|
Правда Севера
20 июля 2006 (130)
Олег УГРЮМОВ.
Растут в школе свои магистры
Пока в городах и селах взрослые сетуют на нынешнюю молодежь, которая не желает
откликаться на организованные для нее мероприятия и клубы, учитель Яренской
школы Галина Селиванова продолжает делать свое дело. Вот уже десять лет каждую
пятницу после уроков ученики самых разных возрастов спешат на очередной
интеллектуальный бой в стенах читального зала районной библиотеки.
Сюда не надо никого затаскивать, не надо вести за рукав. Наоборот, если по
какой-то причине встречу в библиотеке провести не удалось, Галину, кстати, по
званию вице-президента интеллектуального клуба "Своя игра", обязательно кто-то
из учеников остановит в школьном коридоре вопросом: "А когда играть будем?" А
вот в глазах взрослых, вероятно, чаще читается иной вопрос: "А зачем это ей
нужно?"
Все началось со свечи
А теперь вернемся на десяток лет назад. Комсомол к тому времени приказал долго
жить, пионерские горны и барабаны пылились в темных школьных кладовках. И вместе
с ними покрывался пылью весь тот опыт внеклассной работы, что строился как раз
на пионерии и комсомоле. Надо было искать что-то новое, свое.
Именно тогда молодой педагог Галина Селиванова решила проводить для
старшеклассников факультативные занятия по литературе в форме вечернего кафе: со
свечами, чаем, чтением стихов. Однако вскоре ей этого показалось мало. Решила
увлечь ребят игрой, проводя ее в форме особенно популярного тогда телеклуба
"Что? Где? Когда?"
Готовить вопросы помогали родители учеников. И чтоб для ответов на них
требовались не только знания, но и находчивость. Скажите, например, на каком
поле нужно к желтому прибавить желтое, чтобы получить красное? Никакие
агрономические знания тут не помогут, поскольку речь-то идет о поле футбольном.
Там две желтые карточки для игрока, нарушившего правила, могут обернуться
красной карточкой и удалением его с поля.
Сначала между собой соревновались две-три команды старшеклассников. Игра
захватывала, постепенно стали привлекаться не только ученики средних классов, но
даже младшеклассники. А после того, как команда Ирины Рочевой побывала на первом
областном фестивале интеллектуальных игр осенью 1995 года, решили создать свою
клубную атрибутику. Дали название клубу - "Своя игра", выбрали президента и
вице-президента. Определили основные правила игры, которые мало в чем изменились
за прошедшие десять лет.
На экране телевизора мы видим, как в клубе "Что? Где? Когда?" играют одна или
две команды. Когда же в читальном зале библиотеки собирается десять и более
команд, проверить себя и поиграть хочется всем. Поступили так: на вопросы
отвечают сразу все команды знатоков, только ответы свои на вопросы они не
объявляют вслух, а записывают на листочках бумаги, которые потом сдают
проверяющим.
Занятие оказалось столь заразительным, что прошло два районных фестиваля
знатоков, подобные клубы не без помощи яренских игроков были созданы и в других
школах района. Что же касается клуба "Своя игра", то на второй год его
существования интеллектуальных команд было создано столько, что ни один зал в
Яренске просто не был способен их вместить. Пришлось разбить клуб на две группы
- младшую и старшую. И все равно каждую пятницу, когда знатоки собираются на
очередную свою игру, стулья в читальный зал приходится собирать чуть ли не со
всех помещений районной библиотеки.
Конечно же, это - всего лишь игра. Но, как и каждая игра, дело вполне серьезное.
Так, по крайней мере, считают многие учителя. Так считают игроки и их родители,
которые сами порой создают свою команду и вступают в интеллектуальный спор со
своими детьми.
Как отмечают работники районной библиотеки, интерес к различного рода
"непрограммной" литературе, справочникам, энциклопедиям после образования
интеллектуального клуба значительно вырос.
