Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
31 августа 2006 (158)
Елена ВОРОНОВА.

"Заостровский": про белого бычка и съеденных коров

"Правда Севера" не раз писала о конфликтной ситуации в племзаводе-колхозе "Заостровский". Но тема не исчерпана, поэтому приходится к ней возвращаться.

В прошлом году хозяйству стукнуло 80. Юбилейная дата осталась незамеченной в круговерти бесконечных конфликтов заостровцев с руководством. Весной члены колхоза обратились к уполномоченному по правам человека в Архангельской области Н. П. Ахраменко с просьбой разобраться. По их мнению, племзавод просто-напросто грабят. После того, как Надежда Павловна посетила "Заостровский" и выявила ряд нарушений, в том числе нарушение конституционного права жителей Заостровья на труд, она направила ряд обращений в соответствующие ведомства.

Начало конца

В 1991 году на базе бывшего племзавода-колхоза "Заостровский" было создано коллективно-долевое предприятие - племзавод-колхоз "Заостровский". Все имущество хозяйства разделили на паи между работниками - получилось 400 членов-пайщиков. В ведении колхоза в ту пору значилось 3670 гектаров сельскохозяйственных угодий и почти 3,5 тысячи голов крупного рогатого скота. Надой на одну корову доходил до четырех тысяч килограммов в год. Колхозные молоко, мясо и овощи успешно сбывались в Архангельске, Северодвинске и Новодвинске. Трудные, казалось бы, девяностые прожили неплохо. Но к концу 2000 года случился первый конфуз. В адрес председателя колхоза Валерия Розгона пришло рекомендательное письмо от и. о. генерального директора областного департамента сельского хозяйства В. Гинтова, в котором тот посоветовал к 12 декабря подготовить документы для передачи имущества колхоза Севмашу (г. Северодвинск). Незаконность действий г-на Гинтова инициативной группе работников колхоза удалось доказать в суде. Сделка не состоялась. Но г-н Гинтов от заостровцев не отстал, порекомендовав туда в 2001 году "для улучшения дел в хозяйстве" человека со стороны - некоего Сергея Клокотова.

На собрании перед работниками колхоза Клокотов был представлен как опытный руководитель. Члены-пайщики с облегчением вздохнули: подумали, что обрели хорошего хозяина. Однако спустя несколько недель поняли, что стали жертвами интриги.

Первое, что сделал новый директор на новом месте работы, - поставил жесткое условие: покупку ему квартиры в Архангельске (не в Заостровье, где намеревался работать). В свою очередь сей прыткий господин обещал честно отработать в должности руководителя колхоза не менее десяти лет. Квартиру г-ну Клокотову приобрели выгодно.

С первых же дней новый председатель, по словам работников, взял курс на сокращение производства, сокращение поголовья крупного скота. Не увеличивал производство дешевых собственных кормов, а закупал дорогие комбикорма у своего приятеля - предпринимателя А. Комарова (в то время как у других частников те же комбикорма можно было купить существенно дешевле). Рассчитывался за приобретенные корма колхозными мясом и картофелем, при этом значительно занижая их стоимость.

Потерянное мясо

В 2003 году по велению Клокотова было забито 1287 голов скота. Выручка от реализации такого количества мяса уплыла в неизвестном направлении. Другим работникам колхоза ничего не перепало - зарплата уже тогда выдавалась через пень-колоду, отчисления в пенсионный фонд не производились, налоги не выплачивались. В результате этой и еще нескольких подобных сомнительных сделок колхоз недополучил выручки в несколько миллионов рублей, "что в ситуации, в которой находилось хозяйство, было просто недопустимо. На наш взгляд, данные действия можно рассматривать, как преднамеренное банкротство при непосредственном участии руководства колхоза" (из жалобы членов-пайщиков генеральному прокурору РФ В. Устинову).

Еще один скандал развернулся на фоне паевых книжек, которые в свое время работникам "забыли" выдать на руки. Сумма пая должна ежегодно индексироваться. Однако многие колхозники так и не смогли получить свои книжки - г-н Клокотов запретил их выдавать. Например, в паевой книжке Якова Кузнецова - две записи. По состоянию на 1991 год размер его взноса составил 13190 рублей, на 1993-й - 270400. К 2000 году, когда старик должен был стать почти "миллионером", в его книжке значилась другая цифра - 219 рублей...

Все эти мелкие и крупные кражи, очевидное разбазаривание колхозного имущества вызвали среди заостровцев понятную реакцию - обиду за родной колхоз, который и войну простоял, и голодные девяностые. А тут - нате, пришел дядя с улицы и начал раздавать мясо и овощи направо и налево. Заостровцы обращались с жалобами в разные инстанции, писали даже Путину. Все обещали помочь, но в итоге "потчевали" заостровцев формальными отписками.

Кстати, г-н Гинтов, обеспокоенный обилием жалоб, поступающих из колхоза, в письме в Министерство сельского хозяйства РФ руководителю департамента животноводства и племенного дела В. Шапочкину сочинил проникновенную балладу в защиту своего знакомого Клокотова, где как бы между делом пустил несколько кающихся строк: "В осуществлении хозяйственной деятельности руководителя и специалистов СПК есть и определенные недоработки. Действительно, имеются случаи хищения имущества, снижено поголовье коров..."

Проначальствовал г-н Клокотов недолго. В октябре 2005 года, не выполнив условия договора, а, наоборот, доведя хозяйство до банкротства, он покинул должность председателя. Покинул ее опять же со скандалом. Во-первых, не выплатил за новую квартиру, расположенную в престижном ныне "спальном" микрорайоне города, ни гроша; во-вторых, в апреле 2005 года самостоятельно, без созыва и решения общего собрания, обратился в арбитражный суд с просьбой о признании колхоза банкротом. Работники хозяйства считают то его действие незаконным, ибо полномочия г-на Клокотова как руководителя закончились 1 января 2005 года. По закону он должен был в течение трех месяцев созвать отчетно-выборное собрание и провести выборы руководителя. Но этого не произошло. Отчетно-выборное собрание было назначено лишь на 19 мая, но не состоялось из-за отсутствия кворума. (Хотя собрание уже мало что могло изменить). 3 мая 2005 года арбитражный суд принял решение о признании колхоза банкротом и назначил по предложению департамента сельского хозяйства (по сути, по предложению "полюбившегося" заостровцам г-на Гинтова) внешним управляющим Николая Анкудинова, человека жесткого и далекого от сельского хозяйства.

Шило на мыло

Из письма членов-пайщиков "Заостровского" (81 подпись) президенту РФ В. Путину, генеральному прокурору РФ В. Устинову, уполномоченному по правам человека Н. Ахраменко от 12 февраля 2006 года: "В настоящее время управляющий активно проводит процедуру банкротства. Уволены практически все работники бухгалтерии во главе с главным бухгалтером. Уволены секретарь, мастер-строитель, идет "отстрел" специалистов, отработавших в хозяйстве по двадцать лет и более..."

Кстати, Е. Зубок, бывший главный бухгалтер, которая была уволена за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей (что не соответствовало действительности), сумела защитить свои права в суде. В результате статья была изменена - на увольнение по собственному желанию.

Весной работники вновь за головы схватились. Новые сотрудники бухгалтерии оказались под стать "опытному" Клокотову, а заместителем главного бухгалтера вообще стал человек без опыта работы. Зато зарплату новые сотрудники получали вовремя. Новый главбух проработал четыре месяца, запустил всю документацию и был уволен.

В апреле инициативная группа колхозников написала жалобу на действия г-на Анкудинова в главное управление Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и НАО, подчеркнув, что управляющий не может осилить возложенных на него обязанностей, нарушает права и интересы трудового коллектива. В мае пришел ответ, из которого стало ясно, что г-н Анкудинов опять вышел сухим из воды. Вот выдержки из документа: "Частичное увольнение работников СПК "Племзавод-колхоз "Заостровский" обусловлено необходимостью обеспечения сельскохозяйственного цикла производства", "На момент рассмотрения жалобы СПК "Племзавод-колхоз "Заостровский" не имеет средств для погашения имеющейся задолженности по заработной плате". (Откуда тогда брались деньги на зарплату новых сотрудников?)

Почти такой же ответ пришел и из областной прокуратуры.

Что дальше?

В общем, пока колхоз, как канат, перетягивали в разные стороны, и лето минуло. "Был бы у нас руководитель толковый, крепкий, все бы было", - уверены колхозники. Им обидно. Старикам обиднее - они видели, как умели люди работать раньше. "Анкудинов жалуется, мол, техника плохая, - говорит Яков Кузнецов. - А мы раньше без всякой техники работали. Смотрите: когда была жара в конце июня- начале июля, мы не косили, не успели. А в сентябре накатают соломы..."

Недавно в Заостровском Доме культуры состоялось очередное собрание. В зал пришло человек 80. В президиуме - начальство. Важный Анкудинов, люди из администрации района (кстати, главу района г-на Сердюка надо было бы раньше увидеть) и молодой предприниматель, северодвинец, выкупивший племзавод-колхоз "Заостровский". Говорили долго, спорили, задавали каверзные вопросы. Согласия так и не нашли.

Амбициозный новый владелец намерен за три года поднять хозяйство на ноги, хочет приобрести большое количество коров, построить новые здания. В зале проносится неодобрительный гул. "Кормовую базу надо создавать! Но разве создашь за три года?" - доносится из зала. "Попробую", - отвечает северодвинец.

Г-н Анкудинов хорохорится и осаждает возбужденную публику. Высказаться хотят все. И поверить хочется вроде, и боятся: а вдруг и новый человек проходимцем окажется?..

Стариков можно понять. На их глазах рассыпалось в прах то, что строилось долгие годы. А раньше имели все - почет, славу, деньги. Заостровский племзавод-колхоз долгое время нес пальму первенства по всей области. Коровы, удои, работники - лучшие. А имена какие! Галина Кошеняева (она по инстанциям с больной ногой месяцами моталась) - ударница труда, лучшая трактористка в области. Да таких и по России можно по пальцам сосчитать! Болеет колхозом. Как и другие заостровцы.

У людей в голове давно уже срослись два понятия: "я" и "колхоз". А потому любую проблему переживают как личную драму. С одной стороны - работники колхоза "Заостровский", с другой - начальники-варяги. Сказка про белого бычка. У той, помнится, конца не было вообще...



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя