Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
29 июня 2006 (117)
Татьяна ДЕМЧЕНКО.

Штопая "дырки" в законах

Закончился очередной парламентский год. Наверное, не будет преувеличением сказать, что прошел он под знаком реформы местного самоуправления. Реформы глобальной, трудной как в материальном, так и в организационном отношении. Сегодня мы беседуем с Александром Шашуриным, руководителем профильного комитета областного Собрания депутатов.

- Александр Иванович, как вы оцениваете проделанную работу?

- Год был очень продуктивным. На каждую сессию выносилось 20-30 вопросов, которые либо были представлены нашим комитетом, либо рассматривались им. В итоге в силу вступили 59 областных законов. Мы проводили парламентские слушания по межбюджетным отношениям, по реформе местного самоуправления.

- Как, на ваш взгляд, она продвигается?

- Если говорить языком статистики, учитывая количество принятых законопроектов, нормативных актов, встреч с главами, депутатами, проведенных семинаров ит. д., то наша область, конечно, в авангарде. Но это не означает, что все у нас хорошо. Проблем масса. Например, законом предусмотрено, что бюджеты МО должны наполнять налоги с земли и имущества, но правовых полномочий обязать человека зарегистрировать свое право на собственность не существует. Ведь раньше система позволяла брать землю и пользоваться ею без всякого юридического оформления, фактически бесплатно. Многим дома, приусадебные участки достались от родителей, бабушек и дедушек. Налоги мало кто платит. И ситуация не изменится, пока не будет сделано межевание, оценено имущество. А суммы-то немаленькие: от 7 до 37 тысяч рублей.

Правда, люди пока не понимают: хоть они и считают этот земельный участок своим, родовым и т. д., но по вступившему в силу новому Земельному Кодексу они не смогут его ни продать, ни заложить, ни подарить, ни оставить в наследство. Все равно эту работу надо проводить. Только вот за чей счет? Я считаю, что, сказав "А" (объявив так называемую дачную амнистию), федеральное правительство должно сказать и "Б". А наш областной парламент обязан этому поспособствовать. Оформление должно стать несложным и недорогим, только тогда люди начнут шевелиться. В противном случае про этот источник выживания муниципальных образований можно забыть.

В виде налогов сегодня не собираются колоссальные деньги. Я, кстати, будучи главой поселка Вычегодский в Котласском районе с 1990 по 1996 год, их собирал (раньше было такое право, но не обязанность). И у нас всегда был очень хороший бюджет. Зарплата бюджетникам выдавалась вовремя, хотя в том же Котласе задолженность доходила до полугода. У меня где-то года два ушло, чтобы навести порядок с землей и собственностью, убедить людей. Тоже трудно было, но зато потом все увидели, что деньги возвращаются в дороги, в строительство жилья, в социальные программы.

- Как вы считаете, законодательное оформление успевает за ходом реформы или не всегда?

- К сожалению, второе. Когда принят 131-й закон? В 2003 году. А порядка распределения полномочий мы и к 1 января 2006 года, когда закон официально вступил в силу, не дождались. Пришлось пойти на собственный, областной закон. Это серьезный промах со стороны федерации. Что касается регионального законодательства, то все принимается в срок.

- Сейчас актуальна тема "дублирования полномочий". Что это означает и почему так получается?

- Да, эта проблема возникла повсеместно. Вновь избранная муниципальная власть получила ряд функций, но в силу различных причин: недостатка средств, опыта, кадров, технического обеспечения ит. д., не может их реализовать в полной мере. Просит помощи у района - вот и получается параллель. Этим сейчас "болеют" очень многие сферы: ЖКХ, пожарная безопасность, транспорт, содержание дорог, образование, культура - да практически все. Поэтому электро-, газо-, тепло-, водоснабжение и т. д. до 2008 года областной парламент оставил за муниципальными районами. Тут уж дублирования точно не избежать - слишком неподъемны пока для местной власти эти полномочия.

Бывает и так, что избранные главы поселений не имеют ясного представления, где заканчивается зона их влияния, начинают "перетягивать одеяло". Возникают конфликты, споры между разными уровнями власти. Есть примеры, когда главы поселений говорят: "Я сам буду делать все!", хотя это выходит за пределы определенных ему законом функций. Надеюсь, что со временем муниципалы 1го и 2го уровня все-таки притрутся друг к другу.

- Значит, проблема не в несовершенстве законодательства, а в человеческом факторе?

- И в том, и в другом. О "совершенстве" 131го закона красноречиво свидетельствует то, сколько сегодня в него принимается поправок. Например, раньше сельсоветы имели право выполнять нотариальные действия. Сегодня человеку из-за какой-нибудь справки надо ехать по бездорожью в райцентр, тратить лишний раз копейку. Поэтому мы поддержали инициативу Хабаровского края, чтобы ряд нотариальных проблем решался на первом уровне муниципальной власти. Еще вопрос: благоустройство, уборка мусора - теперь функция муниципалов. Но из закона совершенно выпала такая норма, как содержание животных. Получается, что организация мест выгула собак, отлов бродячих животных относятся к уровню федеральной власти... Смешно, но факт. И таких фактов сколько угодно. Сама идея местного самоуправления правильная и нужная, но при реализации реформы полезли нюансы, которые ее разработчики не учли. Тот же учет военнообязанных - эту работу все равно, как и прежде, пришлось выполнять работникам муниципальных администраций, причем как бы бесплатно, так как официально такой функции у них нет. Но сейчас мы областным законом заштопали эту дырку в федеральном законодательстве.

- Какие проблемные вопросы самоуправления предстоит решать парламенту в будущем году?

- Брошенные дороги, электросети, дряхлый жилфонд, у которого нет документов, - все сегодня рухнуло на бедных муниципалов. Содержание, ремонт этого "добра" требуют очень серьезных денежных средств, которых, естественно, у них нет. Надо делать целевую программу для области, чтобы постепенно в течение нескольких лет избавляться от разрухи. Другого выхода нет, так что будем добиваться.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя