы. Не было ни официальных бумаг, ни
уведомлений. Более того, на встрече с педагогами мэр сказал, что школу не
закроют. Но накануне учителям было объявлено, что классы расформируют - в каждую
массовую школу по одному. Вместе с классными руководителями, каждый из которых и
будет вести у своих подопечных... все предметы! Говорят, что новое место работы
предложили и директору пятой школы Надежде Байковой. Тоже в одной из школ? "Что
вы, - намекают учителя. - Берите повыше!"
- Да, была напряженная ситуация, - согласилась в короткой телефонной беседе с
нашим корреспондентом Надежда Федоровна. - Но теперь все спокойно, школу
закрывать не будут, учебный год начнется в прежнем режиме.
Но педагоги уже не верят ни своему директору, ни новодвинским чиновникам.
Обращались они в областной департамент образования, где получили лишь моральную
поддержку - школа-то муниципальная, все решает местная власть (зачем тогда
вообще нужен областной департамент?). Вопрос о судьбе пятой школы обещали
включить в повестку дня июньской сессии Новодвинского городского Совета. Не
включили. Отложили до осени?
- Нам по секрету сказали, что если за лето мэрия соберет заявления о согласии на
перевод ребенка в массовую школу хотя бы у половины родителей наших учеников, то
школу смогут закрыть и без согласия депутатов, - говорит Ольга Шуклина. - А
семьи далеко не все благополучные. Представьте, что придет чиновница и станет
убеждать: ваш ребенок может теперь учиться в НОРМАЛЬНОЙ школе, вместе с
НОРМАЛЬНЫМИ детьми - ну кто из родителей устоит? А дети уже заявили, что в
"нормальную" школу просто не пойдут - хватит, уже "интегрировались"...
В конце мая педагоги написали коллективное письмо депутату Госдумы Владимиру
Крупчаку, попросив вмешаться и помочь сохранить коррекционную школу. Поддержали
педагогов и новодвинские общественные организации "Ветераны Северного Края",
Комитет солдатских матерей, "Союз локальных войн и воинов запаса". "Официальные"
представители тут же обвинили общественников в дешевом популизме. А Крупчак
вмешался немедленно. Он обратился напрямую к министру образования и науки Андрею
Фурсенко: ".. Перевод детей в другие школы приведет к тому, что эти дети
перестанут посещать школу, будут предоставлены сами себе, а ряду родителей
придется бросить работу и сидеть дома, занимаясь учебной программой с ребенком".
Теперь, надо полагать, обвинят в популизме и Крупчака, и нашу газету. И
потихоньку продолжат модную "интеграцию".
| |