|
Правда Севера
9 июня 2006 (105)
Камилл ВОЛЬСКИЙ.
"Обществознание" восьмиклассникам
В подборке мнений представителей от науки и просвещения "ЕГЭ убьет историческую
науку?" ("ПС" за 13 мая) по отмене вступительного экзамена по истории в вузы и
введению ЕГЭ высказана мысль о том, что такой подход лишает школьника
возможности анализировать и сопоставлять факты и заставляет его механически
зазубривать даты, имена, события.
СТОИТ ли эта проблема вообще разговора, когда содержание гуманитарных учебников
лишает учащихся возможности думать, заполняя их умы или бессмыслицей, или
умышленно однобокой оценкой фактов и событий. У меня в руках учебник
"Обществознание" для восьмого класса (автор А. И. Кравченко, издательство ООО
"ТИД "Русское слово", 2005 год).
Приведу из него отдельные выдержки. "Социальная сфера - это совокупность
взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества". Уместно
спросить: есть еще наружное? Развивая мысль о внутреннем строении общества,
автор разъясняет, что если эту внутреннюю жизнь "уподобить каркасу здания", то
"в нем легко различить вертикальные опоры и горизонтальные перекрытия". Каково
сказано! Вообще-то каркас это то, что может иметь какую-то сферу для помещения в
нее внутренностей, но не сама внутренность.
Читаем далее: "Статус - это ниша или место человека в социальной структуре
общества (группа)". Здесь союз "или" был бы уместен, если бы в науке об обществе
слово "ниша" действительно трактовалось как статус. Если автору учебника так
желательно было оба слова поставить рядом, то это надо было делать в
соответствии с нормами русского языка, а именно: "Статус - это место человека в
той или иной социальной нише общества".
РАСКРЫВАЯ содержание понятия "социальная группа", автор замечает: "... форму и
способ поведения определяют не только (а может быть, и не столько) личные
качества человека, сколько занимаемое положение, то, насколько оно престижное,
важное, значимое". Казалось бы, все справедливо. А на самом деле? Труд доярки
значим или нет? Ясно, что не престижен. Из всех объяснений автора, а они
сводятся только к внешнему виду (одежде), понятно одно: бизнесмен должен
одеваться прилично, а бродяга - нет. Но как все-таки быть доярке?
И еще: "Понятие "стратификация" пришло в социологию из геологии, где оно
обозначает расположение пластов различных пород по вертикали. Наука уподобила
строение общества строению Земли". Среди рецензентов учебника, по всей
вероятности, не было людей, знакомых с закономерностями русского языка. А потому
в учебнике строение общества уподобляется то каркасу здания, то строению Земли.
Интересно узнать, какая наука уподобила строение общества строению Земли?
Возможно, автор хотел сказать, что он свое учение об обществе уподобил учению о
строении Земли. Это было бы справедливо и наиболее полно отражало бы
метафизические взгляды автора на историю общества.
Интересно и другое: автор почему-то решил, что слово "стратификация" взято в его
науку об обществе из геологии. Но в геологии обычно пользуются термином
"стратиграфия", так называется даже раздел геологии, изучающий
последовательность формирования геологических тел. Понятие "социальная
стратификация" взято автором из западной социологии. Главное содержание всех
западных теорий по социальной стратификации определяется тезисом, что
капиталистическое общество не расколото на антагонистические классы, но есть
общество равных и справедливых возможностей для каждого.
Из всего сказанного о стратификации автор делает вывод, что каждая страта
(пласт) "включает людей, имеющих одинаковые доходы, образование, власть и
престиж".
А какой вывод должны сделать ученики восьмого класса из всей этой мешанины?
Читать весь учебник в здравом уме просто невозможно.
Стыд охватывает за Министерство образования и науки РФ, которое рекомендовало
безграмотный с любой точки зрения учебник. Он представляет собой набор
надерганных отовсюду фраз, без понимания методологии учебного процесса. Стыдно
за учителей российских, которые не могут не понимать, что они умственно и
нравственно калечат детей, но продолжают это делать, выполняя требования
чиновничьего аппарата от народного образования. Они-то ведь не могут не
понимать, что учебный материал должен не только излагать факты, но и воспитывать
и учить мыслить школьников. Если этого нет, то ЕГЭ как раз то самое, что нужно
современному буржуазному строю в России.
Камилл ВОЛЬСКИЙ.
дер. Тарасово, Плесецкий район.
| |