Есть еще одна игра, скорее, конкурс, который был придуман в клубе. Условия
конкурса просты: на обозрение на все время игрового времени выставляются
несколько репродукций. Все они закрыты листами плотной бумаги, и только
небольшое круглое окошко в ней открывает фрагмент картины. По нему игроки должны
назвать не только картину, но и ее автора.
В первые дни, когда в клубе стал проводиться такой "живописный" конкурс,
школьники, даже старших классов, не могли отличить произведения Репина от
полотен Сурикова. Но очень скоро члены интеллектуального клуба заметно добавили
хлопот работникам библиотеки: всем и сразу требовались срочно альбомы по
живописи.
Ярик + ярик - бакалавр
За счет чего же удерживается столь постоянный интерес к "Своей игре"? Существует
целая система поощрений за лучшую игру. Так, например, есть своя
"интеллектуальная" валюта "ярики" (аббревиатура от "Яренский интеллектуальный
клуб"). За каждый правильный ответ команда получает один и более "ярика". Таким
образом, проигравших не бывает: каждый "зарабатывает" во время игр определенную
сумму.
Когда набирается сумма в сто "яриков", команда сдает ее президенту, получая
взамен диплом о присвоении каждому игроку команды звания бакалавра. Заработано
еще двести "яриков" - игроки команды становятся "магистрами". Еще двести -
"гроссмейстерами". В конце каждого игрового сезона проходит вручение именных
дипломов с полученным "ученым званием", а выпускники школы получают их в
торжественной обстановке вместе с аттестатами о среднем образовании.
Выпускники клуба, став студентами, тоже очень любят приходить поиграть. Кстати,
многие из них отмечают, что "Своя игра" очень помогает во время учебы, а
особенно на экзаменах. И дело не только в том, что в этих играх получаешь
какие-то дополнительные знания, - привычные условия игр, когда для нахождения
нужного ответа тебе отведена всего минута на размышление, учат максимально
концентрировать силы, не теряться.
Но самое главное даже не в этом. Важнее иное: в стенах школы ученики зачастую
разобщены по своим классам. В клубе сам принцип создания команд отдан в руки
ребят, они могут объединяться не только по классам, но и по каким-то своим
интересам. Расширяется контакт между школьниками разных возрастов, который
проявляется потом и в самой школе.
Наверное, многие помнят, каким наказанием было выйти к доске и отвечать перед
всем классом. При этом вовсе не учитывалось то, что ученик может быть просто
застенчивым. Можно привести немало примеров, когда в клуб "Своя игра" приходили
ребята настолько застенчивые, что могли на "Брейн-ринге" отвечать только
шепотом. Клуб позволил довольно скоро избавиться от таких комплексов. Любой
ученик, вовсе не отличник в школе, становясь членом "Своей игры", видит, что он
- не один, он играет в команде. И очень скоро начинает понимать, что для
правильного ответа нужны не только знания, но и сообразительность. Оттого и
школьный "табель о рангах", разделяющий всех на "троечников" и "отличников",
здесь теряет свою силу.
Любят приходить в клуб и его выпускники. В зимние и летние каникулы проводятся
Студенческие игры, где команды старшеклассников азартно сражаются со своими
более взрослыми одноклубниками. А в рамках празднования десятилетия клуба
необычное занятие для яренских школьников провела преподаватель Сыктывкарского
университета, кандидат исторических наук Ирина Рочева. Добавлю: одна из тех, кто
был организатором "Своей игры" десять лет назад.
Она предложила ответить на десять довольно каверзных вопросов. А после того, как
прозвучал последний вопрос из десятки, Ирина заняла свое место в переполненном
читальном зале районной библиотеки. И уже ничем не отличалась от
старшеклассников - точно так же, как и они, искала со своей командой ответ на
такой, к примеру, непростой вопрос: что называли древние греки матерью бедности
и нищеты?
Олег УГРЮМОВ.
Собкор "Правды Севера", он же президент клуба "Своя игра".
Фото автора.
| |