Пресса Архангельской области
 
615220141 615220141 615220141 -->


Правда Севера
7 июля 2006 (123)
Валентина ТРЕТЬЯКОВА.

Никого не стало в доме, кроме пустоты

Разорение чужого родового гнезда никому не принесло счастья

МНЕ часто снится мой родной дом в деревне Вазица. Дом, который построил мой папа - Третьяков Андрей Северьянович. Дом, в котором моя мама Анна Александровна родила семерых детей и вырастила пасынка Николая. Дом, в котором жила и кормила нас молоком красно-белая корова Шурка. Дом, в котором были телята, овцы, собаки и кошка. Дом, открытый для всех проходящих и входящих. Однажды семья цыган из пяти человек жила у нас 10 дней и съела все припасы.

Папу моего называли уважительно - Первый охотник. Он пришел со службы еще в 1908 году с нагрудным знаком "За отличную стрельбу" и штуцером. Вечерами у нас собирались деревенские мужики, обсуждали большие новости и свои деревенские дела, просили папу рассказать о германской войне, трехлетней жизни в плену и возвращении в 1918-м через фронты Гражданской войны из немецкого приморского Данцига пешком в родную поморскую Вазицу.

Дом, в котором прошло мое детство. Семья у нас была, как и у всех в те времена, многодетная. Шли годы, мы росли, учились в Мегре и в Ручьях. В апреле 1951-го простудился мой старший брат Григорий. Целый месяц болел воспалением легких, но фельдшера мы так и не дождались. В мае, не дожив трех месяцев до своего 20-летия, Гриша умер. В конце сентября забрали в армию брата Федора, и пока он был еще в Мезени на призывном пункте, умер от инсульта папа. Федю не отпустили даже на похороны.

И ОСТАЛАСЬ наша семья сразу без трех взрослых мужчин. Мы с братом учились в Ручьях и жили там в интернате, а младшие учились в начальной школе в Мегре и жили у бабушки. Колхоз вызвал маму работать в Ручьи. Дом опустел, корова Шурка и овцы были отданы на время соседке. Мама понимала, что одной с малыми детьми в колхозе придется очень тяжело. А выехать в то время из деревни было невозможно - паспортов не давали. Зная, что я собираюсь после семилетки в город учиться, мама вышла замуж за городского командированного из экспедиции, которая проектировала железную дорогу от Архангельска на Мезень.

Я поступила в фельдшерскую акушерскую школу и, заработав в подсобном хозяйстве за десять дней 150 рублей, вернулась в Вазицу забрать братиков, закончивших учебу. Брат Федя перед службой ходил на зверобойку и купил мне материал на три платья, домой муки, крупы, оставил денег. Мы, уезжая летом 1952 года в город, оставили дома мешок муки и мешок овсянки. Следующим летом я поехала проведать родной дом, но на море был шторм, и пароход прошел мимо Ручьев. Так я не побывала в Вазице.

После окончания учебы в Архангельском медицинском училище я мечтала работать в деревне, чтобы люди не умирали из-за того, что вовремя не была оказана помощь. Но оказалось, что дом наш, которому не исполнилось и 30 лет со времени постройки, вывез в соседнюю Мегру житель этой деревни. Так мы остались без родного крова. Позже вернулся в деревню мой младший брат с женой и детьми, но пришлось жить ему по людям.

ДОМ, самовольно увезенный с отчего места, на новом месте той семье счастья не дал. Будто рок преследовал ее: умирали рано дети, много болела мать, умер и хозяин. Две оставшиеся дочери живут за тысячи километров. Летом 1992 года в Мегре побывала жена хозяина, и во время переписи земельных участков для налогообложения участок, конечно, был записан на нее. Почти сразу после этого новоявленная хозяйка умерла.

Дом наш остался даже без такого редкого присмотра. Приезжали дочери, продали все, что можно было, а три года назад я узнала, что пытаются продать и дом за 10 тысяч рублей, да никто не берет - боятся. В деревне говорят, что он "выводит" людей.

Поморские дома стоят столетие. Но мой родной дом, построенный летом 1925 года, умирает. Печки развалились, пол рассыпался, стены гниют. Мы, приезжая на могилы родных, останавливаемся у тех, кто пустит. Хотели мы хоть часть нашего дома перевезти в Вазицу на его отчее место. Узнав об этом, дочь умершего хозяина, проживающая сейчас в Тульской области, пригрозила нам судом!..

Во сне я часто вижу, как приезжаю в мой родной построенный папой дом... А проснувшись, не могу удержать слезы по осиротевшему дому.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя