Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
31 августа 2006 (158)
Михаил ПОПОВ.

Капитанская дочка

Маше одиннадцать лет. Умница, отличница, девочка приветливая и общительная. Мама Машина - учительница. Пытается "сеять разумное, доброе, вечное", да те посевы то и дело забивает чертополох желтой прессы и травит нитратами бездуховности ТВ.

Папа у Маши военный в звании капитана. Он охраняет свою "Белогорскую крепость", хоть делать это при устаревшей технике и нехватке положенных по штату солдат очень и очень непросто.

Живет семья капитана в двухкомнатной квартире, которую снимает. На это уходит изрядная часть их общих доходов. Потому живут скромно. Экономят на всем. Справишь платье - потом на учебники и книги не хватит. Возьмешь в кредит компьютер - ходи в старом пальто. Это о Маше. А ведь Маша растет. Да еще как! Она уже не просто акселерированный утенок - красавица. Сердце радуется, что порода северная, стать северная не выводится. Приодеть бы вот только. Мама Машина вздыхает: на что? Жизнь от зарплаты до зарплаты, хоть в верхах и заверяют, что учителя и военные едва ли не самые обеспеченные категории. Словно не видят, как растут на все цены. Получить бы свое жилье - наверное, было бы полегче, но когда еще оно будет, свое жилье.

Недавно министр финансов Кудрин заверял, что через четыре года все офицеры будут иметь благоустроенные квартиры. Маша, услышав это, захлопала в ладоши: ура! папа станет майором или даже подполковником, у них появится еще один маленький, непременно - братик, и будет большая четырехкомнатная квартира. Папа, человек сдержанный, промолчал. Мама скептически поджала губы и... тоже промолчала. Да и то: что она могла сказать, чтобы не кривить душой и одновременно не разочаровывать дочку.

Эту историю я услышал в поезде, на котором возвращались из деревни папа, мама и Маша. Последний эпизод прозвучал в тот момент, когда Маша пошла в конец вагона за чаем.

Тут вспомнилась история десятилетней давности: деньги на жилье для российских военных выделяли немцы. Много денег и много могло быть квартир. Но... "...большая часть этих денег попала в какие-то темные карманы". Так пишет бывший немецкий посол, книгу которого представила "Литературка" ("ЛГ", 32).

Отложив газету, я задал попутчикам вопрос: в какие "темные карманы" могли попасть те деньги, что предназначались на квартиры для офицеров? Соседи по вагону были единодушны: в карманы тех, кто настроил особняков на Рублевском шоссе, а также тех, кто накупил вилл в Европе.

Стали вспоминать всевозможные посулы, которые народ слышал последние пятнадцать лет. Само собой, помянули верховода, который обещал положить на рельсы голову, ежели не сдержит слова. Слово его оказалось воробьем - порхнуло, и нет его. А голова - ничего, голова на месте, хоть и пустая.

Машина мама грустно усмехнулась: "Головы не надо, - это она снова перевела на заверение министра. - Не выполнил обещанного - стричь наголо". Попутчики дружно хмыкнули: в таком случае все члены правительства ходили бы как стриженые призывники. Ведь столько уже совершили бездарных действий: отобрали у ветеранов льготы, неведомо чего наворотили с лекарствами, полная свистопляска в реформах ЖКХ и образования, а теперь еще опростоволосились с вином... Да у них бы волосы не успевали отрастать от очередного головотяпства. Только что проку! Ведь они не покраснеют до кончиков волос, поскольку начисто лишены стыда и совести. Таково было наше общее заключение.

Тут вернулась с чаем Маша. Разговор как-то сам собой затих. Переведя на девочку внимание, я спросил, читала ли она что-нибудь на каникулах. "Да", - отозвалась она. Оказалось, читала Маша не что-нибудь, а "Капитанскую дочку". "По-нравилось?" "Очень!" "А какой Пушкин поставил эпиграф, помнишь?" "Береги честь смолоду!"

Народная мудрость, произнесенная звонким Машиным голосом, как-то особенно пронзительно зацепила сердце, словно предстала впервые. Сердце наполнилось гордостью, какая возникает при мысли о предках, а следом нахлынула горечь.

Мы, взрослые, переглянулись, и кажется, подумали об одном: судя по всему, наши правители это произведение в свои молодые поры "не проходили".

Михаил ПОПОВ.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя