Правда Севера
12 августа 2006 (147)
Ирина ПОЛЯКОВА.
"Наскребли" шесть баллов шторма
На второй этап Соловецкой регаты-2006 - стомильную гонку к карельскому острову
Сосновец - яхты уходили едва-едва. Коварное море куда-то далеко запрятало ветер!
Пришлось просить стихию сменить гнев на милость. В ход пошли магические уловки
яхтинга - дутье во все щеки и протяжный свист. Спортсмены даже скребли паруса,
как того требует примета. Наконец, спустя 20 минут после открытия старта,
архангельскому "Командору" удалось начать соревнования.
А чуть позднее море показало свой истинный нрав: включило шестибалльный шторм.
На следующий день в обед кок Михаил даже отменил на судейском "Беломорце" борщ -
его разбрызгивали "летающие тарелки". Коллеги из ГТРК "Поморье", решившие пройти
вторую дистанцию на яхте "Интерлопер - Русский лед", рассказывали, как пытались
сохранить что-то типа равновесия и как желудки возвращали назад вкусное яхтенное
угощение.
А представьте, что творилось на яхтах-малышах! Но, слава Богу, испытание было
пройдено с честью. Первыми к финишу в своих группах пришли "Интерлопер", "Шанс",
"Секрет", "Викинг" и "Олимп".
Перед "забегом" 3 организаторы устроили спортсменам выходной день на Сосновце.
Красота! Деревья с колючими лапами, скалы, брусника, песни у костра и посвящение
новичков (их, кстати, на 32-й регате оказалось почти тридцать человек) в
яхтсмены. А назавтра - новый 100-мильный путь к Соловецким островам, в бухту
Благополучия.
Дорога была трудной, двигаться пришлось против ветра - лавировать. При "ходьбе"
галсами маршрут иногда увеличивается почти вдвое!
Финишировать стали с восьми утра. В лидерах обозначились уже традиционный
"Интерлопер - Русский лед", "Резон" (яхтсмены смеялись: "Неслись, как бешеные.
Курить хотелось, а сигареты закончились!"), "Секрет", "Водный мир" и "Олимп".
Лишь яхту "Экспромт" судейская коллегия встретила только через двое суток -
живую, но уставшую и невезучую.
При девушке - никакого мата!
У нас яхтинг почему-то принято считать видом спорта исключительно сильного пола.
Заграничные спортсмены удивляются: ну как же вы, мужики, без милых дам? Пора
менять положение!
И вот - меняем! В этом году девушки есть в экипажах "Олимпа", "Калипсо",
"Браво", "Веги", "Мустанга". На северодвинском "Союзе", например, "служит" самая
молодая участница нынешней Соловецкой регаты, 21-летний матрос-кок студентка
Севмашвтуза Вера Корлякова.
На самом деле "Союз" - кузница женских яхтенных кадров. Тут первыми поняли, что
дама на корабле - к счастью. И накормит, и культуру "уронить" не даст (да-да,
при девушке у просоленных морем мужиков материться язык не поворачивается).
Хрупкая приветливая Верочка, посещающая музыкальную школу и поющая в церковном
хоре, два года рвалась в море. Капитан "Союза" Сергей Тетеревлев (в сухопутной
жизни - Верин преподаватель) держал ее в резерве до подходящего случая. Узнав о
возможности участия в регате-2006, Вера успела вернуться с Валаама, где была при
монастыре на послушании.
На третьем этапе "союзницу" сильно укачало. Отпаивая воспитанницу таблетками и
лимонным соком (кстати, говорят, одно из лучших средств от морской болезни),
Сергей Иванович предполагал, что Вера поставит в своей яхтенной карьере точку.
Но нет! Два часа после финиша, душ и - снова готова в бой.
Отец у Корляковой подводник, капитан первого ранга в отставке. Тысячи миль
прошел. Вера тоже подсчитала свои морские километры. Вышло четыреста. Так что
задача теперь - догнать и перегнать папу!
Стартовать, на ночь глядя
"Лучший!" Да разве может по-другому назвать капитан экипаж своей яхты. Вот и
Сергей Тетеревлев уверен, что четверо его "союзников" - лучшие спортсмены на
свете (и самые интеллигентные - играют в шахматы и читают Куприна).
Увлечение самого капитана яхтенным спортом началось еще в юности, с морских книг
Джека Лондона. Да и с генами проблем не было: дед - потомственный рыбак из
Солзы. В 19 лет Сергей и его приятели своими руками построили яхту с именем
"Людмила" и проходили на ней четыре года. Потом Тетеревлев вступил в клуб
"Беломорец" и соорудил новое парусное судно - "Корвет". Повидало оно не только
русские воды, но и заграницу - Германию со Скандинавией.
- В 1990 году нам снова пришло приглашение на регату в Киль, но буквально
накануне произошло несчастье: дотла сгорел яхт-клуб "Беломорец", - вспоминает
капитан. - Мы погоревали-погоревали и начали строить новую лодку. Пока же ходим
на "Союзе" польского производства.
Судно с именем "Корвет-2" до сих пор в работе. Корпус готов полностью, да вот с
начинкой образовался ступор. Проблема - в электричестве. Эллинг, где рождается
сын погибшего "Корвета", почти обесточен. Надо ремонтировать ЛЭП, а на это
требуется миллион рублей. Яхтенным спортом вообще заниматься все труднее - по
сегодняшним ценам это слишком дорогое хобби.
И довольно опасное. Без хорошей подготовки на воде делать нечего. На дне Белого
моря, например, полно "банок" - участков с маленькой глубиной. Прошляпишь такую
"банку", можешь прощаться с жизнью.
- Почему тянет в море? - улыбается Сергей. - Самому непонятно! Яхта - это
путешествия, причем намного дешевле, чем на поезде или автомобиле. А море -
аэрозоль, который помогает от моего хронического насморка. - Сергей улыбается
еще лукавее. - И еще яхтинг - самый необычный вид спорта. Только яхтсмены могут
выходить на старт на ночь глядя!
***
На собрание капитанов перед заключительным этапом регаты пришел "глава"
питерской яхты "Персей" Виталий Демидович. Тот самый, которого после первой
гонки с сердечным приступом вертолетом переправляли сначала в Архангельск, а
потом в Петербург. Вот характер! Сбежал из питерской больницы и вернулся на
Соловки, чтоб участвовать в последнем этапе регаты!
Кстати, я тоже планирую выйти под симпатичным белым парусом в море - капитан
яхты "Секрет", самый взрослый (шутка ли, 72 года!) и опытный яхтсмен Петр
Коренюгин согласился взять зуйком на гонку в тридцать миль. Подробный морской
отчет обещаю во вторник.
|