Правда Севера
29 июля 2006 (137)
Ирина СОКОЛОВА
У "липового" супрастина была узкая аннотация
Специалисты подсчитали, что россияне ежегодно тратят на лекарства больше десяти
миллиардов долларов. В рубли эту цифру переводить и вовсе страшно - можно
запутаться в количестве нулей. А всегда ли мы покупаем качественные таблетки,
мази и пилюли? Задавшись этим вопросом, "Обыватель" отправился в архангельский
филиал "Научного центра экспертизы средств медицинского применения", к директору
Любови Петовой.
Кто смотрит за качеством?
Еще несколько лет назад "лекарственным" контролем занималось ГУЗ "Архангельский
областной центр качества и сертификации лекарственных средств". Деньги на
исследования, соответственно, давала губернская казна.
Но в 2005 году "проверочные" функции перешли на более высокий - общероссийский -
уровень, к Росздравнадзору. По стране стали появляться центры экспертизы
лекарственных средств - его "отпрыски". В апреле начал работать такой и в
Архангельске, рассказывает Любовь Петова.
Проверяющие смотрят, что к нам завозят, как соблюдаются условия хранения, что
продается в аптеках. Для этого они заключают договоры с теми, кто поставляет
лекарства на территорию региона.
Надо сказать, государство довольно странно взяло на себя функции лекарственного
контролера: центр экспертизы находится на полном хозрасчете, сам должен
заработать на аренду, на текущие расходы, на зарплату сотрудников. Поэтому вся
проверка идет платно. Слава Богу, большинство торгующих лекарствами понимают
свою ответственность и идут на эти расходы.
Первая ступень контроля - документальная. Специалисты смотрят сертификаты
качества, сверяются с общероссийской базой данных по недоброкачественным и
фальсифицированным препаратам. Если лекарство не замечается в "черном списке",
ему присваивается уникальный номер, с которым оно отправляется в аптеку.
Если же пилюля оказывается по каким-то причинам подозрительной, ее ждет вторая
ступень контроля - химический анализ.
Заказать "химию" может и рядовой потребитель. Делается она в срок от двух до
двадцати дней, но стоит очень дорого. Проверка одного, может быть, самого
пустякового показателя, обойдется в 7 рублей 40 копеек. За выдачу протокола
специалисты берут 14 рублей 80 копеек. Серьезное исследование оценивается в
тысячу рублей и выше.
Четыре категории "проблемных"
Все "проблемные" препараты можно подразделить на четыре группы.
Первая - так называемые плацебо. Это "пустышки", в которые вместо нормального
действующего вещества помещается что-либо нейтральное, кальций, например. Сами
по себе плацебо не могут повредить здоровью. Зато "нечаянно" погубить способны.
Допустим, примет вместо нитроглицерина человек с острым приступом грудной жабы
тот же кальций, а "скорая" с уколом не подоспеет вовремя...
Группа номер два - имитанты. В них активное вещество заменено таким же по
терапевтическому эффекту, но более дешевым по цене.
Группа три - недоброкачественные лекарственные средства (НЛС). Они, в свою
очередь, подразделяются на подгруппы. НЛС с критическим показателем
несоответствия представляют угрозу для жизни (могут быть токсичны, не стерильны
и проч.). НЛС с некритическим показателем (плохая упаковка, допустим) лечебным
эффектом все-таки обладают.
Группа четыре - фальсифицированные лекарства. Они, как правило, представляют
собой лексредства, сопровождаемые ложной информацией о составе и (или)
производителе.
Фальсификаты теперь делают очень высокого качества, отмечает Любовь Петова. И
приводит в пример супрастин. Раньше на поддельной пачке и шрифт бывал другой, и
название на упаковке писалось с ошибкой. Последний же из выявленных
лжесупрастинов отличался шириной листка аннотации (была всего на 2 миллиметра
меньше!) и написанием там же прописной буквы "С" (в оригинале округлая, а тут -
чуть угловатая). Или бывает, что вес пустой коробочки оригинала и фальшивки
разнится всего несколькими миллиграммами!
Около месяца назад в Сочи прошла конференция по актуальным проблемам обеспечения
качества. Там называли такие цифры: в 2005 году в России забраковано 1050 серий
лекарственных препаратов, выявлено 168 фальшивок. Это 0,1 процента от общего
оборота. Среди них больше всего спазмолитиков и антибиотиков.
Куда обращаться с подозрительным препаратом?
Что делать человеку, приобретшему подозрительный препарат? Шаг первый: идти к
уполномоченному по качеству той аптечной сети, где совершена покупка. Как
правило, это кто-то из руководителей. Обычно он дает исчерпывающие разъяснения
(возможно, потребителя смущает оформление упаковки, а это производитель изменил
дизайн). Если есть явный дефект (препарат, к примеру, пахнет керосином), чаще
всего аптека сама связывается с "Центром" и беспокоится об анализе.
Лекарственные торговые сети, с которыми заключены договоры, получают информацию
о забракованных во всей стране средствах из "Центра" оперативно. И, если
попала-таки некондиция, в течение 24 часов приостанавливают продажу.
Плохо, если аптека отфутболивает вас (например, предлагает позвонить в тот же
"Центр"). Такой звонок в данном случае будет "холостым" - по телефону можно
свериться с базой данных, но самого качества не определить!
"Индийский" налет на жевательных таблетках
Много нареканий, по словам Любови Евгеньевны, было в этом году к препаратам
индийского производства. Так, нередко приходят на исследование жевательные
таблетки "Суприма-Лор" от боли в горле со странным налетом.
Но чаще всего лекарство перестает "работать" из-за неправильных условий
хранения. Если инструкция сообщает, что держать надо в прохладном месте (это
температура 12-15 градусов), а фармацевт достает коробочку из шкафа или с полки
(это комнатная температура - около 20 градусов), значит, аптека сама нарушила
"нормы содержания".
Кстати, в жару теряют лечебные свойства (да и форму тоже) почти все свечи,
"умирают" мази. Энтеросгель не может жить при ниже +4 (не ставьте его на верхнюю
полку холодильника!). А бифидумбактерин после даже короткого (ну что такое
десять минут?) пребывания на солнцепеке уже не сможет наладить кишечную
микрофлору...
Фото Владимира Зыкина.
|