Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
3 августа 2006 (140)
Олег УГРЮМОВ.

Несентиментальное путешествие

К середине лета, когда от яростного зноя не спасают распахнутые настежь окна, даже многим потомственным горожанам видится во снах не Черноморское побережье, а скромный домик в деревне. Снится им палисадник в тени, тихая прохлада деревенского вечера и, в обязательном порядке, речка неподалеку от дома.

Что уж говорить о тех, кто хоть в городе и обосновался прочно, а корни свои деревенские не утратил. Еще с ранней весны начинают они рюкзаки да сумки готовить, намереваясь у родительских изб весь свой отпуск провести. Но оказывается, что заказать билет до нужной железнодорожной станции да подарков накупить для всей родни - только полдела.

Тайфун под названием "Дождь"

Стихийное бедствие в Рябовских деревнях, самой отдаленной окраины Ленского района, случается каждое лето примерно раз в неделю, и приравнивается оно по степени воздействия к среднему океанскому тайфуну. Имя у такого тайфуна одно - дождь. С первых его капель дорожная глина, напоминающая твердостью своей асфальт, пусть хоть и крайне неровный, превращается в вязкую и скользкую массу, на которой не только колеса - ноги в резиновых сапогах разъезжаются в разные стороны.

Впрочем, редкий водитель рискнет сунуться в эти места. Хотя исключения бывают. Этим летом я в качестве пассажира болтался в кабине обычного УАЗика и пытался вспомнить: когда же в последний раз на моей памяти так неистово плясали за грязным окном машины насмешливые ели. Вспомнить не успел: УАЗик обреченно замер прямо посреди лужи.

Мы буксовали на безлюдной дороге часа полтора, пока нас не выручила машина местных связистов, так на пару мы и добирались потом до трассы, обсуждая всю дорогу: какой бы замечательный вид экстремального автотуризма можно развивать в этих краях.

Местные жители машин в хозяйстве не держат, для них они как сельским пастухам скафандр. До ближайшего поселка, откуда можно потом уехать в райцентр, или до железнодорожной станции предпочитают ходить пешком. А это восемнадцать километров глинистой дороги. Но живет здесь народ, привычный ко всему, оттого и долгую ходьбу подвигом не считает.

От "Зари" до "Зари" лишь страдания одни

Есть в этих краях еще один вид летнего транспорта - речной теплоход "Заря". На нем и до соседних поселков добраться можно, а главное, до Коряжмы с Котласом, где, считай, у каждой рябовской семьи близкий родственник, а то и не один, проживает. Как приближается середина июля, так начинается настоящее паломничество в эти края: едут коряжемские да котласские мужики помогать родителям своим сенокосы ставить.

Вот только было бы на чем ехать. Котласские речники, кто на "Заре" сюда плавает, уже не первую неделю предупреждают о скором прекращении рейсов. Возобновятся они, в лучшем случае, ближе к октябрю. Причина известна: Вычегда мелеет стремительно, а дноуглубительные работы - дело дорогое. Вначале последний рейс планировался на первые числа июня, да дождливая пора добрую службу на сей раз сыграла, поддержав уровень воды в реке. А вот жаркие дни Вычегду могут вовсе до состояния ручейка довести, и тогда - прощай, "Заря", а с нею и отпускники-помощнички.

Совсем было руки рябовцы опустили, да сыскался у них заступник в виде депутата. Нет, не местного, того-то как раз и не слышно, на сессиях районного Собрания что-то не замечал я, чтобы кто о бедах рябовских голос подавал. Шум стал поднимать депутат ... Котласского городского Собрания Владимир Балакшин.

Мы познакомились с ним несколько лет назад, когда в районе Котласа, который называется Красные дома, стали с необычной регулярностью происходить пожары. Люд там живет в основном небогатый, власть городская тогда от бед людских открещивалась, зато Балакшин все высокие кабинеты обошел и своего добился: помощь погорельцам, пусть и небольшую, выдали, ночное дежурство милиции организовали.

С деревнями на окраине Ленского района Балакшина ничего вроде бы и не связывает. Но жена у него родом из Тимасовой Горы, а это самая окраинная деревня, почти на самой границе меж двумя районами стоит. Так что о местном хроническом бездорожье знает котласский депутат не понаслышке. До областного депутата дошел, власти Ленского района теребит уже не первую неделю. Не просит, а в силу своего характера требует: делайте что-нибудь, "Заря" вот-вот ходить перестанет, люди от всего мира будут оторваны...

Свой теплоход по реке районным властям, понятное дело, не пустить. Да и нет у них такого теплохода. А вот самые непроезжие участки дороги временно в порядок привести можно. Пообещал Яренск котласскому депутату хоть как-то положение исправить и жителей своих окраинных с большим миром связать.

До Сойги как до Москвы

Поселок Сойга не намного ближе расположен к райцентру, чем рябовские деревни, но многие проблемы соседей им просто неведомы. Дорога, пусть и не асфальт, но вполне надежная, уже несколько лет связывает его с районом. Давно привычным стал пассажирский автобус до райцентра, хотя цена проезда для пенсионеров довольно ощутима, но привыкают и к этому.

Куда сильней приходится трясти свои кошельки тем жителям Сойги, у кого дети - студенты. Два раза в год приезжают они поездом домой на каникулы. Многие учатся от родного дома неподалеку: в Котласе или в Коряжме. До железнодорожной станции Урдома ехать недолго, да и билет рублей в сто обойдется. Оттуда до дома вовсе рукой подать, да вот ведь какая беда: не ходят от Сойги до Урдомы автобусы.

Для того, чтобы родное чадо после успешно сданной сессии прямо у вагона встретить и домой доставить без задержки, нужно заранее договориться с владельцем частной машины. Такса - семьсот рублей туда и обратно. За эти деньги до Москвы на поезде добраться можно. Поэтому мечтают в Сойге о том, чтобы появился у них хотя бы небольшой микроавтобус, который до железнодорожной станции за вполне умеренную плату ходил бы регулярно.

Олег УГРЮМОВ.

Собкор "Правды Севера".

Ленский район.

На снимках: на Рябовских дорогах впору устраивать гонки водителей-экстремалов; теплоход "Заря" - единственная нить с большим миром для этих мест, но и она может оборваться в любой день.

Фото автора.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя