Правда Севера
22 июля 2006 (132)
Ирина КОСОПАЛОВА.
Теперь продавец влияет на производство
В нашем регионе свой профессиональный праздник завтра отмечают более 70 тысяч
работников торговли. По официальным данным, товарооборот розничной торговли в
Архангельской области в первой половине 2006 года составил 29,9 миллиарда рублей
- прошлогодний показатель превышен на 12 процентов. О стабильности ситуации на
потребительском рынке свидетельствует и рост инвестиций в торговлю: за год
инвестиционный поток увеличился на 2 миллиарда рублей. Торговых площадей стало
больше на 50 тысяч квадратных метров.
В то же время многие старейшие торговые предприятия области приказали долго
жить, не выдержав конкуренции. Вроде бы давно известные торговые бренды
продолжают существовать, но... Архангельский центральный универмаг сменил
собственника, площади сданы в аренду. Арендаторы заполонили "Светлану", "Детский
мир"... В последнем, к примеру, стоимость распашонок и ползунков зашкаливает за
100-200 рублей, а спросить за качество покупки порой и не с кого - хозяева
площадей меняются как перчатки.
И все же есть у нас торговые предприятия, которые долгие годы наращивают темпы
оборота и при этом не переходят из рук в руки, удерживая стабильный
профессиональный коллектив. Одно из них - архангельский магазин "Гарнизонный".
Шестеро продавцов (общий штат - 25 человек) трудятся на родном предприятии по
20-30 лет! Вот и Людмила Зеновская принимает в эти дни поздравления с тройным
праздником: помимо Дня работника торговли, она отмечает и день рождения, и 30-
летний юбилей работы в магазине.
- За тридцать лет, что вы за прилавком, - спрашиваю Людмилу Викторовну, - в
торговле многое изменилось. Когда легче работалось: прежде, в советские годы,
или теперь?
- Теперь работать интереснее - у продавцов появилась возможность влиять на
производство. Мы работаем с отечественными производителями напрямую. Партнеры
нас хорошо знают. Лично! Даже с праздниками поздравляют. На формирование партий
товаров, что поступают в отдел, влияем мы, рядовые продавцы. Кому, как не нам,
знать, какая модель идет "на ура", а что залеживается на складе. Чуть снизили
поставщики требования к качеству товара - мы им первыми скажем об упущении.
- Имеет ли для вас значение, чем торговать?
- Конечно. Товар, который я продаю, весьма деликатный - белье. Продавец у нас в
отделе должен быть особенно тактичным и доброжелательным, чтобы женщины не
стеснялись обсудить с ним особенности собственной фигуры. Предельного внимания
требуют и мужчины, выбирающие белье для дам. И нельзя раздражаться, когда
покупатель просит показать ему десятую по счету вещь. Кстати, белье, бывает,
тысячи стоит, а я сразу скажу: оно выпущено не в Англии или Италии, как написано
на ярлыках, а в подвале...
- Сколько же за день народа проходит перед глазами?
- Не сосчитать. В особенно напряженные дни касса в отделе пробивает чеков по
двести. Особенный ажиотаж - перед праздниками.
- Есть ли какой-нибудь секрет психологической устойчивости и неизменной
доброжелательности?
- С возрастом становишься спокойнее и добрее. Смотрю я на покупателей, часто
нервных, уставших, и думаю: "Вот эта старушка могла бы быть моей мамой. А эта
девочка - моей дочкой". Я стараюсь помнить, что у каждого из них есть родные,
друзья, своя жизнь, свои заботы. Помогает.
|