|
Правда Севера
7 июня 2006 (103)
Валерий ЩИПУНОВ.
Под лежачий камень и вода не течет
Однако на один только федеральный источник привлечения средств для развития
малого бизнеса рассчитывать наивно, поскольку он откроется только на условиях
софинансирования. То есть при обязательном участии в реализации бизнес-проектов,
получивших "зеленую улицу", дополнительных средств областного и муниципальных
бюджетов, а также - определенной доли внебюджетных инвестиций.
Беда только в том, что сегодня лишь в шести-семи муниципальных образованиях
Архангельской области разработаны собственные формы поддержки и развития малого
бизнеса. Вот когда органы местного самоуправления разберутся с этим вопросом и
найдут свои пути решения проблемы, тогда и воз сдвинется. Пора от разговоров
переходить к делу.
- Не следует ли вас понимать так, что департамент экономического развития
области намерен на законных основаниях "умыть руки" и самоустраниться от
хлопотной и докучливой работы с неразворотливыми муниципалами?
- Такие опасения на местах, наверное, есть. Но опять же важно понять наконец:
кто за что отвечает? Мы имеем уже готовые, апробированные формы развития малого
бизнеса, технологии финансирования его проектов. На этой основе нам, совместно с
муниципальными органами власти, предстоит разработать региональные модели (для
города и сельской местности) поддержки малого предпринимательства, чтобы потом
"растиражировать" их по всей области там, где они смогут прижиться, дать
желаемые всходы. Именно такие модели мы должны обязательно выработать на
предстоящей конференции в Новодвинске. Иначе, подчеркиваю, Архангельская
область в следующем году не сможет участвовать в федеральном конкурсе
бизнес-проектов малого бизнеса.
А их сейчас крайне недостаточно. Если в районах области (особенно в Приморском,
Плесецком, Устьянском, Вельском, Холмогорском и ряде других) уже складывается
действенная система взаимоотношений предпринимательских структур органами
местного самоуправления, то на уровне образованных поселений главы их
администраций вообще пока не знают, как объединить интересы власти и бизнеса,
выстраивать конструктивный диалог. Но обидишь местного предпринимателя - он,
глядишь, свернет свое дело да и откроет его в соседнем районе. Но за этим -
прямая, и немалая, потеря для доходов поселенческих бюджетов, рабочих мест.
Нас, например, много критиковали за предложение по установлению местными
органами власти оптимального уровня широко известного в предпринимательских
кругах коэффициента К-2 при утверждении областного бюджета на 2005 год. Решение,
принятое областным Собранием, вызвало поначалу шквал негодования со стороны
малого бизнеса. Стало ясно, что правила игры надо менять в его пользу. Что и
было сделано.
Муниципальные власти, столкнувшись с активным протестом местных
предпринимателей, осознали: надо считаться с их экономическими интересами -
равно как и своих территорий. Единожды обжегшись на горячем молоке, начинаешь
дуть даже на холодную воду. Стало ясно, что систему балансов интересов местной
власти и малого бизнеса надо выстраивать снизу вверх. И сегодня уже федеральное
правительство просит субъекты Федерации, в том числе и Архангельскую область,
дать предложения по корректировке других коэффициентов.
Например - единого налога на вмененный доход. Планка собираемых местных налогов,
устанавливаемых муниципальными образованиями, обязательно должна учитывать
специфические особенности административных территорий, нельзя здесь всех
"причесывать под одну гребенку" без понимания социально-экономической
необходимости предлагаемых видов предпринимательской деятельности. Ведь одному
бизнесмену можно предоставить льготное налогообложение, другому, наоборот, -
повышенное.
Главное - чтобы не пострадали интересы ни той, ни другой стороны. При этом
муниципальным властям надо запомнить: никто за просто так не принесет им деньги
на "блюдечке с голубой каемочкой". Малый бизнес будет работать только там, где
для него создадут благоприятные условия не только для выживания, но и его
успешного развития. Надо лишь головы как следует поднапрячь в поиске вариантов
спасения и запустелых деревень, и оставшихся без привычной работы жителей
многих лесных поселков.
Поэтому сегодня на первый план у муниципальной власти выходит организаторская
работа, в том числе - по закупкам у населения мяса, молока, яиц, картофеля,
овощей, грибов и ягод, созданию цехов для их местной переработки.
- Евгений Александрович, вернемся к началу нашей беседы. вы сетовали на острый
дефицит привлекательных по идее и очень плохое качество бизнес-планов
муниципальных предпринимателей. А пытались ли им чем-то помочь?
- Неумение предпринимателей разработать свой бизнес-план - это не их вина, а,
скорее, беда. Есть деньги, но попробуй их достань! Поэтому мы решили создать в
нашем департаменте специальный отдел, поручив ему практическую работу с
муниципальными органами власти по составлению заявок и организации
консультационной помощи местным предпринимателям на этапе предварительного
рассмотрения их бизнес-проектов. Отдел укомплектован хорошими
специалистами-аналитиками, имеющими солидный практический опыт порученной им
сейчас работы. К делу привлечена и инвестиционная компания "Архангельск",
которая к тому же может дать в лизинг технику, оборудование. Но даже при желании
мы не в состоянии сами довести тот или иной бизнес-проект до конца.
Предпринимателям тоже придется немало потрудиться для его воплощения в жизнь.
| |