Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
16 августа 2006 (148)
Владимир СОКОЛОВ.

В германском порту готовы купить "Беломор" или "Приму"

Хроника одного рейса

Журналиста из "Деловой среды" Владимира Соколова связывают с морем долгие годы. Мысли коллеги в "береговом отстое" постоянно устремлены к новому свиданию с голубыми просторами. Ну как он мог отказаться от неожиданно поступившего предложения крюинговой компании сделать рейс в Европу в качестве старшего помощника капитана на иностранном теплоходе "Erlanda"? Возвратясь из дальних странствий, качаясь по морям по волнам, Владимир решил поделиться с нашими читателями своими впечатлениями.

Оказался я в составе экипажа "подфлажного" судна с эстонским экипажем без особых сложностей. Судовладелец теплохода - таллинская компания "Cargo hunters", что в переводе означает "охотники за грузом", - ходит под флагом островка-государства Сант-Виссент, затерявшегося где-то в Карибском море. Судно максимально приспособлено для перевозки пилолеса, и потому в архангельском порту "Эрланда" - частый гость. В нынешний приход к нам на судно было погружено 4500 кубометров беломорской доски.

Прибыл лоцман. Прозвучала привычная команда: "Отдать швартовы!" "Эрланда" сделала разворот на соломбальском рейде и, набирая ход, направилась в сторону Белого моря. Оно встретило ласково. Легкий ветерок гнал по воде рябь, покатые ленивые волны лишь слегка раскачивали судно.

Через сутки вышли в Баренцево море. Оно сразу напомнило о близкой Арктике. На горизонте появились тучи и довольно скоро скрыли солнце. Небо в тот же миг помрачнело, засвистел ветер в снастях. С каждой следующей минутой волны становились все выше, белые барашки все злее, крен от качки все круче.

Почувствовали цивилизацию

Как только отошли от полуострова Рыбачий, почувствовали приближение европейской цивилизации - до этого неработавший телевизор стал показывать норвежскую программу, заработал мобильный телефон, станция Варде-радио регулярно передавала прогнозы погоды. Судно шло неподалеку от берега, и мне впервые удалось рассмотреть не только высокие, покрытые снегом скалы, отвесно уходящие в воду, но и другие норвежские диковины.

Оказывается, совсем рядом с океаном в фиордах есть населенные пункты. Их здесь множество: ухоженные аккуратные домики и высокие ярко окрашенные церкви, дороги, ведущие буквально к каждому строению, будь это склад или сарай, крепкие причалы, надежно укрытые волноломами. И возле домов - десятки, сотни рыбацких ботов, катеров, лодок. Нередко над ними возвышается один - два больших пассажирских лайнера. Они ходят между норвежскими деревнями так часто, что такому сообщению могут позавидовать жители не только Пертоминска и Золотицы, а даже Конецдворья и Лапоминки. С архангельской действительностью сравнивать начинал невольно, и это сравнение не в нашу пользу. Почему, скажем, на все Поморье есть только два судна, способных вести прибрежный рыболовный промысел? И почему пассажиров между селениями Белого моря и Архангельском возит тихоходное и далекое от комфорта "Беломорье"?

Преодолев две тысячи миль, на двенадцатый день плавания мы оказались в устье германской реки Везер.

Немцы не любят военной тайны

Через восемь часов непрерывных расхождений и поворотов в сумерках подошли к Вильгельмсхафену. Рассказывали, что это крупная военно-морская база Германии. Корабли, транспорты, подводные лодки тесно стояли во внешней гавани порта. Возле них, несмотря на вечернее время, многолюдно. И без бинокля видно, что большинство гуляющих - народ сугубо штатский: степенные старики, группы молодежи, мамы с детьми...

Подумалось: запрещать видеть то, что не составляет военной тайны? Ведь военные секреты немцев наверняка не лежат на палубе и не подняты на мачту. Можно не сомневаться, что нехитрым способом достигается связь германской армии с народом, а из сегодняшних пацанов, лазающих по торпедным аппаратам, завтра вырастут защитники фатерланда. И поневоле приходит на память, как трудно у нас в России попасть за ворота мало-мальски режимного объекта.

Торговый порт от военного отделяет шлюз. Портовый лоцман, несмотря на явно пенсионный возраст, легко взбежал на мостик. Поздоровался, кивнул: мол, долой швартовы и "с ходу - в галоп!" начал вдохновенно рассказывать о мощи германского военно-морского оружия.

Надо отдать ему должное, старик - хороший знаток истории. Названиями кораблей Первой и Второй мировой войн, датами немецких побед он сыпал без всяких пауз, пока не понял, что мы - русские... Лоцман вышел из положения тем, что продолжил говорить уже о прекрасном старинном городе Вильгельмсхафене.

Ошвартовались в полночь. Чтобы утром начать выгрузку без задержки, пришлось нам, экипажу, ночью снимать брезенты и крепежный материал с палубного груза.

Наш рабочий день закончился в четыре утра. А в половине шестого на причале показались грузчики, то есть начался следующий. В такую рань у нас, в России, работать не начинают. Но у капиталиста есть свой резон - обеспечена двухсменная работа, и никаких доплат за "ночные"!

Немцы к выгрузке приготовились за минуту: повис над палубой подъемный кран, подошли к борту грузовые автомашины. Двое грузчиков разговаривали на чистейшем русском.

Кричу им с борта:

- Эй, мужики! Мы курс не перепутали, это Германия?

Снизу летит ответ:

- А вы кто? Тоже русские? А то смотрим: флаг-то у вас ненашенский, чужой...

Так и разговорились.

Полный интернационал!

Оказывается, мигрантов из бывшего СССР в Германии - как сельдей в бочке. И в Вильгельмсхафене - тоже. Среди грузчиков и шоферов "чистых" немцев было всего трое, остальные - земляки из Поволжья, Казахстана, турки, поляки... Полный интернационал!

Один словоохотливый рассказал, что уехал из Казахстана одиннадцать лет назад. Тогда правительство ФРГ рассылало приглашение нашим немцам выехать на историческую родину тысячами. К отъезду подтолкнула безработица и полная неопределенность в будущем. Приехал в Германию - и порадовался: выдали подъемные, выделили небольшое жилье, назначили ежемесячное пособие. Помогли с трудоустройством. Одно в западном мире плохо, пожаловался выходец из Казахстана - местные нравы не позволяют дружить домами: "За солью к соседям просто так не сходишь".

А под конец разговора совсем по-свойски спросил: нет ли у меня "Беломора" или "Примы" на продажу? Душой курильщика понял: "воздух родины - он особенный, не надышишься им!"

Груз леса между тем уменьшался на глазах. Выгруженные пакеты быстро исчезали за воротами склада. Что же делают с нашей беломорской доской здесь, за пятью морями от дома?

На местной деревообрабатывающей фабрике тоже работают наши бывшие соотечественники. Примерно половина доставляемых из России пиломатериалов отправляется в глубь Германии - на такие же заводы. Здесь же, в Вильгельмсхафене, производится только первичная химическая обработка и облицовка древесины, выполняются массовые и индивидуальные заказы строительных организаций и частников. На изделия из дерева в Европе спрос большой.

Как становятся "подфлажниками"

Вечер после трудового дня выдался спокойным. На корме теплохода собрался весь экипаж. Пили кофе, курили. Болтали о том, о сем. Впервые мне представилась возможность близко познакомиться с людьми, с кем отработал уже две недели. Например, с капитаном судна.

...Жил-был в Эстонии богатый человек, имел в хозяйстве земли, леса, предприятия. Горя не знал до 1940 года, пока не пришли туда советские танки. Имущество отняли, богача выгнали. Где носила судьба горемыку целых шестьдесят лет, неизвестно. Но когда эстонцы снова стали свободными, он предъявил свои законные права. Государство, как смогло, компенсировало ему ущерб, передав несколько судов Эстонского морского пароходства. Наследство переоформили на сына, так появилась компания "Cargo hunters". А русские моряки, до той поры работавшие на судах Эстонского морского пароходства, стали "подфлажниками".

Моему капитану, Сергею Михайловичу Павлову, - за шестьдесят. Мне он напомнил о той прежней морской элите, которой славен был торговый флот Советского Союза - в меру строг, в меру недоступен, все на судне умеет и все о нем знает. "Первый после Бога", - так говорят о капитанах англичане.

Приехав пятнадцатилетним пареньком из брянской глубинки прямиком в эстонский Таллин, Сергей так и остался на новой родине. Закончил среднюю мореходку, потом - высшую. Провел всю жизнь в море. Семья и сейчас живет в Таллине. Родственники - на Брянщине. Дети разъехались по белу свету. Украина, Россия, Эстония все эти годы спорят, делят территории и мирятся, а люди, как наш капитан, продолжают работать.

Выведал: русских привлекают к работе в эстонской компании все чаще. Пока на российском флоте продолжается развал, судовладельцы типа "охотников" растут и множатся. Сейчас у фирмы уже двенадцать судов, в нынешнем году "Cargo hunters" приобретает еще пять. Возможно, благодаря этому все другие моряки оказались на "Эрланде", возможно, будут включены в постоянный состав.

Выгрузка пилолеса закончилась на третий день. Чтобы растянуть работу до конца смены, стивидоры демонстративно медленно убирали с причала обломки сепарации, обрывки крепежной ленты, мусор. За два часа пирс, подъездные пути они довели до идеальной чистоты. Мы же, чья смена будет длиться еще месяца три, спешили: закрыв и задраив трюм, запустили двигатель, отдали швартовые. Вот и закончился рейс Архангельск - Вильгельмсхафен. Впереди маячил обратный путь...



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя