Пресса Архангельской области
 
8453827 8453827 8453827 -->


Правда Севера
29 июля 2006 (137)
Ирина СОКОЛОВА

У "липового" супрастина была узкая аннотация

Специалисты подсчитали, что россияне ежегодно тратят на лекарства больше десяти миллиардов долларов. В рубли эту цифру переводить и вовсе страшно - можно запутаться в количестве нулей. А всегда ли мы покупаем качественные таблетки, мази и пилюли? Задавшись этим вопросом, "Обыватель" отправился в архангельский филиал "Научного центра экспертизы средств медицинского применения", к директору Любови Петовой.

Кто смотрит за качеством?

Еще несколько лет назад "лекарственным" контролем занималось ГУЗ "Архангельский областной центр качества и сертификации лекарственных средств". Деньги на исследования, соответственно, давала губернская казна.

Но в 2005 году "проверочные" функции перешли на более высокий - общероссийский - уровень, к Росздравнадзору. По стране стали появляться центры экспертизы лекарственных средств - его "отпрыски". В апреле начал работать такой и в Архангельске, рассказывает Любовь Петова.

Проверяющие смотрят, что к нам завозят, как соблюдаются условия хранения, что продается в аптеках. Для этого они заключают договоры с теми, кто поставляет лекарства на территорию региона.

Надо сказать, государство довольно странно взяло на себя функции лекарственного контролера: центр экспертизы находится на полном хозрасчете, сам должен заработать на аренду, на текущие расходы, на зарплату сотрудников. Поэтому вся проверка идет платно. Слава Богу, большинство торгующих лекарствами понимают свою ответственность и идут на эти расходы.

Первая ступень контроля - документальная. Специалисты смотрят сертификаты качества, сверяются с общероссийской базой данных по недоброкачественным и фальсифицированным препаратам. Если лекарство не замечается в "черном списке", ему присваивается уникальный номер, с которым оно отправляется в аптеку.

Если же пилюля оказывается по каким-то причинам подозрительной, ее ждет вторая ступень контроля - химический анализ.

Заказать "химию" может и рядовой потребитель. Делается она в срок от двух до двадцати дней, но стоит очень дорого. Проверка одного, может быть, самого пустякового показателя, обойдется в 7 рублей 40 копеек. За выдачу протокола специалисты берут 14 рублей 80 копеек. Серьезное исследование оценивается в тысячу рублей и выше.

Четыре категории "проблемных"

Все "проблемные" препараты можно подразделить на четыре группы.

Первая - так называемые плацебо. Это "пустышки", в которые вместо нормального действующего вещества помещается что-либо нейтральное, кальций, например. Сами по себе плацебо не могут повредить здоровью. Зато "нечаянно" погубить способны. Допустим, примет вместо нитроглицерина человек с острым приступом грудной жабы тот же кальций, а "скорая" с уколом не подоспеет вовремя...

Группа номер два - имитанты. В них активное вещество заменено таким же по терапевтическому эффекту, но более дешевым по цене.

Группа три - недоброкачественные лекарственные средства (НЛС). Они, в свою очередь, подразделяются на подгруппы. НЛС с критическим показателем несоответствия представляют угрозу для жизни (могут быть токсичны, не стерильны и проч.). НЛС с некритическим показателем (плохая упаковка, допустим) лечебным эффектом все-таки обладают.

Группа четыре - фальсифицированные лекарства. Они, как правило, представляют собой лексредства, сопровождаемые ложной информацией о составе и (или) производителе.

Фальсификаты теперь делают очень высокого качества, отмечает Любовь Петова. И приводит в пример супрастин. Раньше на поддельной пачке и шрифт бывал другой, и название на упаковке писалось с ошибкой. Последний же из выявленных лжесупрастинов отличался шириной листка аннотации (была всего на 2 миллиметра меньше!) и написанием там же прописной буквы "С" (в оригинале округлая, а тут - чуть угловатая). Или бывает, что вес пустой коробочки оригинала и фальшивки разнится всего несколькими миллиграммами!

Около месяца назад в Сочи прошла конференция по актуальным проблемам обеспечения качества. Там называли такие цифры: в 2005 году в России забраковано 1050 серий лекарственных препаратов, выявлено 168 фальшивок. Это 0,1 процента от общего оборота. Среди них больше всего спазмолитиков и антибиотиков.

Куда обращаться с подозрительным препаратом?

Что делать человеку, приобретшему подозрительный препарат? Шаг первый: идти к уполномоченному по качеству той аптечной сети, где совершена покупка. Как правило, это кто-то из руководителей. Обычно он дает исчерпывающие разъяснения (возможно, потребителя смущает оформление упаковки, а это производитель изменил дизайн). Если есть явный дефект (препарат, к примеру, пахнет керосином), чаще всего аптека сама связывается с "Центром" и беспокоится об анализе.

Лекарственные торговые сети, с которыми заключены договоры, получают информацию о забракованных во всей стране средствах из "Центра" оперативно. И, если попала-таки некондиция, в течение 24 часов приостанавливают продажу.

Плохо, если аптека отфутболивает вас (например, предлагает позвонить в тот же "Центр"). Такой звонок в данном случае будет "холостым" - по телефону можно свериться с базой данных, но самого качества не определить!

"Индийский" налет на жевательных таблетках

Много нареканий, по словам Любови Евгеньевны, было в этом году к препаратам индийского производства. Так, нередко приходят на исследование жевательные таблетки "Суприма-Лор" от боли в горле со странным налетом.

Но чаще всего лекарство перестает "работать" из-за неправильных условий хранения. Если инструкция сообщает, что держать надо в прохладном месте (это температура 12-15 градусов), а фармацевт достает коробочку из шкафа или с полки (это комнатная температура - около 20 градусов), значит, аптека сама нарушила "нормы содержания".

Кстати, в жару теряют лечебные свойства (да и форму тоже) почти все свечи, "умирают" мази. Энтеросгель не может жить при ниже +4 (не ставьте его на верхнюю полку холодильника!). А бифидумбактерин после даже короткого (ну что такое десять минут?) пребывания на солнцепеке уже не сможет наладить кишечную микрофлору...

Фото Владимира Зыкина.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя