Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
4 июля 2006 (120)
Елена МАЛЫШЕВА.

Экономика и ответственность

Ничего больше для наведения порядка в ЖКХ не требуется

Руководство любой территорией начинается с традиционного знакомства с хозяйством, после которого так же традиционно следуют неприятные открытия: "Я не думал, что здесь все ТАК запущено". Потом идет мучительное формирование команды, увольнения-назначения, притирки... И лишь к концу срока большинство руководителей, понявшие "вдруг", что до перевыборов почти не остается времени, начинают лихорадочно придумывать и запускать в жизнь "социальные проекты".

Еще одна "традиция" - усиленное пиар-сопровождение мэрства: первая неделя, месяц, сто дней, полгода, год - повод всегда найдется. Главное, чтобы глава был везде сам - будь то руины сгоревшего дома, новостройка, прорвавшаяся труба или тройня в роддоме. "Много мэра" - это как будто много работы.

Но есть и другие подходы, о которых сегодня расскажу.

"Город -такое же предприятие"

За фразой мэра Коряжмы Александра Дементьева "экономика - она и в Африке экономика" стоит доступное пониманию большинства "жить надо по средствам". Например, на старте реформ на Котласском ЦБК работало более 10-ти тысяч человек. А на подобных предприятиях за рубежом около миллиона тонн продукции делает тысяча работающих, то есть нам, чтобы быть конкурентоспособными, надо сокращать издержки. Цинично, возможно, звучит, но лишняя рабочая сила - тоже издержки. Значит - сокращать, а чтобы оставшиеся могли работать производительнее, - менять оборудование.

Но куда идти сокращенным, если в Коряжме нет другого равноценного производства? Эта головная боль предприятия могла стать головной болью города. По иронии судьбы Александр Дементьев, главный финансист ЦБК, человек, ответственный в свое время за сокращение издержек на комбинате, стал мэром - человеком, ответственным за горожан, среди которых "лишних" быть не может.

Однако, придя во власть, Дементьев заявил: "Город - такое же предприятие, как комбинат. И поскольку бюджетных средств не хватает, важно обозначить приоритеты - куда их тратить и где найти возможности по увеличению этих средств". Другого для города пути специалист с экономическим образованием не видел.

Направо пойдешь - комбинат разоришь, налево - свой пояс затянешь...

Стратегию мэр готовил сам, анализ ситуации в городе делала приглашенная консалтинговая фирма. А она, не боясь кого-то обидеть, обрисовала безрадостную картину, типичную, впрочем, для многих городов: средств бюджета едва хватает на текущие расходы, без развития в городе новых производств Коряжма превратится в рабочий поселок, грамотные специалисты будут уезжать, молодежь не связывает свое будущее с Коряжмой...

Вариантов было еще меньше, чем у сказочного богатыря на распутье: продолжать доить КЦБК или развиваться самостоятельно. И, приди во власть кто-то другой, не экономист с комбината, он, скорее всего, выбрал бы "доение", как делают многие монопрофильные города - особенно там, где хозяевами предприятия остаются так называемые первичные собственники. В сознании большинства они все еще "неправильные владельцы", и, стало быть, "обязаны делиться, а то хуже будет..."

Но Дементьев вместе с родным комбинатом пережил в свое время грозящее КЦБК банкротство. И лучше других понимал: наступает время, когда государству, а значит, и муниципалам, придется жить на собственные средства. Помощь предприятий становится доброй волей их владельцев. Иначе не выжить им самим.

В стратегии развития города мэр выделил три основных направления: реформирование муниципального управления (которое "превратило бы" служащих-чиновников в менеджеров-управленцев), привлечение в город инвестиций, минимизация затрат в МУПах. Сегодня речь - о третьем направлении.

Собрать стадоиз баранов легко.

Трудно собратьстадо из кошек

Дементьев понимал: поставленные задачи не решить одному. Поэтому сразу после избрания приступил к формированию команды. На должность заместителя по управлению ресурсно-имущественным комплексом мэр пригласил родственную душу - Веру Пуртову. Кроме высшего экономического и аудиторского образования она имеет: специальности "Промышленное и гражданское строительство" и "Бухгалтерский учет", опыт работы мастером на производстве железобетона, опыт работы в налоговой инспекции и ведущим аудитором и руководителем группы анализа и контроля КЦБК, диплом корпоративного университета Илим ПАЛПа. Вместе с Дементьевым прошла школу депутатства.

Пуртовой достался хозяйственный блок из пяти унитарных муниципальных предприятий: ПУ ЖКХ, АТП, "Бюро ритуальных услуг", "Коряжемка" (общепит) и "Коряжемская информационная компания" (газета). Дементьев поставил задачу: вывести их если не на рентабельность, то хотя бы "на ноль", чтобы как можно меньше бюджетных средств шло на содержание этих предприятий, а высвобожденные средства можно было бы пускать на инвестиционные программы.

То есть с самого начала функциональные обязанности были жестко распределены: Дементьев - стратег, думающий значительно дальше четырех лет избирательного срока, Пуртова - тактик "на хозяйстве". Перемены в мэрии, в том числе и назначение зама, не всем пришлись по душе. И, знакомясь с коллективом, Вера Александровна сказала: "Если бы вы имели возможность выбирать руководителя, наверное, я бы здесь не работала. Но и я бы взяла в свою команду не всех. Поэтому будем притираться".

Как и Дементьев, она мечтала о подчиненных, которым можно, раз дав задание, навсегда о нем забыть. Понимала также, что и вдвоем им горы не свернуть. Да, в администрации сформировался сильный коллектив. Но новое время, новые задачи и новые подходы к их решению потребовали на ключевых направлениях и новых мозгов. Взять подобные можно было лишь на КЦБК. И в команду пригласили работавшую до этого в бюджетном отделе Надежду Федотову и ведущего аудитора управления внутреннего аудита КЦБК Светлану Мальцеву.

Этому квартету и предстояло заняться внедрением в МУПах контроллинга (финансового планирования и бюджетирования), финансового анализа, оптимизацией налогообложения.

Расходы без капризов

Поняв, что невозможно вести преобразования сразу по всем направлениям, начали с двух предприятий - АТП и ЖКХ. На первые бюджетные комитеты туда выезжал и мэр, сам ковырялся в затратах. Начиналось все тяжело. Но Дементьев и Пуртова помнили: не просто было и на комбинате, но ведь получилось. Бюджетирование и финансовое планирование делают учет затрат прозрачным, именно поэтому ими активно пользуются крупный и средний бизнес. Удалось найти единомышленников и переломить ситуацию и на этих предприятиях. Люди поняли: быть рачительным выгодно, сэкономленное не отбирают, дают возможность направлять, например, на социальные выплаты работникам. Так, из-за малоснежной зимы МУП "Благоустройство" (оно выделено сейчас из ПУ ЖКХ) на уборке города сэкономило около полумиллиона рублей. А поскольку сумма на год ему выделяется фиксированная, появился смысл тратить деньги эффективно. Сейчас "Благоустройство" занялось еще и платными услугами - выращиванием рассады, заключением договоров с ларьками и гаражно-строительными кооперативами на уборку территорий возле них...

Научили предприятия и главному: поскольку вся деятельность АТП и ЖКХ завязана на тарифы, предстоит жестко работать с себестоимостью услуг. Поэтому теперь любая модернизация без капризных "хочу!" Нужны 30 компьютеров? Зачем? Почему не 20? Почему эти? Доказывайте, обосновывайте. Ежемесячно бюджетные комитеты принимают защиту от предприятий по их планам.

В прошлом году в ЖКХ был введен жесткий (агрессивный) бюджет на 2006 год. Разработаны документы, регламентирующие формирование бюджета предприятия. Переработано положение о премировании. На основе бюджета впервые введен в действие годовой финансовый план. Это - возможность эффективнее управлять финансовыми потоками, выявлять ненужные затраты, принимать меры по их сокращению. Любой экономист поймет, о чем речь...

Клад под ногами

А вообще первую рабочую неделю в мэрии Пуртова начала с "аудиторского" обхода хозяйства: складов, гаражей, подвалов, промплощадок. И буквально на поверхности нашла первые идеи по оптимизации затрат. Например, в котельной, которая круглосуточно работала только на парное отделение городской бани и ежегодно приносила 1,5 млн рублей убытков. Специалистам поставили задачу - найти иное техническое решение. И они предложили закрыть газовую котельную, установить вместо нее электрические печи, сделать ремонт. О Пуртовой говорят: "Поставив цель, она идет к ней методично и начинает "доставать" специалистов. Системно, причем". Проект внедрили.

Второй "легкой добычей" стала городская прачечная, стиравшая в два раза дороже, чем прачечная ЦБК. При этом ее расходы закладывались в тариф на содержание жилья, т.е. люди оплачивали стирку белья для проживающих в общежитиях. Убыточную прачечную закрыли, а стирку передали "Бытовым услугам" комбината. Да, они стали монополистом. Но налоговый кодекс позволяет монополисту делать наценку на услуги не больше 20 процентов, чем основным своим потребителям. Так что если для комбината стирка кило белья стоит 30 рублей, то для всех остальных - максимум 36 рублей. А было-то - шестьдесят... Вот и еще 700 тысяч рублей экономии в год.

И все равно были недовольные, утверждавшие, что Пуртова лоббирует интересы КЦБК. Она парировала: "Если комбинат или его дочерние общества будут делать для города что-то дешевле и качественнее, лоббировала и буду лоббировать". Так 2,2 млн рублей "с поверхности сняли".

Следующим на очереди стало складское хозяйство. Огромные теплые помещения на берегу Вычегды заполнялись лишь на треть - и зачастую товаром, которому не требовалось отопление (металлопрокатом, например). Плюс сторожа, кладовщики... Склады закрыли. Общая сумма экономии дошла до 3 млн. Так стала решаться задача оптимизации затрат для предприятий и выведения из тарифов неразумных трат.

Вчерашний деньэкономики

Резонно спросить: где же раньше были экономические службы предприятий? Но МУПы никогда не были заинтересованы в экономии. Это у частника: чем дешевле услуга, тем она востребованней населением. У МУПовмонополистов все затраты ложились в тарифы. С той же баней город держал цены в приличных рамках лишь потому, что горячая вода есть в Коряжме не у всех и баня считалась социальным объектом. Разница в доходах-расходах возмещалась из бюджета. Но уже в этом году баня, по расчетам, должна выйти на безубыточность.

А МУПы могли еще годами учитывать лишь затраты и ныть, что им ни на что не хватает. Но учет одних лишь затрат - вчерашний день экономики, тот же КЦБК проскочил его еще в 2000 году. То есть, выходит, госпредприятия отстают от частных на 5-6 лет. И, не приди в их сферу экономисты с того же комбината, так бы и жили еще неизвестно сколько по старинке.

Репутация становится востребованной

А сегодня и котировочные конкурсы стали обычным делом в ЖКХ. Есть "Положение о порядке формирования, размещения и исполнения заказов на закупку товаров, работ и услуг". Что важно: для котировочного конкурса поставщики готовят более солидный пакет документов, чем просто прайс-лист. Заказчика интересует не только цена, но и более выгодные условия поставки, оплаты, скидки, предоставление поставщиком референс-листа, в котором обязательны сведения о деловой истории предприятия, подтверждение ее репутации.

А заинтересованные работать с крупным потребителем поставщики рождают выгодную конкуренцию. И когда за заказ бьются четыре претендента, цена заказа может снизиться до полумиллиона рублей. Например, проект "Внедрение энергосберегающих мероприятий на объектах соцсферы в Коряжме" реализуется при финансовой поддержке NEFCO, в рамках специально разработанной программы льготных кредитов для социального сектора МО. Кредит - в рублях под 3 процента (!) годовых, на 5 лет. Сумма общих инвестиций -5, 1 млн рублей. В проекте - поддержание расчетного теплового и гидравлического режимов в системе теплоснабжения ЖКХ, установка приборов учета тепловой энергии и воды в детском саду 17, реконструкция бани.

В 2005 году только на муниципальных заказах Коряжма сэкономила 11 млн рублей. То есть подтвердилось правило: дополнительные доходы - это оптимизированные расходы.

Работа на перспективу

Найти клад - тоже, конечно, труд. Но длительное благополучие зависит от умения не клады искать, а работать на перспективу. И большинство преобразований в городе заряжены на будущее. Так, задумывая ремонт коммуникаций, Коряжма перешла на новые технологии и материалы, благодаря чему срок службы коммуникаций увеличивается до 50 лет, значительно улучшается качество воды. В этом году уже и разводящие внутридомовые сети там делают из полиэтилена. Задача - поменять все трубы. Ради этого пишется целевая программа, с которой город намерен войти в федеральную. "Один раз вложимся, - объясняет Пуртова, - и много лет будем спать спокойно".

Замена труб кардинально на тарифах не скажется. При возможном росте 20 процентов в год, город в 2006 году повысил их на 15 процентов, они - из самых низких в области. Причем уже два года депутаты утверждают тарифы без сомнений: благодаря жестким программам предприятий все видят - деньги идут на дело. Кстати, городская газета ежемесячно публикует отчеты ЖКХ по расходованию средств, стоимости работ и материалов.

Котловой метод

Нашла Коряжма и решение проблемы с капремонтами. Как и везде, здесь два года не взымали плату за них: государство решило, что бремя содержания жилья должно быть на собственнике. Но большинство домов в городе его ровесники, им под сорок. Понятно, что ветшают. А средств на ремонты нет. И в городе вернулись к "хорошо забытому старому", как на селе, котловому методу: собрались - дом построили. Посидев над цифрами, Пуртова выяснила: в городе, где 13 тысяч из 40 - пенсионеры, не собрать миллион, например, на ремонт крыши. Значит, нужна накопительная система. Чтобы люди пошли на нее, чтобы эту систему приняли депутаты, ввели жесткий подомовой учет, до которого провели независимую экспертизу тарифов. Эксперты выдали рекомендуемую цифру: 1,24руб. с кв. метра.

В итоге родилась схема: лицевые счета заводятся на каждый дом, идет учет по доходам и расходам. Количественный учет вели и раньше: типа отремонтировали два подъезда или перекрыли одну крышу... Сейчас деньги поступают на расчетный счет ПУ ЖКХ, есть ежемесячная раскладка - с какого дома сколько собрано, сколько на кого потрачено.

Ну, а чтобы тратили эффективно, приняли программу ремонта жилья на 20 лет. Она достаточно условна: сложно предусмотреть, когда, где и что прохудится, какими будут цены и т.д., тем не менее... Каждый дом теперь знает, на что он может рассчитывать и примерно когда. Есть сметы на все виды работ, и любой желающий всегда может проверить расходы. Допустим, собрали с дома за год 90 тысяч, а на ремонт крыши потратили миллион. Значит, жильцы остались должны. Значит, для них заимствовали с других домов, которые без капремонтов пока могут обойтись.

Домофонизация всей Коряжмы

Эта программа тоже с прицелом на десяток лет вперед. Была цель - сделать косметические ремонты в подъездах, где будут установлены домофоны (а это еще и работа на тариф), и обеспечить безопасность жильцов (газ проводился в 70х гг. в уже построенные дома, поэтому вся разводка внутриподъездная).

Учитывая, что сразу 23 тысячи рублей многие семьи выложить на домофон не могли, платили по 30 процентов (в среднем 352 рубля с квартиры). Оставшиеся деньги - по 29-32 рубля в месяц - будут выплачиваться два года. То есть примерно 700 тыс. рублей вернутся уже в этом году и будут реинвестированы в домофоны для новой "порции" подъездов. Муниципалитет авансировал на 133 подъезда (из 1066 в городе) 2,1 млн руб. с рассрочкой на несколько лет. Поскольку закупали двери оптом, получили значительные скидки.

"Фишка" в том, что домофоны подъезды "получали" при условии, что ни у кого из жильцов нет задолженности за ЖКУ. Соседи брали в ЖКХ информацию о должниках и сами "доставали" их: "Ты, мол, чего это, а ну плати!" Эффект оказался удивительным: удалось значительно подтянуть дебиторку. И сегодня процент оплаты за жилье - почти 98.

А там, где поставили домофоны, ЖКХ внепланово делает косметические ремонты - чтобы об этих подъездах можно забыть лет на 10. Никто ведь гадить не будет, если там свои только ходят. В итоге сегодня в городе есть подъезды с цветами и ковровыми дорожками...

Доверяя - проверяй!

Еще одна проблема - слежение за городом, как это сделано, например, в московском микрорайоне "Сокол". Там каждый подъезд 170-ти домов оборудован камерами видеонаблюдения. Кстати, на домофоны москвичи сбрасывались сами, городской программы поддержки этого начинания не было. А вот камеры слежения оплачивал город. В Коряжме собираются установить круглосуточное видеонаблюдение в ключевых точках города, что, надеются, поможет снизить криминогенность.

Следующая задача - реализация программ "Светлый город" и "Прозрачный маршрут". По первой планируется заменить уличные лампы на более экономичные и эстетичные. По второй предполагается установить датчики на каждый автомобиль автохозяйства и ЖКХ, чтобы диспетчер в реальном времени знал, кто где находится. Датчики показывают скорость и направление движения, расход горючего, которое невозможно будет банально слить. А в затратах на использование техники бензин занимает 30 процентов. Охватить "черными ящиками" планируется и "Газели" - маршрутки, чтобы они жестко соблюдали режим работы.

Внедрение программы "Светлый город" даст экономию в 3,2 млн рублей, программы "Прозрачный маршрут" - 2,3 млн.

Есть ли конкуренты ЖКХ?

Особая тема - приход в ЖКХ управляющих компаний. Специфика города - в нем нет районов, но есть градообразующее предприятие, вырабатывающее энергоресурсы, ЖКХ служит передаточным звеном. Позиция мэрии - нет смысла разрушать сложившуюся систему, при которой постоянно проводится мониторинг затрат, есть контроль за себестоимостью услуг. Есть, наконец, ответственное должностное лицо, одно и вполне конкретное - Вера Пуртова. Можно, конечно, язвить: мол, ответственность должностного лица слишком условна... Пуртова же считает, что даже незнание экономических законов не освобождает администрацию от ответственности. По-простому это звучит в ее устах так: "Я не могу сделать что-то такое, после чего будет стыдно людям в глаза смотреть. Мы думаем о тех, кто придет после нас".

Кстати, если в городе все-таки появится какая-то управляющая компания, если часть домов уйдет в ее ведение, они уйдут вместе с кредиторкой. Например, им к тому времени окажут услуг на 500 тысяч, а соберут 200. Значит, новые управленцы возьмут дом с долгами. А окажут услуг на 500, собрав, допустим, миллион, ЖКХ вернет эти полмиллиона.

Что до предстоящего в 2009 году акционировании предприятий ЖКХ... Такой формы собственности, как МУПы, не будет. Но заниматься акционированием начнет муниципалитет, и сначала 100 процентов акций будет у него. И он сам станет решать, оставлять ли за собой контрольный пакет. В Коряжме склоняются - оставлять, чтобы иметь возможность влиять на ситуацию. "А иначе как формировать тарифы, если вожжей не будет?"

Например, ближайшая "дорогостоящая" задача - разобраться с холодным водоснабжением. Счетчики на трех водоводах показывают: теряется 30 процентов воды. Сверхзадача - найти где. Утекает в землю? Смыло бы город. Воруют? Кто? Но если потребители оплачивают 70 процентов воды, кто должен оплачивать еще 30? А если никто, как предприятию выйти на рентабельность?

АТП:ресурсов больше нет

Два года назад АТП разделилось на МУП "Коряжемское АТП", ООО "Автотранс" и ООО "Пассажирское АТП". Перевод на упрощенную систему налогообложения позволил значительно сократить расходы по налоговым платежам. Сейчас МО рекомендовано работать над затратами пассажирских предприятий. А в Коряжме уже другая проблема: там держат себестоимость в АТП на одном уровне два года - только за счет оптимизации внутренних резервов. Гайки закручены так, что ресурса больше нет, экономить не на чем. И теперь нужно либо вкладываться в предприятие, либо закрывать его. В противном случае - обратный результат: снижение качества услуг.

Недавно мэр и его заместитель по хозяйству серьезно говорили на эту тему. Разумеется, - как два экономиста. "Доказывайте вашу позицию", - требовал Дементьев. "Я же очевидное говорю, сколько доказывать?" - почти обижалась Пуртова. Но доказывала. Потому что главный ее аргумент всегда другой: "Я их контролирую - я им и помогаю. И вместе с ними разделяю ответственность".

...Наверное, только экономисты-производственники, знающие, что такое рентабельность и конкурентоспособность, могли вот так взяться и внедрить финансовое планирование и бюджетирование в МУПах - без указки сверху, без подобного опыта на уровне области... Быть первым всегда трудно. Еще труднее брать на себя ответственность в эпоху перемен, когда советоваться не с кем. Но не зря же Дементьев говорит: "Город - такое же предприятие". И "экономика - она и в Африке экономика".

Так что советчиками мэра и его коллег стала именно она - экономика. А гарантом успеха - ответственность за взятые на себя обязанности. Вот так все просто. И никакие указы, законы, вмешательства президента не потребовались...

По итогам 2006 года Коряжемское ПУ ЖКХ должно выйти на безубыточность. Есть такая тенденция.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя