Правда Севера
3 августа 2006 (140)
Олег УГРЮМОВ.
Несентиментальное путешествие
К середине лета, когда от яростного зноя не спасают распахнутые настежь окна,
даже многим потомственным горожанам видится во снах не Черноморское побережье, а
скромный домик в деревне. Снится им палисадник в тени, тихая прохлада
деревенского вечера и, в обязательном порядке, речка неподалеку от дома.
Что уж говорить о тех, кто хоть в городе и обосновался прочно, а корни свои
деревенские не утратил. Еще с ранней весны начинают они рюкзаки да сумки
готовить, намереваясь у родительских изб весь свой отпуск провести. Но
оказывается, что заказать билет до нужной железнодорожной станции да подарков
накупить для всей родни - только полдела.
Тайфун под названием "Дождь"
Стихийное бедствие в Рябовских деревнях, самой отдаленной окраины Ленского
района, случается каждое лето примерно раз в неделю, и приравнивается оно по
степени воздействия к среднему океанскому тайфуну. Имя у такого тайфуна одно -
дождь. С первых его капель дорожная глина, напоминающая твердостью своей
асфальт, пусть хоть и крайне неровный, превращается в вязкую и скользкую массу,
на которой не только колеса - ноги в резиновых сапогах разъезжаются в разные
стороны.
Впрочем, редкий водитель рискнет сунуться в эти места. Хотя исключения бывают.
Этим летом я в качестве пассажира болтался в кабине обычного УАЗика и пытался
вспомнить: когда же в последний раз на моей памяти так неистово плясали за
грязным окном машины насмешливые ели. Вспомнить не успел: УАЗик обреченно замер
прямо посреди лужи.
Мы буксовали на безлюдной дороге часа полтора, пока нас не выручила машина
местных связистов, так на пару мы и добирались потом до трассы, обсуждая всю
дорогу: какой бы замечательный вид экстремального автотуризма можно развивать в
этих краях.
Местные жители машин в хозяйстве не держат, для них они как сельским пастухам
скафандр. До ближайшего поселка, откуда можно потом уехать в райцентр, или до
железнодорожной станции предпочитают ходить пешком. А это восемнадцать
километров глинистой дороги. Но живет здесь народ, привычный ко всему, оттого и
долгую ходьбу подвигом не считает.
От "Зари" до "Зари" лишь страдания одни
Есть в этих краях еще один вид летнего транспорта - речной теплоход "Заря". На
нем и до соседних поселков добраться можно, а главное, до Коряжмы с Котласом,
где, считай, у каждой рябовской семьи близкий родственник, а то и не один,
проживает. Как приближается середина июля, так начинается настоящее
паломничество в эти края: едут коряжемские да котласские мужики помогать
родителям своим сенокосы ставить.
Вот только было бы на чем ехать. Котласские речники, кто на "Заре" сюда плавает,
уже не первую неделю предупреждают о скором прекращении рейсов. Возобновятся
они, в лучшем случае, ближе к октябрю. Причина известна: Вычегда мелеет
стремительно, а дноуглубительные работы - дело дорогое. Вначале последний рейс
планировался на первые числа июня, да дождливая пора добрую службу на сей раз
сыграла, поддержав уровень воды в реке. А вот жаркие дни Вычегду могут вовсе до
состояния ручейка довести, и тогда - прощай, "Заря", а с нею и
отпускники-помощнички.
Совсем было руки рябовцы опустили, да сыскался у них заступник в виде депутата.
Нет, не местного, того-то как раз и не слышно, на сессиях районного Собрания
что-то не замечал я, чтобы кто о бедах рябовских голос подавал. Шум стал
поднимать депутат ... Котласского городского Собрания Владимир Балакшин.
Мы познакомились с ним несколько лет назад, когда в районе Котласа, который
называется Красные дома, стали с необычной регулярностью происходить пожары. Люд
там живет в основном небогатый, власть городская тогда от бед людских
открещивалась, зато Балакшин все высокие кабинеты обошел и своего добился:
помощь погорельцам, пусть и небольшую, выдали, ночное дежурство милиции
организовали.
С деревнями на окраине Ленского района Балакшина ничего вроде бы и не связывает.
Но жена у него родом из Тимасовой Горы, а это самая окраинная деревня, почти на
самой границе меж двумя районами стоит. Так что о местном хроническом бездорожье
знает котласский депутат не понаслышке. До областного депутата дошел, власти
Ленского района теребит уже не первую неделю. Не просит, а в силу своего
характера требует: делайте что-нибудь, "Заря" вот-вот ходить перестанет, люди от
всего мира будут оторваны...
Свой теплоход по реке районным властям, понятное дело, не пустить. Да и нет у
них такого теплохода. А вот самые непроезжие участки дороги временно в порядок
привести можно. Пообещал Яренск котласскому депутату хоть как-то положение
исправить и жителей своих окраинных с большим миром связать.
До Сойги как до Москвы
Поселок Сойга не намного ближе расположен к райцентру, чем рябовские деревни, но
многие проблемы соседей им просто неведомы. Дорога, пусть и не асфальт, но
вполне надежная, уже несколько лет связывает его с районом. Давно привычным стал
пассажирский автобус до райцентра, хотя цена проезда для пенсионеров довольно
ощутима, но привыкают и к этому.
Куда сильней приходится трясти свои кошельки тем жителям Сойги, у кого дети -
студенты. Два раза в год приезжают они поездом домой на каникулы. Многие учатся
от родного дома неподалеку: в Котласе или в Коряжме. До железнодорожной станции
Урдома ехать недолго, да и билет рублей в сто обойдется. Оттуда до дома вовсе
рукой подать, да вот ведь какая беда: не ходят от Сойги до Урдомы автобусы.
Для того, чтобы родное чадо после успешно сданной сессии прямо у вагона
встретить и домой доставить без задержки, нужно заранее договориться с
владельцем частной машины. Такса - семьсот рублей туда и обратно. За эти деньги
до Москвы на поезде добраться можно. Поэтому мечтают в Сойге о том, чтобы
появился у них хотя бы небольшой микроавтобус, который до железнодорожной
станции за вполне умеренную плату ходил бы регулярно.
Олег УГРЮМОВ.
Собкор "Правды Севера".
Ленский район.
На снимках: на Рябовских дорогах впору устраивать гонки водителей-экстремалов;
теплоход "Заря" - единственная нить с большим миром для этих мест, но и она
может оборваться в любой день.
Фото автора.
|