Пресса Архангельской области
 


Версия для распечатки  
  

Правда Севера
3 августа 2006 (140)
Татьяна ДЕМЧЕНКО.

После затишья в районах снова зашумели стройки

На прошлой неделе в Няндомский и Каргопольский районы приезжал губернатор Николай Киселев - посмотреть, как "работают" бюджетные средства области.

В "стране Мамонии" будет завод IKEA

В этом году няндомские коммунальщики впервые услышали слова благодарности от жителей города за то, что зимой в квартирах было тепло, а летом, до 1 июля, из крана текла горячая вода, чего много лет здесь не бывало. Все дело в проведенной реконструкции системы теплоснабжения на котельной Няндомской птицефабрики, от которой "запитана" почти половина районного центра. К сожалению, другая часть Няндомы коммунальным комфортом похвастаться не может, поэтому на достигнутом руководству района и ООО "Теплоэнергетика" останавливаться не хотелось бы.

- В городе 18 маленьких котельных и одна большая, так называемая квартальная, - рассказывает директор ООО Игорь Стрельчук. - Маленькие - нерентабельны, квартальная - довольно изношена и чересчур загружена, она не справляется со своей задачей. А котельная птицефабрики, самая большая, которая проектировалась как ТЭЦ, загружена наполовину, хотя ее мощности вполне хватило бы на всю Няндому. Надо только дополнительно проложить теплотрассу.

Идея разумна - избавление от мелких котельных улучшит экологическую обстановку в городе и повысит рентабельность няндомской теплоэнергетики. Но рассчитывать здесь только на бюджетные деньги было бы не совсем правильно. Надо просчитать окупаемость проекта и привлекать кредитные средства, искать частного инвестора, считает глава региона Николай Киселев. А целевые программы области должны решать наиболее "горящие" проблемы. Как, например, теплоснабжение Шалакуши. Поселок отапливается старой, дышащей на ладан котельной лесозавода. "Котлы вот-вот не выдержат!" - взывает о помощи глава МО "Шалакушинское" Наталья Куликова. В то же время ремонтировать котельное оборудование на протяжении многих лет лесозаводу не позволяли растущие долги местной администрации, которые сейчас уже превысили 2 миллиона.

Создается впечатление, что в районе пока ясно не представляют, как разрешить проблему. То ли строить новую угольную котельную, то ли ждать газа (трубопровод проходит в 5 километрах), то ли приспособить в качестве котельной топку паровоза. Впрочем, все эти идеи пока остаются лишь идеями. А чтобы получить бюджетные средства, войти в программу модернизации систем ЖКХ, нужен четкий и ясный проект. Губернатор посоветовал обратить внимание на альтернативные виды топлива, опилки, например, как сделали на строящемся в Няндоме заводе IKEA.

Об этом строительстве стоит рассказать подробнее. Почему повезло именно мамонам (это обиходное название местных жителей пошло от Саввы Мамонтова, который проложил железную дорогу до Няндомы)? Как пояснил директор ЗАО "Агростройконструкция" Михаил Сонн, известного производителя мебели и товаров для дома устроило качество няндомской древесины. К тому же для завода есть место - бывшие помещения районной Сельхозтехники. Строительство стартовало 12 мая, а в августе уже начнется монтаж оборудования в главном корпусе, занимающем 4 тысячи кв. метров. Завод будет выпускать компоненты мебели из массива сосны. При запуске его первой очереди в производстве задействуют 100 человек, а когда завод заработает на полную мощность - двести. Оплата труда должна быть неплохая. Оператору котельной, к примеру, обещали платить 15 тысяч.

В этот пилотный проект ЗАО "Агростройконструкция" пришлось крупно вложиться, но если все получится, как задумано, IKEA, по словам Михаила Сонна, готова инвестировать деньги, чтобы аналогичные заводы появились и в других районах области. При условии, конечно, что они будут обеспечены сырьем. У губернатора возникла идея: а почему бы не использовать универсальное оборудование завода еще и в целях каркасного домостроения? Михаил Сонн обещал предложить это руководству IKEA.

Кстати, элементную базу для жилищного строительства мог бы делать и Шалакушинский ЛПК. "Надо только заявить о себе, представить свои проекты. Давно уже пора впрягаться в рынок, а не ждать халяву", - сказал губернатор. К слову, 14 процентов населения Няндомского района проживают в аварийном, ветхом жилье. Больше всего "авариек" приходится на саму Няндому. Решать проблему глава района Александр Черкес намерен строительством жилых домов (по областной программе "Ветхое жилье") в бывшем закрытом военном городке Каргополь-2. Там уже выделено четыре обеспеченных всеми необходимыми инженерными коммуникациями участка. Выбор должен быть сделан в пользу каркасных или просто деревянных домов.

Дорога на Каргополь нужна всем

Каргопольский район, так сказать, глубоко дотационный. Однако надо отдать должное местной власти - благодаря ее расторопности району удалось включиться практически во все существующие в области социально-экономические программы. Прежде всего, здесь избавляются от так называемых долгостроев.

Первую очередь поликлиники в Каргополе строили 14 лет. Сегодня там уютно: в кабинетах чистота, цветы, в коридоре - фотографии детей, выставка картин и каргопольской игрушки. Зверушки из живого уголка (морские свинки, рыбки, водяная черепаха) помогают маленьким пациентам скоротать время в очереди к врачу. Но без второго, задуманного по проекту крыла поликлинике никак не обойтись. Строительство ведет ЗАО "Северянин", которое неоднократно приглашали в Москву для возведения деревянных храмов. Кстати, Каргопольский район - один из немногих, где сохранились местные строительные организации. "Свои" строители, ОАО "Каргопольская МПМК" работают и на другом долгострое - новом, похожем издалека на дворец, корпусе детского дома.

Корпус большой, рассчитан на 110 мест. На 1 июля 2006 года строители освоили 31 миллион областных и федеральных денег. Требуется еще около 49 (вместе с необходимой мебелью, кухонным и другим оборудованием). Губернатору Николаю Киселеву показалось, что темп строительства не совсем тот, который должен быть при таких огромных деньгах. Несколько удивляет и то, что до сих пор неясно, как новое здание будет отапливаться. Идет спор: то ли сделать локальную дизельную котельную, то ли, проложив теплотрассу, подключить корпус к котельной банно-прачечного комбината.

Глава района Виктор Байпшис считает, что последнее было бы предпочтительнее, так как в этом случае теплотрасса могла бы работать и на объекты, которые будут строиться в этом районе в будущем. Директор детского дома Любовь Шабунина согласна на любой вариант, лишь бы дети зимой не мерзли. По ее словам, в старых корпусах детского дома очень холодно, несмотря на то, что они расположены близко к котельной.

А каково в Каргополе с так называемым квартирным вопросом? Вовремя принятая районом программа "Жилье Каргополья" позволила ему войти в областную программу государственных капитальных вложений. Благодаря этому здесь начинают строить 12-квартирный жилой дом (конкурс выиграла "Каргопольская МПМК"), ввод которого запланирован на июль 2007 года. Кроме того, разрабатывается проект дома для ветеранов, готовится разрешительная документация на еще два 13-квартирных каркасных дома.

Кстати, Каргополь - рекордсмен по индивидуальному жилищному строительству. За последнее время здесь появилось около 500 новых частных домов, причем больше половины - в черте города. Думается, не последнюю роль тут сыграло решение областной власти увеличить объем древесины, которую можно бесплатно взять на жилищное строительство, с 70 до 200 кубов.

Главное, чтобы застройка не была бездумной, безыдейной и не нарушила исторический облик Каргополя, ведь туризм - это пока единственное видимое направление, на которое району стоит делать ставку. В этом году ООО "Севдорстрой" начало строить автомобильную дорогу Каргополь-Плесецк, что как раз в интересах развития туризма. Впрочем, главное значение этой дороги все-таки промышленное.

Неасфальтированный участок дороги, проезжая по которому того и гляди задохнешься от известковой пыли, составляет около 80 километров. Деньги из областного бюджета выделены пока только на 5,3 километра, но прокладываются они по всем правилам и со всей серьезностью. По словам Алексея Верещагина, начальника "Архангельскавтодора", главное было начать, а теперь, возможно, удастся привлечь и федеральные деньги. Ведь эта дорога нужна не только лесопромышленникам, но и космодрому.

Предел мечтаний - дотянуть трассу до деревни Прокшино (Вологодская область). Путь на Санкт-Петербург из Архангельска сократился бы на триста с хвостиком километров, а из Плесецка до Вологды - более, чем на двести. Десять километров до границы с Вологодской областью ООО "Севдорстрой" уже проложило, осталось убедить власти и строителей соседнего региона в необходимости этой дороги.

Татьяна ДЕМЧЕНКО.

Фото автора.

На снимках: теплая встреча губернатора на границе Няндомского и Каргопольского районов; карта строящейся дороги Плесецк - Каргополь; это не дворец, а будущий детский дом; каргопольская мастерица расписывает сувениры.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя