Пресса Архангельской области
 
554798669 554798669 554798669 -->


Правда Севера
20 июля 2006 (130)
Светлана СЕРЕБРЯКОВА.

Колокола над Анзером

Звенящий колокол хрупок. Как хрусталь. Он боится ударов. Боится перепада температур. Мощный, увесистый, он на самом деле не так крепок и неуязвим, как кажется. Его можно разрушить. Варварски.

Надпись на фотографии 1929 года: "Колокол летит с колокольни в Тотьме. Очередь за самой колокольней". Вы только посмотрите, какая высота! Представьте, как загудит земля окрест. Колокол летит...

Еще одна фотография. Переписываю чуть видную карандашную запись тех времен, сделанную на обороте: "1930 год, январь, 5-е, воскресенье. Сбросили 1054 пуда. При большом стечении народа. 8 января начали разломку. 25 января: нагревают, а затем бросают снег. Его рвет на куски. Увозят..."

Тысячепудовый колокол рвут на куски! Переворачиваю фотографию и приставляю к изображению лупу, перевожу ее от одной фигуры к другой, хочу рассмотреть лица.

В центре, внутри колокола, в полный рост - двое мужчин. Судя по всему, это они здесь - распорядители. Тот, что справа, в расстегнутом полушубке, деловито смотрит под ноги, попирающие первые обломки. Тот, что слева, смотрит прямо в объектив и, по-моему, слегка улыбается. Мужики рядом сидят спокойно, на их лицах ничего не написано. И только мальчишка, попавший в кадр, в шапке не по размеру - то ли отца, то ли старшего брата, будто бы немного растерян. Сбросили колокол...

Весть сердцу человека

"Давно, еще до нашей эры человек изобрел колокол как ударный сигнальный инструмент. Первыми были созданы деревянные и каменные колокола и только в IV веке появились колокола металлические - из бронзы, из железа. В Москву металлический колокол был завезен из Византии в X веке", - читаю у Ксении Гемп ("Сказ о Беломорье", глава "Соловки").

На Соловках "каменные колоколы" появились в 1561 году, а металлические колокольцы - несколькими годами раньше. Колокола стоили дорого, но их покупали и для кремля, и для скитов. Знаменитые "литцы" отливали новые или переливали старые колокола и в самом монастыре.

По соловецкой описи 1831 года, приводит Ксения Петровна цифры в своем "Сказе...", на главной колокольне кремля и на успенской звоннице было 42 колокола, на острове Анзерском, в Троицком ските - 5, на Голгофе - 8. Всего их насчитывалось 78.

Согласно старинной описи медных колоколов Голгофы самый крупный и значимый из них "вокруг с подписями и четырьмя изображениями, вылит в 1903 году, весу 32 пуда 7 фунтов". Вес других перечисленных на этой странице описи колоколов - от десяти до одного пуда с гаком.

Звонарь отец Александр рассказывал Гемп: "Хороший звонарь был на Голгофе... На Голгофе и сам строитель (настоятель скита) звонил".

У Ксении же Петровны узнаем, что еще по указу Петра Великого часть отслуживших свой век колоколов вывезли на металл. Когда в 20-е годы прошлого века безбожная власть изымала на промышленное сырье церковные колокола, не опытом царя-реформатора руководствовалась она. Не будет колокола - и некому будет подать весть сердцу человека! Из 78 соловецких колоколов 76 было утрачено. Сведения о них неясные, их надо собирать по крохам. Не открывается нам судьба многих и многих православных святынь, варварски отданных на поругание. Может быть, оттого и не попущено было соловецким колоколам достичь Архангельска, попасть на переплавку. Был им уготован другой, единственный славный путь... - сгинуть в морской пучине.

Право на изъятие

Увесистая пачка архивных ксерокопий веером рассыпается у меня на столе... Отпечатанные на машинках тех времен, эти документы скупы на эмоции и повелительны по тону.

"Начальникам уездных управлений милиции.

Административный отдел предлагает в самом непродолжительном времени дать ему сведения о всех ликвидированных и неиспользующихся церквах и монастырях, находящихся на территории уезда... Кроме того, желательно в каждом отдельном случае приложение описи церковного имущества... и сведений о количестве и весе имеющихся колоколов.

22 июня 1925 года".

В ноябре этого же года:

"В Административный Отдел Губисполкома.

Настоящим Комиссия по учету и реализации Госфондов просит Вас поспешить представлением сведений о колоколах, так как таковые крайне необходимы".

Колоколами, имеющимися в монастыре на Соловках, губкомиссия интересовалась в первую очередь. Под грифом "срочно" она запрашивала данные о количестве и весе каждого из соловецких колоколов. Чем же была вызвана спешка и нервозность новой власти? Нет, не заботой об учете и сохранении исторических ценностей. Собственно колокол административные деятели 20-х годов вещью считали бесполезной и даже контрреволюционной. Другое дело, хозяйственные нужды борющейся с разрухой России.

России был нужен металл. Нужен не только на станки и машины. Архивная переписка губернских чиновников, в частности, сохранила ссылки на то, что колокольная бронза с успехом идет на провода для телеграфно-почтовой связи. В сметах на организацию этой связи в Архангельской губернии прямо указывалось необходимое количество бронзовых проводов.

Снять колокол и доставить его по назначению - задача не из легких. Колокол в таком случае надо сохранить! А для переплавки - не надо. Вот почему изъятие колоколов с самого начала носило запланированный, заведомо разрушительный, варварский характер. Специалисты-подрывники были непременными участниками отрядов, расправлявшихся с колоколами. Реже их сбрасывали. Чаще - как раз взрывали, иногда прямо на звонницах. Именно эти документальные свидетельства приводят к неутешительному выводу: колокола Соловецкого монастыря, лежащие на дне Белого моря, вряд ли целы. Груда обломков - вот что от них могло остаться.

...Возвращаешься к архивам и поражаешься, с какой невозмутимостью и изуверством наделенные полномочиями хозяйственники обращались с церковным имуществом, с храмовыми реликвиями. Под грифом "секретно" описывались иконостасы "для смывки сусального золота". В акте от 11 сентября 1926 года, составленном на церковное имущество, прибывшее из становища Белужья губа (Новая Земля), помимо пяти колоколов и более пятидесяти килограммов меди в подсвечниках через запятую упомянуты серебряные крышки от Евангелия и Плащаница на красном бархате. Даже расстояние, разделяющее Архангельск и Новую Землю, не остановило представителей Северного комитета содействия малым народностям.

Как истреблялись колокола в Архангельской губернии, донесли, например, до потомков и нижеподписавшиеся под актом, составленным в Холмогорском племхозе: "...переданы представителю акционерного общества "Транспорт" т. Шатрову колокола Успенского женского монастыря, первый весом в двести один пуд пять фунтов и второй тринадцать пудов, из которых один колокол... при участии специалиста подрывного т.Земского подорван на мелкие части пятью взрывами аммонала весом зарядов от полфунта до одного фунта. ...ввиду того, что колокол подрывался, могла произойти утрата не более одного пуда". Не велика утрата - один пуд. А утрата в 20-е годы на Русском Севере колокольных звонов? Мера ей вряд ли будет когда-нибудь найдена.

Основной удар по церковным колоколам пришелся на вторую половину 1925 года. Едва получив разрешение, исполнители брали под козырек и уже через несколько дней рапортовали: 17 августа - об изъятии колоколов Пертоминского, 20 августа - Успенского, 2 сентября - Шенкурского, 19 сентября - Иоанно-Богословского, 22 сентября - Веркольского монастырей. Десятки колоколов сначала тщательно подсчитаны, а потом недрогнувшей рукой разбиты. Впрочем, разрушительная машина действовала не без промахов. Уничтожить удалось не все! В Сийском монастыре, например, из 24 колоколов на звонницах обнаружили только 20. Четырех недосчитались.

Как радуют нас сегодня эти вызывавшие тогда досаду или гнев Архгубисполкома несовпадения! То, что священно-служители пытались спрятать колокола, не вызывает сомнений. По легенде утопили их в близлежащих озерах и анзерские монахи.

...Изъятие колоколов губкомиссия ЭКОСО поручила производить Архангельскому филиалу Первого Московского акционерного общества "Транспорт". Для транспортных работ привлекались различные силы. Вот, например, договор конторы "Губтранс" со старостой артели возчиков из деревни Андрианово Архангельского уезда крестьянином Тихоном Перешневым. Артель Перешнева принимала на себя перевозку на лошадях 40 тысяч пудов металлолома с причалов на железнодорожную станцию с погрузкой в вагоны по цене четыре с половиной копейки с пуда. Договор, надо сказать, составлен обстоятельно, грамотно. А что это был за металлолом? Не исключено, что и колокольный тоже. Так провожали в последний путь колокольные звоны, замолчавшие по всей Архангельской губернии.

Радиус экспедиции

570-летие основания Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря побудило его Попечительский совет отлить к августу 2006 года ансамбль из 22 колоколов, первый из которых уже изготовлен на воронежском заводе "Вера". Это - Благовест 1 Соловецкой звонницы весом 14 тонн. Есть благословение и на изготовление Благовеста 2 весом 6,6 тонны.

Ну, а что же колокола соловецких скитов? В мае 2005 года был подписан договор о сотрудничестве между Соловецким монастырем и ЗАО "ПрогрессТех", возглавляемым Анатолием Феодосьевичем Караниным. В этих обстоятельствах человек он действительно не случайный. Природный интеллект, интерес к истории и архивной работе, уникальные технические возможности своего предприятия - все это позволило Каранину, его друзьям, единомышленникам, добровольным помощникам организовать в прошлом году несколько экспедиций на Соловки. По благословению настоятеля Голгофо-Распятского скита отца Евлогия поисковики работали вблизи острова Анзер.

А через несколько месяцев, в январе 2006 года, иеромонах Евлогий (Стручалин) подписал обращение к руководству фонда "Благовест" с просьбой оказать содействие в приобретении комплекта новых колоколов для соловецкой Голгофы.

Результаты экспедиции изучаются. Приоткрыв многие соловецкие тайны, она послужила толчком для сбора средств на новые колокола для одной из анзерских звонниц. Большая часть средств уже собрана. Но и ваши пожертвования еще не опоздали. Обращайтесь по телефону 21-43-37.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя