|
Правда Севера
29 июня 2006 (117)
Татьяна ДЕМЧЕНКО.
Штопая "дырки" в законах
Закончился очередной парламентский год. Наверное, не будет преувеличением
сказать, что прошел он под знаком реформы местного самоуправления. Реформы
глобальной, трудной как в материальном, так и в организационном отношении.
Сегодня мы беседуем с Александром Шашуриным, руководителем профильного комитета
областного Собрания депутатов.
- Александр Иванович, как вы оцениваете проделанную работу?
- Год был очень продуктивным. На каждую сессию выносилось 20-30 вопросов,
которые либо были представлены нашим комитетом, либо рассматривались им. В итоге
в силу вступили 59 областных законов. Мы проводили парламентские слушания по
межбюджетным отношениям, по реформе местного самоуправления.
- Как, на ваш взгляд, она продвигается?
- Если говорить языком статистики, учитывая количество принятых законопроектов,
нормативных актов, встреч с главами, депутатами, проведенных семинаров ит. д.,
то наша область, конечно, в авангарде. Но это не означает, что все у нас хорошо.
Проблем масса. Например, законом предусмотрено, что бюджеты МО должны наполнять
налоги с земли и имущества, но правовых полномочий обязать человека
зарегистрировать свое право на собственность не существует. Ведь раньше система
позволяла брать землю и пользоваться ею без всякого юридического оформления,
фактически бесплатно. Многим дома, приусадебные участки достались от родителей,
бабушек и дедушек. Налоги мало кто платит. И ситуация не изменится, пока не
будет сделано межевание, оценено имущество. А суммы-то немаленькие: от 7 до 37
тысяч рублей.
Правда, люди пока не понимают: хоть они и считают этот земельный участок своим,
родовым и т. д., но по вступившему в силу новому Земельному Кодексу они не
смогут его ни продать, ни заложить, ни подарить, ни оставить в наследство. Все
равно эту работу надо проводить. Только вот за чей счет? Я считаю, что, сказав
"А" (объявив так называемую дачную амнистию), федеральное правительство должно
сказать и "Б". А наш областной парламент обязан этому поспособствовать.
Оформление должно стать несложным и недорогим, только тогда люди начнут
шевелиться. В противном случае про этот источник выживания муниципальных
образований можно забыть.
В виде налогов сегодня не собираются колоссальные деньги. Я, кстати, будучи
главой поселка Вычегодский в Котласском районе с 1990 по 1996 год, их собирал
(раньше было такое право, но не обязанность). И у нас всегда был очень хороший
бюджет. Зарплата бюджетникам выдавалась вовремя, хотя в том же Котласе
задолженность доходила до полугода. У меня где-то года два ушло, чтобы навести
порядок с землей и собственностью, убедить людей. Тоже трудно было, но зато
потом все увидели, что деньги возвращаются в дороги, в строительство жилья, в
социальные программы.
- Как вы считаете, законодательное оформление успевает за ходом реформы или не
всегда?
- К сожалению, второе. Когда принят 131-й закон? В 2003 году. А порядка
распределения полномочий мы и к 1 января 2006 года, когда закон официально
вступил в силу, не дождались. Пришлось пойти на собственный, областной закон.
Это серьезный промах со стороны федерации. Что касается регионального
законодательства, то все принимается в срок.
- Сейчас актуальна тема "дублирования полномочий". Что это означает и почему так
получается?
- Да, эта проблема возникла повсеместно. Вновь избранная муниципальная власть
получила ряд функций, но в силу различных причин: недостатка средств, опыта,
кадров, технического обеспечения ит. д., не может их реализовать в полной мере.
Просит помощи у района - вот и получается параллель. Этим сейчас "болеют" очень
многие сферы: ЖКХ, пожарная безопасность, транспорт, содержание дорог,
образование, культура - да практически все. Поэтому электро-, газо-, тепло-,
водоснабжение и т. д. до 2008 года областной парламент оставил за муниципальными
районами. Тут уж дублирования точно не избежать - слишком неподъемны пока для
местной власти эти полномочия.
Бывает и так, что избранные главы поселений не имеют ясного представления, где
заканчивается зона их влияния, начинают "перетягивать одеяло". Возникают
конфликты, споры между разными уровнями власти. Есть примеры, когда главы
поселений говорят: "Я сам буду делать все!", хотя это выходит за пределы
определенных ему законом функций. Надеюсь, что со временем муниципалы 1го и 2го
уровня все-таки притрутся друг к другу.
- Значит, проблема не в несовершенстве законодательства, а в человеческом
факторе?
- И в том, и в другом. О "совершенстве" 131го закона красноречиво
свидетельствует то, сколько сегодня в него принимается поправок. Например,
раньше сельсоветы имели право выполнять нотариальные действия. Сегодня человеку
из-за какой-нибудь справки надо ехать по бездорожью в райцентр, тратить лишний
раз копейку. Поэтому мы поддержали инициативу Хабаровского края, чтобы ряд
нотариальных проблем решался на первом уровне муниципальной власти. Еще вопрос:
благоустройство, уборка мусора - теперь функция муниципалов. Но из закона
совершенно выпала такая норма, как содержание животных. Получается, что
организация мест выгула собак, отлов бродячих животных относятся к уровню
федеральной власти... Смешно, но факт. И таких фактов сколько угодно. Сама идея
местного самоуправления правильная и нужная, но при реализации реформы полезли
нюансы, которые ее разработчики не учли. Тот же учет военнообязанных - эту
работу все равно, как и прежде, пришлось выполнять работникам муниципальных
администраций, причем как бы бесплатно, так как официально такой функции у них
нет. Но сейчас мы областным законом заштопали эту дырку в федеральном
законодательстве.
- Какие проблемные вопросы самоуправления предстоит решать парламенту в будущем
году?
- Брошенные дороги, электросети, дряхлый жилфонд, у которого нет документов, -
все сегодня рухнуло на бедных муниципалов. Содержание, ремонт этого "добра"
требуют очень серьезных денежных средств, которых, естественно, у них нет. Надо
делать целевую программу для области, чтобы постепенно в течение нескольких лет
избавляться от разрухи. Другого выхода нет, так что будем добиваться.
| |