Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
3 августа 2006 (140)
Наталья ПАРАХНЕВИЧ.

За что убили Сергея Потапова?

В семейном альбоме Потаповых много фотографий. Вот и эта со слегка примятым уголком на первый взгляд совершенно обычная - Сергей с приятелем Дмитрием Окуловым. В обнимку. Оба улыбаются. Пройдет немного времени, и улыбающийся Дима из приятеля превратится в "убийцу Окулова". А Сережа - в "убитого Потапова"...

БАБУШКЕ Сергея под восемьдесят. Она живет в маленькой деревне. На похоронах внука все сокрушалась: "Нина, а гроб-то почему такой? Почему крышку не поднимают?"

- В городе нынче так хоронят, мама...

Не смогла Нина Петровна, мать Сергея, рассказать старушке всей правды. Да и как язык бы повернулся? Ведь в гробу от ее внучка только косточки, да и то не все...

Нина Потапова ездила на опознание дважды. Первый раз, когда увидела, ЧТО ей показывают вместо сына, - отшатнулась: "Это не мой ребенок! Зачем меня сюда привезли?"

Вокруг сочувствовали, отводили глаза. А она все не верила: "Он придет. Это ошибка". Дома казалось, вот сейчас в замке повернется ключ - на пороге появится Сережка. Скажет: "Прости, мам, загулял я. Волноваться заставил тебя, прости". Она обнимет и в сердцах проворчит: "Жениться тебе, сына, пора. Двадцать лет - взрослый совсем". И, конечно же, все простит...

- Если бы у меня хоть внучок от него остался, то, может, легче бы было. Кровиночка росла бы рядом. А так... - Нина Петровна нервно достает зажигалку и трясущейся рукой с трудом доносит сигарету до рта. - Жить-то мне сейчас для чего? Смысл-то какой...

В РОКОВОЙ день 8 апреля Сергей встретился во дворе со своими знакомыми Алексеем, Дмитрием, Максимом. Алексей Билововк якобы предложил Сергею на время поменяться сотовыми телефонами. Взял себе его новый и дорогой, а взамен отдал свой старый. Добровольный это был обмен или принудительный - всей правды теперь не узнаешь. Вместе отправились на дачу родителей Алексея в СОТ "Поморье". По дороге Билововк, уже без приятелей, заскочил на морской-речной вокзал. Где, как выяснилось в ходе следствия, "не получив на то согласия Потапова, продал его телефон за 600 рублей".

Купили пива, джин-тоника, китайской лапши... Чувствовал ли Сергей, что едет навстречу смерти?

- Заманили они его, - рассуждает крестная Сергея, Галина Александровна, - может, телефон обещали после поездки вернуть или еще что. Сильно-то он с ними не дружил - так, с одного двора. Сергей хоть и боксом занимался, крепкий парень был, но в душе побаивался их... Ох, зачем поехал?

В тот вечер около 10 часов Потапов позвонил матери:

- Я в Талагах. Мне 200 рублей надо.

- Какие Талаги? - Нина Петровна не поняла смысла того странного звонка. Спустя какое-то время попыталась сама дозвониться до сына, но абонент был уже недоступен.

- Может, сигнал он мне подавал? Может, вырваться хотел от них? Как проверишь сейчас... - она вытирает слезы. - Как проверишь...

Не привыкший много пить Сергей захмелел быстро. Несколько раз парень пытался заговорить о возвращении телефона, ему многозначительно обещали, что скоро он все получит. Приятели еще сидели за столом, когда Сергей уснул на диване.

Из показаний свидетеля Максима Б.: "Мы решили подшутить и выкинули спящего Потапова на снег. Он заскочил назад. Но, забегая, задел полочку над диваном. Та обвалилась. Билововк закричал: "Вешай обратно". А Окулов подошел сзади и ударил кулаком по спине. Сергей упал".

Избивали методично. Руками, ногами, а потом и кочергой. Каждый нанес не менее десяти ударов. Сергей закрывал голову и кричал, что повесит полку на место, но его уже никто не слышал. За что убивали? Этот вопрос возникал в ходе судебного заседания неоднократно, но так и остался без ответа. Его убили просто так - ради пьяного развлечения. И рухнувшая полочка стала лишь щелчком в одурманенных алкоголем мозгах. Не будь ее, появилась бы какая-нибудь другая зацепка...

Максим Б. проходил по делу в качестве свидетеля. Он был на даче, но в убийстве не участвовал.

- Почему ты не позвал на помощь? Не полез разнимать? - спросит его на суде мать убитого.

- Никого в дачном поселке не было. В драку лезть побоялся.

Бог ему судья. Но как с таким грузом Максим будет жить дальше? И не начнет ли сниться в кошмарных снах зовущий на помощь Сергей Потапов?

...На какое-то время избиение прекратилось. Приятели позвонили знакомому таксисту и попросили забрать их с дачи. Сергей был еще жив. В головах его палачей мелькнула мысль: "Сдаст милиции". И напрасно он убеждал, что никому не расскажет... Нож сменил кочергу. Окулов держал жертву, а Билововк наносил удары. После очередного нож так и остался в груди Сергея.

Из показаний свидетеля Максима Б.:

- Потапов закричал: "Помогите! Убивают!" А потом раздались такие странные звуки. Я понял, что он захлебывается кровью. Больше не мог этого слышать и выскочил. Вскоре выбежали и Окулов с Билововком. Потом начался пожар.

Чтобы скрыть следы преступления, убийцы подожгли домик, где оставался Сергей. Огонь в ту ночь спалил и соседнюю дачу. В такси убийцы шумно обсуждали произошедшее. По признанию Максима Г., водитель спросил: "А зачем подожгли? Может, он еще жив?" На что Билововк заметил: "Какое там! Я ему два раза горло перерезал".

МАТЬ не выдержала откровений: "Твари, ублюдки!" Ей стало плохо в зале суда...

Соседи по дому не скрывают негодования: "Ни за что мальчишку убили! Тихий, спокойный. Да он кошку обидеть не мог! Если и дрался, то только на ринге".

Сергей был поздним и единственным ребенком. "Ну вот, Нина, защитник на старости лет будет!" - говорили подруги. Да только не угадали...

Я смотрю в ее полные боли глаза, слушаю, как говорит о сыне. И ощущение - до конца она не поняла, что его уже нет... Опознание, похороны, суд - все время занята. Все время на людях. Вынуждена играть какую-то не свою, навязанную роль. Роль "матери убитого Потапова". А сама - не проревелась до сих пор.

Прокурор просил, чтобы убийц наказали по всей строгости. Назывались сроки 20 и 19 лет. Нина Потапова также просила, чтобы им дали "ровно столько, сколько прожил на свете мой мальчик". Но двадцать лет - это и вся прожитая жизнь убийц. Адвокат Билововка напирал в защите именно на возраст - дескать, молодой мой подзащитный, не ломайте ему жизнь. Да еще и беременная жена.

Думал ли о ней Билововк, когда убивал Сергея? Думал ли о своей матери-инвалиде Дмитрий? Вряд ли, но именно не родившийся малыш и больная мать стали смягчающими обстоятельствами, которые и учел суд при вынесении приговора. Алексей Билововк выйдет на свободу через 16 лет. Его подельник Дмитрий Окулов через 14. Им будет слегка за тридцать, и впереди по большому счету окажется еще половина жизни. А вот Сергей Потапов так навсегда и останется двадцатилетним.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя